Страница 4 из 166

Добавлено: Пт 18 авг 2006, 14:14
Анита
Natasha Suvorina писал(а):Анита, а можно чуть подробнее разъяснить о судьбе мамы Талькова?
Ой, Наташа, прости, что поздно прочла твой пост. Судьба его мамы - в общем, не исключение в то время. Репрессированный отец-немец, высылка из родного Пятигорска в Сибирь, вагоны, бараки, "фашистов привезли! Врагов привезли!", нищая жизнь, младшие дети в семье, болезнь матери, тяжёлый труд. Вышла замуж не по любви - просто хороший парень предложил выйти за него и записаться русской. Потом так случилось, что мужа арестовали как врага народа. Он скрывался, её, беременную, допрашивали, требовали отречься от него - не отреклась, ничего не сказала. Муж застрелился "при задержании", нашли всё-таки... Ребёнок, родившийся в тюрьме, умер на руках матери. Многие годы лагеря. Там познакомилась с человеком намного старше, родила второго сына. Третий, Игорь, родился уже после окончания срока. Но жить в Москве и в городах было, конечно, нельзя... Жили в Щёкино, в бараке. Весело жили, не унывали, не жаловались, барак казался сказкой! "Своя" комната! Об этом времени, как о самом счастливом, вспоминали. В общем, может быть, "ничего особенного" для нашей истории. Но как представлю себе, как молоденькая девчонка пыталась сынишку в тюрьме, в грязи, накормить хоть паршивым гороховым супом - ведь молока, конечно, не было, а ребёнку месяц от роду!
Тяжёлые "жизненные университеты" нашей страны... И вот после всей такой жизни, после смерти второго мужа - на старости лет потерять младшего обожаемого сына - я удивляюсь, как она жива до сих пор. Не буду говорить про "заговор КГБ", не верю я в него. Если и был какой заговор, так чей-то другой. Но это - Судьба, это - Рок...
Есть книга "Я воскресну и спою...", там обо всём этом написано.

Добавлено: Пт 18 авг 2006, 14:19
Анита
Наташа, спасибо за ОЧЕРК О ДАНИИЛЕ!
Читайте, критики, учитесь. Нет, не хвалить Страхова учитесь, а относиться к людям с искренним интересом, смотреть в глубину, а не скользить взглядом по поверхности. Вот это - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ работа. А вам слабо? :)

Русская культура

Добавлено: Пт 18 авг 2006, 16:34
Natasha Suvorina
Окончание очерка "Даниил Страхов. Гамлетизм как свойство русского таланта".
"Телевизионные фильмы
Этот театральный градус существования и умение найти нужные именно для кинематографа краски сделали работу Страхова в «Детях Арбата» одной из самых ярких в телевизионном фильме Андрея Эшпая, и одной из самых значительных работ самого актера. Слабый человек, который мечется в железных тисках системы в судорожных попытках выжить, выплыть на поверхность, предавая близких. Шароку не дано раскаяния, но этого героя невозможно заклеймить однозначным приговором. «Тот, кто без греха, бросьте камень». Подробный рассказ об одной из лучших ролей Даниила - Юрия Шарока я поместила на сайте актера,посему предпочитаю не повторяться.
Феномен Владимира Корфа – звездный билет или проклятие?
Признание и любовь тысяч поклонников в разных странах мира пришла к Даниилу именно после роли Владимира Корфа. Страсти по поводу этой роли не утихают до сих пор. Рискну вызвать на себя очередной залп насмешек со стороны некоторых противников Страхова, кои так любят козырять тем, что его поклонницы исключительно лишь фанатеющие девочки-подростки и домохозяйки, но замечу. Меня захватила не только история любви дворянина к крепостной актрисе. Меня поразило то, что появился герой, который может любить так, как об этом мечтают тысячи женщин вне зависимости от возраста. Меня поразило, как Страхов сумел, не нарушая жанра мелодрамы, сыграть путь Корфа – от жестокого, эгоистичного избалованного себялюбца через страдание, преодоление в себе гордыни к самоотречению, жертвенности, умению прощать. Проект «Бедная Настя», на мой взгляд, даже при имеющихся недостатках, стал удачей. После него журналы и газеты запестрели фотографиями Даниила, интервью сыпались одно за другим, и…верно говорят, что «мечтать надо осторожно, иногда мечты сбываются». Чем громче был хор признаний, тем с большим сладострастием журналисты повторяли в отношении Страхова затверженные ярлыки «секс-символ» и «Сериальный красавец». В одной из статей даже роль Лисневского в полнометражном «Перегоне» Александра Рогожкина назвали попыткой реабилитироваться во мнении режиссеров, которые перестали воспринимать Страхова всерьез. ( Надо полагать, автор статьи вообразил себя Господом Богом, которому абсолютно точно известно, как именно относятся ВСЕ режиссеры к актеру Страхову.) Тем не менее сам Даниил в очередной раз не позволил себе соблазниться лаврами, рискнул уйти из сериального производства, чтобы реализовать себя как актера в «полном метре». Фильм Рогожкина, бесспорно, Авторское кино в лучшем смысле этого слова. Работы и самого Даниила, и Алексея Серебрякова, и Анастасии Немоляевой я бы коротко назвала достойными работами в достойном кино. Более развернутый отзыв о фильме «Перегон» и роли капитана Лисневского см. на сайте фильма. http://www.ruskino.ru/movie/forum.php?c ... s&aid=7601 А что же критики? Захотели они всмотреться, задуматься? Увы. Критики на фестивале «Кинотавр» кроме поросенка Тарасика в «Перегоне» увидеть ничего более не захотели, а на самого актера поспешили "наклеить" очередную порцию старых ярлыков".

Суровая беспощадность, с которой относится к себе актер Страхов, заставляет его часто поступать вопреки ожиданиям, ломать устоявшееся представление о собственном имидже как актера. И несмотря на то, что я начала говорить о гамлетизме, этим определением индивидуальность Страхова отнюдь не исчерпывается. Быть может именно человек «Гамлетовского» склада как никто ощущает и ценит вкус, азарт, озорство замечательного театрального хулиганства. Таков единственный на сегодняшний момент спектакль, в котором играет Страхов, - комедия «Приворотное зелье». Многие зрители, помнившие сверхсерьезного аристократа Корфа, первые двадцать минут пребывали в состоянии, близкого к шоку, увидев Страхова в роли простоватого влюбленного Каллимако.Моцартовская легкость, обаяние, по-актерски «вкусные» находки, неожиданные краски – отличают и другого героя Даниила – отважного авантюриста Дронова в «Талисмане любви».

«Громада двинулась и рассекает волны. Плывет…Куда ж нам плыть?»
В студенчестве, в начале театральной карьеры Даниил не раз соприкасался с ролями русской и европейской классики. В кино подобные роли его еще не нашли. Однако именно Даниил по своему внутреннему мироощущению, мировосприятию, на мой взгляд, как никто из современных молодых актеров близок к трагическим героям Достоевского, Платонова, Пушкина, Шекспира. Произойдет ли встреча? Ведает лишь судьба. Однако кого бы ни сыграл Даниил, его герои несут на себе отпечаток гамлетовских размышлений, драматической судьбы. Штамп, набивший оскомину: актеру обычно желают новых интересных ролей. Мне же нестерпимо хочется пожелать Даниилу Страхову встречи с хорошими режиссерами, единомышленниками, которые поставили бы фильмы и спектакли именно на него - разного, думающего, страстного актера.

Добавлено: Сб 19 авг 2006, 00:58
Нюша
Natasha, полностью согласна со всем, что ты так замечательно написала о Дане. Хотелось бы, чтобы твой очерк не просто остался здесь в форуме, а девушки-хозяйки разместили бы его отдельно на сайте. :D

Добавлено: Вт 22 авг 2006, 09:45
Нюша
Анита писал(а): Нюша, а я всё забываю спросить: тебе удалось прочитать "Ф. М."? Я потому здесь об этом спрашиваю, что Акунин и его творчество - это ведь тоже явление современной культуры. И у меня возникла мысль, не знаю, может быть, спорная, но - не задумал ли Акунин в лице Фандориных показать "особенности национального характера" в разных его проявлениях? Ведь все они - и Эраст Петрович, и его внук Николас, и правнук Эрастик, и Дорин, и Дронов, и Дарновский, и Порфирий Петрович Федорин - герои разных книг - все они очень разные, но каждый воплощает некие узнаваемые черты. "Фандорины как зеркало русского характера". :) Акунин как-то сказал о Фандориных: "Люблю я их, дураков несчастных. Всё у них есть, а быть счастливыми не умеют". В некотором роде, прошу прощения, конечно, но это можно сказать и про наш великий народ...
Прочла я вчера "ФМ". Книга вызвала какие-то смешанные чувства. Даже не знаю, хотел ли Акунин Фандориных изобразить "как зеркало русского характера"... Дело в том, что они у него не чистокровные (если, конечно, в наше время существуют биологически чистокровные) русские. И красной нитью проходит мысль, что в нашей стране даже иностранцы начинают мыслить по-нашему, т.е. иногда оправдывают нарушение буквы закона. Даже мой любимый Эраст Петрович большую часть жизни проводит за границей. Не знаю, может быть, я психологически устала и потому не совсем вовремя взялась за книгу Акунина. В результате, "ФМ" у меня вызвал такой пессимизм, какого не было после фильма "Перегон".
Вернусь-ка я лучше к Марку Анатолиевичу Захарову. :wink:

Добавлено: Вт 22 авг 2006, 23:17
Нюша
По мере возвращения Даниила на своё привычное место в рейтинге на Рускино возобновились всевозможные нападки на якобы отсутствие таланта и серьёзных киноролей в уже полные 30 лет актёра. В связи с этим я вспомнила о прочитанной мной лет 5 назад книге Марка Захарова "Контакты на разных уровнях" и его рассуждениях о феномене Евгения Леонова. В общем, вспомнились примеры артистов, ставших народными далеко за 30 лет. Тот же Краско из этого же списка...
Заглянула в книгу и "затянула" она меня с новой силой. :wink:
Поскольку творчество Захарова непосредственно причастно к нашей культуре, решила поделиться некоторыми его иронично-философскими мыслями. Так сказать, разрядить обстановку.

Добавлено: Вт 22 авг 2006, 23:19
Нюша
Советы абитуриентам
Если вам захочется поступить в Академию театрального искусства (ГИТИС) или в какое либо другое театральное учебное заведение, чтобы выучиться на артиста, режиссёра, театрального журналиста или менеджера, - немедленно откажитесь от этой идеи. Раз и навсегда выбросите эту опасную мысль из головы. Если выбросить не удастся – тогда поступайте.
Конечно, вы получите не совсем нормальное образование. Если вас не отчислят на первых курсах, что почти неизбежно, - вы станете обладателем диплома, имеющего чисто символическую ценность, ибо выучиться на поэта, драматурга, композитора и вообще на сочинителя – невозможно. Им можно лишь стать с помощью собственных и педагогических усилий при наличии определённых человеческих качеств, физических данных и профессиональных способностей.
Не скрою – дело рискованное и опасное. Пять – семь процентов от общей максы начинающих артистов не сумеют отрегулировать свои отношения с алкоголем. Спиться в нашей стране, при нашей профессии проще простого. Традиции, генетика, профессиональные перегрузки и вихри соблазнов так и подталкивают расслабиться сначала на некоторое время, а потом на всю жизнь. Чтобы не стать алкоголиком, надо проявить незаурядное упрямство. Не всем дано.
Ещё десять-двенадцать процентов сойдут с дистанции из-за неумения подчинить свою жизнь строгой самодисциплине, особой профессионализации мышления, всевозможным ограничениям, специальному режиму труда и отдыха. Я уже не говорю об обязательном дополнительном самообразовании, без чего молодой мозг быстро вянет, склоняется к хамству, агрессивному невежеству с последующим дебилизмом.
Молодой интеллект студента должен впитать все основополагающие идеи и нюансы истории мирового искусства, располагая ничтожной стипендией. Он должен научиться организованно вписываться в недостаточно организованный процесс творческого поиска, работать по многу часов, изучая одновременно окружающий мир и ресурсы собственного организма. Он должен поверить в их безграничность. Он должен научиться до конца дней наблюдать, коллекционировать сознательно и бессознательно разнообразные режимы человеческого поведения, свойственные людям не имеющим отношения к театру. Людям, что по-другому говорят, ходят, жестикулируют, иначе берут дыхание в произносимой фразе, чем это делают среднестатистические артисты, по-другому используют тембральные возможности человеческого голоса, не обязательно стремясь во что бы то ни стало понравиться зрителям и насладиться звуками собственных голосовых связок. Артист высокого класса должен помимо экстатического лицедейства научиться производить двойственное впечатление на зрителя, который очень долго обязан не понимать – дилетант перед ним или гений. В конце концов, он должен приблизиться к категориям сверхчувствительного восприятия, научиться гипнотическому контролю над настроением зрительного зала.
Забегая вперёд, скажу, что по моим наблюдениям, приличным профессиональным артистом (не режиссёром!) можно стать после двух лет интенсивной работы с хорошими (желательно талантливыми) педагогами, при наличии уникальной работоспособности, ума, неизуродованной наследственности, врождённой или благоприобретенной культуры (очень редко это встречается) и обязательно близких людей незаурядного калибра, способных создать вокруг него питательную среду. Впрочем, найти чисто человеческие источники, которые помимо родителей напитают тебя не дурью, но благотворными идеями в широком спектре профессиональных и человеческих качеств, - задача, быть может, центральная, определяющая при рождении истинного Артиста.
Особую роль я отвожу возлюбленному или возлюбленной. От этой личности в одинаковой мере зависит и творческий рост, и профессиональная (человеческая) деградация.
Заявление, конечно, достаточно безапелляционное и, вероятно, насквозь субъективное, но личные многолетние наблюдения не позволяют мне скрыть это убеждение. Особенно велика подобного рода зависимость, по-моему, у мужчин. (Если жена(возлюбленная) ещё и старше тебя – считай, тебе очень повезло.) Но конечно, как человек иногда проявляющий осторожность, скажу: точно не знаю. Впрочем, не только этого, но всего другого, о чём пишу.
Слишком долго рассуждать о серьёзных, высоких материях скучно и даже опасно. Творческой личности необходимо тренировать себя на контрастах. Необходимо укреплять не только мускулатуру, но дотянуться до тех биологических механизмов, что выбрасывают в кровь адреналин. Регулируют работу сердечно-сосудистой системы и мозговых нейронов. Система йогов для нас сложна и не слишком органична; элементарный, а за ним углублённый аутотренинг – то самое, что необходимо дерзающему дарованию. Тем более, что после начала космических полётов российские учёные, пусть с большим опозданием, но всё же признали его строго научную ценность.
Всё вышесказанное есть типичное лирическое отступление. Теперь по делу – о желании молодого дарования приобщиться к современному актёрскому или режиссерскому искусству.
Если талантливый абитуриент при поступлении в театральное училище или Академию одолеет экзамен по доминирующей дисциплине – мастерству, он обязан произвести выгодное впечатление и на других экзаменаторов. Это крайне важно. В какой-то степени это тест на проверку его воли, целеустремлённости, даже профессиональной пригодности….
…Я полагаю, что сегодня можно прийти на экзамен с маленьким портретом К.С.Станиславского, со словарями и многочисленными справочниками. Если этому воспротивится ваш экзаменатор – удивитесь, но не огорчайтесь. Существует множество надёжных способов произвести на экзаменатора выгодное впечатление при неглубоких познаниях.
Перед тем как что-то сказать, постарайтесь очень тонко и осторожно продемонстрировать нездоровье и следы тяжёлого материального положения. Хорошо во время экзамена будто бы незаметно принять лекарство. Если на заданный вопрос вы имеете хотя бы приблизительный ответ, не торопитесь подавать голос. Поднимите к потолку задумчивый взор, слегка сощурьтесь и изобразите, будто выбираете из множества полученных вами знаний подходящий вариант ответа, доступный экзаменатору. Дайте ему почувствовать, с лёгкой опечаленной улыбкой, всё богатство и полифонию вашего неординарного мышления. Главное: создать ощущение, что говорю, увы, далеко не всё, что знаю.
Академия театрального искусства, в которой я имею честь вести мастерство, надеется на талантливых абитуриентов. Больше того, страна замерла в тревожном ожидании. Измученному народу не терпится познать новых сценических кумиров и киногероев. Ему мерещится, что весь мир сегодня смотрит на Россию и ждёт: погубит она земную цивилизацию или дружески ободрит дальнейший мировой прогресс.

Добавлено: Вт 22 авг 2006, 23:20
Нюша
Мысли благие и зловредные
…Самое главное в современной режиссуре: чтобы зрители не расходились в антракте. Если чувствуешь, что спектакль не получился, - ликвидируй антракт. Дело проверенное не одним мною.

…Испанский режиссёр Бюнюэль высказался однажды примерно так: если хочешь узнать про себя, какой ты режиссёр на самом деле, - сделай фильм без музыки. Конечно, это, слава Богу, относится к кинорежиссёрам, но и для театральных звучит обидно.

…Когда в спектакле начинает доминировать нормальная логика, придумай мизансцену, где главный герой вдруг ни с того ни с сего подпрыгнет, щёлкнет нижней челюстью или учинит другую совершенно необъяснимую выходку. Очень располагает молодых театроведов к глубокому и уважительному о тебе размышлению.

…Когда не знаешь, как смонтировать одну сцену с другой, - запускай между ними громкую музыку или оглушительный рёв. Чем громче, тем полезнее. Очень взбадривает и создаёт ощущение современной остроритмической режиссуры.

…Уже на первых репетициях чаще закрывай глаза – усиливает уважение у артистов. Они начинают подозревать тебя в постоянном и на редкость углублённом полифоническом мышлении. Тут главное – не заснуть.

…Очень полезно на репетиции вдруг громко высказать такого рода мысль, которую нормальному человеку понять никак невозможно, по какому поводу она возникла – неизвестно, а спросить, о чём, собственно, речь, - неудобно.

…Особо изощрённое искусство: умение рассаживать полезных людей в зрительном зале так, чтобы между полезными обязательно сидели бесполезные. Не давать скучиваться главным редакторам и театроведам. Разбрасывать их по первым десяти рядам партера. Одиннадцатый ряд – акт самоубийственный для режиссёра. Не забывается долгие годы.

…Когда тележурналист спрашивает у тебя перед камерой, о чём ты поставил спектакль, - иногда не давай однозначного ответа, расскажи о своём тяжёлом детстве, задумайся о Бодлере, Малере, Стреллере и улыбнись, вспоминая встречи с Анджеем Вайдой, проверять сегодня некому. Обязательно помяни спонсоров, даже если их у тебя нет. Искренне поблагодари Третьяковых, Бахрушина, Прохорова и Рябушинского. Пригодится.

…Если вы начали (не от большого ума) писать театральные рецензии, не вздумайте серьёзно относиться к тому, что увидели, или, не дай Бог, хвалить. Ваши похвалы никому не интересны. Перспективнее другой путь. Скажите, например: «Так и осталось загадкой – сожительствовал ли Гамлет с Фортинбрасом или не успел. А жаль! На фоне общей разноголосицы наиболее достойно смотрелся один только череп Йорика». Запомнитесь многим, особенно режиссёру.

…Заставляй себя радоваться чужому режиссёрскому успеху, не разрешай себе зависти и злословия. В противном случае расплата может стать для твоей физиономии слишком тяжёлой, а главное – неотвратимой.

…Если узнаешь из прессы, что постоянно репетируешь в сауне, ночуешь в казино и каждый четверг меняешь сексуальную ориентацию – не ссорься с прессой. Лучше поменяй сауну на обычную парную.

Добавлено: Ср 23 авг 2006, 14:42
Natasha Suvorina
Захаров, как всегда, - в яблочко! Спасибо, Нюша!

Добавлено: Ср 23 авг 2006, 15:13
Нюша
Меня очень удивили слова Дани в его беседе с Фёдором Бондарчуком о том, что снимаясь в "Перегоне", он пришёл к выводу, что настоящий профессионал не задаёт лишних вопросов. Ещё тогда подумала, что к таким мылсям он пришёл, глядя на Серебрякова. Но как же быть с Инной Чуриковой, задавашей много вопросов при работе над фильмом "Идиот"?
Перечитывая книгу Захарова и встречая его размышления об актёрах, прихожу к выводу, что Даня зря стесняется своей "въедливости". Ведь именно эта его черта помогала ему в работе над образом Юры Шарока.

Добавлено: Ср 23 авг 2006, 15:14
Нюша
Хорошее начало
Я пытался вести режиссерскую работу над одной весьма посредственной пьесой, шли довольно вялые репетиции, и я запомнил их только потому, что там репетировал Андрей Миронов. Мы присматривались друг к другу, и особого взаимопонимания между нами не чувствовалось. Помню, он меня страшно донимал на репетициях вопросами: «Зачем я это делаю?», «Зачем я подошёл к окну?», «Почему мне надо сесть?», «Какое действие у меня при слове «Здравствуйте?», «Почему я сказал «До свидания?»… Теперь я объяснил бы ему в двух словах. Почему? Почему?.. Сослался бы на биоритмы, фазы луны, фрейдистские комплексы, интуицию, уменьшение адреналина в крови… Нашёлся бы что сказать! Уже не мальчик. Тогда же Миронов не раз меня озадачивал, и я даже терялся на некоторое время. Он находился под сильным влиянием «Современника» лучшей его поры и стремился чётко анализировать роль с помощью действенного анализа, определения сквозного действия, задачи и сверхзадачи. Иногда меня это злило, но в конце концов я оценил его дотошность. Я стал готовиться к репетициям тщательно, теперь уже точно формулируя цель того или иного сценического поступка, причину произнесения того или иного текста в каждом конкретном случае, в каждый конкретный миг. Работа, в общем, несложная. Она может быть очень простой. Даже ремесленной. Однако тут Миронов в целом был прав: квалификация режиссёра зависит во многом от того, как он формулирует причину и цель сценического деяния. На каждую удачную реплику может приходиться до десятка справедливых режиссёрских обоснований, так сказать, правильных и бесспорных. Но за нормальными режиссёрскими обоснованиями в нашей профессии следуют не совсем нормальные, непривычные, страшно неожиданные, такие, что может услышать и понять только режиссёр повышенной одарённости, за повышенной одарённостью следует сверхповышенная… и так далее до самого Станиславского или Федерико Феллини.
Определение сценической задачи рассыпается на миллиард вариантов, если помимо определения «Зачем я это делаю?» мы ещё смело присовокупим сюда «Как я это делаю?». Теперь-то я хорошо знаю, что помимо явной задачи у сценического персонажа бывает задача, скрытая за семью печатями, в том числе и такая, в наличии которой он сам никогда не признается. Он может и не знать о ней. И ещё, он может не иметь задачи, он может только её искать, и возможные варианты этого поиска могут обозначаться единицей с семью нулями. Миронов подтолкнул меня к этой увлекательной работе. Её увлекательность состоит в том, что фактически у неё нет предела, она, по существу, бесконечна.
Бесконечная работа – что может быть прекраснее? Я стал упорно, почти со спортивной страстью думать: «Зачем бабушка в магазине рассказывает какую-то чушь несусветную людям, с которыми она никогда прежде не виделась и не увидится? Чего это я этой личности всегда улыбаюсь? (Какие у меня цели?) А мимо этой физиономии как-то норовлю проскочить? Как быть с человеком, когда он занимается явно бессмысленным делом? Зачем оно ему? Почему человек иногда кривляется, даже сам с собой?..»… Эта моя «въедливость» сформировалась во мне во многом под влиянием мироновской «въедливости». Надо отдать ему должное. Я ему стал вскоре объяснять каждое слово, каждое движение мизинца, и он отстал от меня с вопросами, утомился, успокоился, поверил, что всё-таки что-то такое я тоже знаю.
Андрей Миронов не хлебнул ни голода, ни холода, что вызывало у некоторых актёров по отношению к нему некоторый скепсис. Детство его было достаточно комфортабельным, юность тоже. Где он набрался отрицательных эмоций – не знаю. Но набрался. Без обязательного голода и обязательного холода. У нас ведь есть ощущения, что большим художником, как и писателем, становится только тот, у кого было несчастливое детство. Иными словами, для искусства по-настоящему ценен лишь тот, кто многое пережил. Это бесспорно. Без больших переживаний нет серьёзного художника. Но что понимать под переживаниями? Тяжкие физические и нравственные лишения? Не только. Человек слишком непросто организован. Одной самой правильной меркой его не познаешь. Истинное человеческое страдание, мятежный духовный поиск могут проходить в условиях приличного трёхразового питания. Александр Сергеевич Пушкин, по нашим представлениям, жил и творил в полном достатке. Но не хлебом же единым!.. Может быть, и нескромно после Пушкина сразу переходить к Миронову, но что делать, с ним связано моё первое и самое яркое актёрское потрясение, этот человек явился отчасти соавтором «Доходного места»…
…..Миронов поначалу был назначен на роль Белогубова – мерзкого человека, антипода Жадова. Мне объяснили, что Миронову недостаёт положительного обаяния, но зато он обладал хорошим отрицательным. Я долго думал, потом понял, что не соглашусь с этим, и стал постепенно, исподволь готовить переход Миронова на роль Жадова.
Тем не менее насчёт сценического обаяния не так всё просто. Действительно, впервые два года своего пребывания в театре Миронов как бы не годился для центральной положительной роли. Чего-то в нём для этого не хватало. В.Н.Плучек не побоялся сразу ввести его а роль Присыпкина в «Клопе». Сразу после покойного В.Лепко. Миронов вполне прилично справился с этим нелёгким делом. Острый гротеск, «мурло мещанина», комедийная хватка – всё было на месте. Но сыграть пусть не самого мужественного, но всё-таки выразителя передовых общественных настроений в среде русской разночинной интеллигенции, главного героя пьесы – какая-то натяжка здесь ощущалась, и во внешности чего-то не хватало. Репетируя ту самую пьесу, на которой он меня мучил бесконечными вопросами «Зачем?», я стал замечать, что в нём происходит как бы постепенное усиление его человеческой и актёрской позиции, он обретает какую-то творческую свободу, дополнительную, внутреннюю, его глаза становятся и спокойнее, и смелее одновременно. (Кстати, это важное для актёра сочетание.) В дальнейшем этот процесс привёл к тому, что Миронов получил роли Чацкого, Фигаро и многие другие роли мирового репертуара, стал народным артистом, но в период работы над «Доходным местом» назначение его на роль Жадова считалось проблематичным. В первоначальном распределении эту роль получил Александр Пороховщиков, блистательно сыгравший потом Белогубова.
Пороховщиков – очень своеобразный актёр со своими специфическими профессиональными странностями. В период нашей совместной работы он обладал огромной внутренней заразительностью, мог выглядеть то очень большим, зрелым и сильным актёром, то становился профессионально беззащитным, неумелым, начинающим, у которого мало что получалось. Чаще всего такие явления свидетельствуют об очень большой творческой незаурядности, возможно, о каких-то отклонениях от нормы. Подобные отклонения могут, конечно, оказаться малоинтересными для искусства, но могут – что надо всегда терпеливо исследовать – оказаться прорывом в новую актёрскую эстетику. Вообще, если человек в какие-то моменты не может продемонстрировать свою профессиональную оснащённость, не умеет или не хочет прикрыться среднестатистическими приёмами мастерства или, точнее, ремесла, - это ещё ни о чём не говорит. Скольких художников в своё время упрекали за то, что они не умеют рисовать как положено, а когда они всё-таки пробовали рисовать «как положено», они становились бездарными дилетантами. Я имею в виду тех художников, которые хотели рисовать не так, как рисуют все, а так, как рисуют все, они просто не могли рисовать, потому что не умели. Зато, когда они всё-таки прорывались к своему зрителю, выходили на свою стезю, здесь происходили важные открытия. Между прочим, в Театре имени Ленинского комсомола долгое время работал Иннокентий Смоктуновский – работал «из рук вон плохо». С.В.Гиацинтова, главный режиссёр театра, просила выпускать его на сцену только в тех случаях, когда надо молчать: говорить так, как требовалось тогда в театре, он не мог, оттого и казался бездарным. Я не хочу никаких прямых аналогий, но догадываюсь, что актёрская судьба у А. Пороховщикова складывалась трудно, зигзагами, именно в силу того, что не во всех режимах общепринятого сценического существования он мог существовать.
Роль Белогубова была выстроена в соответствии с самыми сильными и выразительными особенностями его актёрского организма. Временами Миронов выглядел ребёнком по сравнению с той тёмной силой, которую нёс в себе этот загадочный молодой чиновник. Он аккумулировал на себе пристальное внимание зала. В его остановившихся глазах сидела какая-то тайна. Её невольно пытались разгадать зрители и не спускали с него глаз: «Кто он? Тля ничтожная или переодетый государь император?» Он был и тем и другим...

Добавлено: Ср 23 авг 2006, 19:32
Анита
Я очень люблю книгу Марка Анатольевича. Только я боюсь, что очень немногие сейчас её читают, из тех, кто должен был бы - просто по профессии.

Добавлено: Ср 23 авг 2006, 20:07
Natasha Suvorina
Хотелось бы мне, чтобы Даня прочитал эти слова. Все полезнее, чем обращать внимание на бесконечное переливание из пустого в порожнее так называемых "борцов за чистоту рейтинга". Кстати, посмотрела фильм о съемках "Талисмана любви". Никак не могу понять, не совмещается у меня - интересные люди, профессионалы, искренне влюбленные в свое дело. А на экране - раскрашенный комикс. Я, поникшись симпатиями к ним, даже засомневалась, а может я чего-то не поняла в "Талисмане"? Скорее всего, я не приняла правил игры в комиксовость. Оттого и не верила ничему, что происходило в фильме. Иногда хотелось, чтобы актеры остались без компьютерных задников и сыграли бы так, как могли в полную силу. Простите, что-то я не по теме. Захаров мысли разворошил... А еще он меня убедил, что дарование иного актера реализуется не сразу, не одномоментно, если актер глубокий, с хорошим потенциалом, стремлением к самореализации, саморазвитию, у него есть все шансы открыть в себе новые грани. А Даня, безусловно, такой. Вот бы Дане еще и режиссеры хорошего уровня попадались почаще. :roll:

Добавлено: Чт 24 авг 2006, 13:02
Natasha Suvorina
На сайте культурная эволюция нашла любопытное интервью с Кареном Шахназаровым о российском кино и голливудских образцах"От фабрики грез к фабрике смыслов".
Адрес

Добавлено: Чт 24 авг 2006, 19:42
Нюша
Да, статья, действительно очень интересная. И политика Шахназарова очень импонирует: "...если в стране есть технологическая база - кино будет. Сегодня нет идей - завтра будут. Сегодня нет Шукшиных - завтра придут, если есть место, где Шукшину можно работать."
А, вот, с мнением директора Мосфильма:"... на пути копирования у нас не будет успеха. Блокбастеры мы лучше американцев все равно не сделаем...", такие режиссёры, как Ф.Бондарчук и Ф.Янковский не согласятся. И напрасно. :wink: