
"Онегин". 29 мая. ДК Горького (или как он теперь называется, никак не могу выучить).
Как говорил Бургомистр в "Тот самом Мюнхгаузене" о своей работе - "не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть". Ни в коем случае не сравниваю профессию Бургомистра и профессию актёра, но сегодня мне вспомнилась эта фраза.
Вы когда-нибудь бывали на спектакле, во время которого случилась буза? Не важно, по какой причине. Но настоящая такая, широкая буза? Я, получается, оказываюсь на таком второй раз в жизни. Первый - это тому уж много лет, на гастролях "Современника", во время спектакля "Мамапапасынсобака". Кому-то постановка показалась, что называется, "не скрепной". И посреди действия с галёрки понеслись крики "Позор!", "Вон!" и так далее. Но тогда это довольно быстро прекратили.
А сегодня. Что-то, видимо, было не в порядке со звуком. Мы, сидевшие в партере, слышали прекрасно. А на балконе то ли звук двоился, то ли пропадал, и зрители не нашли ничего лучше, как заявить об этом через минут двадцать после начала спектакля "захлопыванием", топотом и криком. Произошло это как раз во время монолога Онегина. Даниил остановился и попытался узнать, в чём дело. Потом спросил, только ли его не слышно или вообще всех? Оказалось, что всех. Договорились на том, что звукорежиссер попытается что-то исправить, а актеры пока будут продолжать. Но поскольку сразу, видимо, исправить не получилось, шум продолжился. Актерам просто не давали говорить. Потом пришлось взять "переходящий микрофон", который передавали из рук в руки.
Хорошо, что этот спектакль - в некотором роде "интерактивный", и актеры могут импровизировать, обращаться в зал, обыгрывать ситуацию. И они это делали блестяще. Но так было поначалу, а когда ситуация стала затягиваться, возникла опасность "перекоса", превращения "Онегина" в некий "Камеди-клаб", исчезновения пронзительной ноты, без которой этот спектакль немыслим. Всё могло развалиться. Даже после того, как наладилось со звуком, тональность могла потеряться. Партер, в отличие от обозлённой галёрки, приготовился благодушно развлекаться. Но они смогли! Смогли справиться с неподходящим настроением зала. И, может быть, даже обернуть случившееся в пользу "Онегина". И Онегина.
Который после убийства Ленского был поистине трагичен в осознании содеянного. Мгновенное исчезновение человеческой жизни (просто "сейчас был - а сейчас нет") - и это дело твоих, твоих, твоих рук!
Который смертельно полюбил Татьяну (именно полюбил, и именно смертельно), но поздно, и попытки забыть, "выбросить из головы", "осесть", в конце концов, и начать новую (может, семейную) жизнь не помогут...
Блистателен был Автор, совершенно "укротивший" зал.
Неподражаем Ленский - в этот раз особенно "фанфаронистый", встающий, как ребёнок, на стул, чтобы почитать свои (несомненно гениальные, а как же!) стихи. И так безропотно соглашающийся с волей Автора, решившего закончить его историю...
Глубоко трогательна Татьяна, обидно "не совпавшая" с Онегиным в чувствах.
Короче говоря, спектакль получился "вопреки". А мы увидели не только прекрасную игру, но и настоящий профессионализм актёров и музыкантов. То есть, в профессионализме всех этих людей я никогда и не сомневалась, но когда видишь вот так явно - это поистине впечатляет...



Что же до зрителей на балконе. Я не знаю, как к этому отнестись. Это классический случай "всё-не-так-однозначно". С одной стороны, люди, пришедшие в театр, имеют полное право всё нормально слышать - а как же иначе?! С другой - актёры на сцене ни в чём не виноваты. И допустимо ли пытаться заставить их замолчать, чтобы воздействовать на какие-то технические службы? Пусть каждый отвечает на этот вопрос, как сможет...
