Культура, философия, образование

ПоOFF-TOPим?

Модератор: Модераторы

Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Устала я от фильмов про войну. Особенно про Чечню.
Очень нравился в своё время "Кавказский пленник" с Бодровым и Меньшиковым в главных ролях. Но с тех пор ни "Война", ни "Живой" не отзываются в моём сердце.
Вселяют надежду эти слова из рецензии "Пленного":
Эта история о том, что нас всех объединяет: о любви, дружбе и братстве. И о красоте, - мира и людей вокруг, - которая подстерегает человека, и перед которой он всегда беззащитен. И, конечно же, о войне, которая ставит каждого перед чудовищным, нечеловеческим выбором.
В последнее время не хватает именно этого и на экране, и в прессе - того, что объединяет.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
LaSi
Forum Admin
Сообщения: 5944
Зарегистрирован: Ср 31 янв 2007, 15:49
Откуда: Czechia
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение LaSi »

Нюша писал(а):Устала я от фильмов про войну. Особенно про Чечню.
Устала я от фильмов про войну. Особенно про таких, где половину фильма битва, стрельба, а внутреннему миру героев фильма дадут мало времени, зритель не может их полностью узнать, познакомиться. :( Жаль, именно таким мне показался "МиБ"-фильм, я была немножко разочарована. :( Надеюсь, что ТВ-версия "МиБ" будет лучшая, более о людях там.
Поэтому мне нравятся такие картины, где война только на фоне, но главным действом фильма развитие взаимоотношений между персонажами, взаимоотношений, на которые влияет именно война, их место в рамках войны.
Поэтому мне понравилась "Кукушка", "Перегон" и поэтому мне зацепил сюжет "Пленного".
Our fingerprints don't fade from the lives we've touched. ("Remember Me" 2010)
Отпечатки наших пальцев на жизнях, к которым мы прикасались, не тускнеют. ("Помни меня" 2010)

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Анита
Мoderator
Сообщения: 18424
Зарегистрирован: Вс 02 апр 2006, 17:27
Откуда: Санкт-Петербург

Непрочитанное сообщение Анита »

А я хочу посмотреть "Живи и помни" по Распутину. Говорят, очень удачное кино.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

8 июля православные христиане отмечают "День влюбленных".

Изображение
В роли покровителей супружеской любви и верности Русская Православная Церковь почитает муромских чудотворцев, живших в XII-XIII веках, - князя Петра и княгиню Февронию.
История любви этой супружеской пары подробно описана в древнерусской "Повести о Петре и Февронии".
Как описано в Житиях святых, благоверный князь Петр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого он заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что это может сделать дочь пчеловода благочестивая дева Феврония.
Когда князь увидел крестьянку Февронию, то полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Феврония вылечила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь и верность друг другу через многие испытания. Они прославились благочестием и милосердием.
Скончались святые Петр и Феврония в один день и час 8 июля (по новому стилю) 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Примерно через 300 лет после своей кончины, в XVI веке, Петр и Феврония были причислены Русской Православной Церковью к лику святых.
Православный "День влюбленных" на Руси отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина, отмечает РИА "Новости". В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах.
В своих молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди постарше - о семейном согласии. Считается также, что святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на вступающих в брак.
http://www.confession.ru/arch/08Jul2003/news/6187.html

Сегодня в России впервые будет отмечаться День семьи и супружеской верности. Символом праздника станет ромашка и изображение православных святых - Петра и Февронии Муромских.
Дата празднования - 8 июля - выбрана не случайно, поскольку вот уже 780 лет именно в этот день православная церковь вспоминает чету святых чудотворцев, которые прожили в любви и согласии всю свою жизнь и, по преданию, завершили свой земной путь в один день.
2008 год объявлен в России годом Семьи, поэтому появление такого праздника вполне логично. Мероприятия, посвященные Дню семьи, пройдут по всей стране.
В праздничный день столица украсится рекламными щитами и растяжками с изображением ромашки. Сердцем праздника станет Царицыно - здесь будут чествовать семейные пары, прошедшие долгий путь до "бриллиантовой свадьбы", выступят фольклорные коллективы и звезды эстрады.
В Коломенском пройдет праздник в православных традициях. Здесь ждут молодых людей, собирающихся вступить в брак, а на Аллее Петра и Февронии можно будет принять участие в акции "Посади свою ромашку".
На Воробьевых горах тоже ждут гостей, и даже Московский зоопарк не останется в стороне - на его территории также будут проведены праздничные мероприятия.
Кроме того, в честь праздника Семьи московскими властями учреждена специальная награда - медаль "За Любовь и Верность". Ею будет награждено 300 московских семей, проживших в согласии более 25 лет.


http://lady.mail.ru/article/48067
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

А я не могла понять появление ромашки в нижнем правом углу экрана на ОРТ.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
LaSi
Forum Admin
Сообщения: 5944
Зарегистрирован: Ср 31 янв 2007, 15:49
Откуда: Czechia
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение LaSi »

В субботу 12.7.2008 завершался 43. международный кинофестиваль в Карловых Варах (cz:"MFF-KV", en:"KVIFF") [кинофестиваль категории "А"]:
http://www.kinokadr.ru/news/2008/07/06/2102.shtml
http://www.ua-reporter.com/novosti/33612/

Почти все русские фильмы здесь получили награду:
- cz: http://www.kviff.com/cz/aktualne-live/2 ... vary-2008/
- en: http://www.kviff.com/en/news-live/2008- ... -vary-iff/

фильм "Пленный" (Алехей Учитель) - награда за лучшую режиссуру:
Изображение
KVIFF: Plennyj / Captive / Zajatec - Movie Trailer:
http://www.youtube.com/watch?v=uTarzcTT5eY

фильм "12" (Никита Михальков) - зрительская награда журнала "Право":
Изображение

фильм "Русалка" (Анна Меликян) - награда "независимая камера" - награда
чешского телевидения для лучшего фильма Форума независимых:

Изображение


чешский фильм с адаптацией русской классики "Карамазовы" (Петр Зеленка) получил награды:
- оценка международной фильмовой критики (FIPRESCI)
- особенное признание основной жюри
Изображение Изображение
Our fingerprints don't fade from the lives we've touched. ("Remember Me" 2010)
Отпечатки наших пальцев на жизнях, к которым мы прикасались, не тускнеют. ("Помни меня" 2010)

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Natasha Suvorina
Сообщения: 3713
Зарегистрирован: Вт 24 май 2005, 11:15
Откуда: Yaroslavl
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Natasha Suvorina »

Выкладываю статью из Российской газеты.
Думаю, что Ада Роговцева принадлежит к русской культуре, поскольку талант интернационален.

Боже упаси, чтобы нас поссорили..."
Актриса Ада Роговцева - об отношениях между народами, райдерах и амбициях
Александр Ярошенко, Амурская область


В Благовещенске завершился международный кинофестиваль "Амурская осень", жюри театральной антрепризы возглавляла народная артистка СССР Ада Роговцева.

Российская газета: Ада Николаевна, что вас впечатлило на этом фестивале?

Ада Роговцева: Меня часто приглашают возглавить то или иное жюри. Почему? У меня нет зла - вообще, но в то же время я жесткий человек. Меня никакими силами нельзя переубедить, что это хорошо, а это плохо. Об этом все знают. Для меня на этом фестивале потрясение в хорошем смысле этого слова - это Сергей Безруков в роли Сирано. Мастерство артиста очень высокое, теперь понимаю, почему многие нервничают, когда узнают о том, что предстоит соперничать с Безруковым. Если говорить о конкурсе антрепризы "Амурской осени", это явление уникальное, такого нет больше ни на одном фестивале в стране. Безумно понравилась работа Людмилы Чурсиной, Георгия Тараторкина в спектакле "Самое дорогое бесплатно". А какая замечательная там работа Ольги Кабо - совершенно изящный актерский рисунок.

А настоящим потрясением для меня стала Екатерина Васильева, ее поистине бенефисная работа в спектакле "Я была счастлива", она раскрыла глубинную суть героинь Достоевского. Катя показала нам театр души, театр мудрости и великой благодарности к тем, кто оставил свой след на земле. Это было то редкое, ради чего хочешь быть в профессии. Это была работа, после которой хочется стать перед актрисой на колени и поцеловать ей руки.

РГ: Тридцать лет жизни вы отдали родному Театру имени Леси Украинки, потом вас оттуда "ушли"...

Роговцева: Я там провела всю ночь после последнего спектакля, облила слезами каждую половичку, кулисы целовала. Тут у меня провалился каблучок, а тут болела почка, а тут колено замораживали новокаином... Все это я оставила. Оставила благословляя! У меня нет ни обид, ни горечей. Ничего нет! Мое закончилось...

РГ: Как вам сегодня живется и работается в далеком, но для многих из нас родном и понятном Киеве?

Роговцева: А я в основном работаю в России, здесь за последние годы переиграла многих бабок, теток и старушек... Я с 20 лет играю в России, так получилось.

Но как только бывает какая-то работа на Украине, я с радостью за нее берусь, там покалечены представления о многих вещах. Артистам московским платят в десять раз больше, чем украинским. Представляете, в десять раз... Это все объясняют словом рейтинг. Как говорила Марина Цветаева: "Я свое место знаю, и если оно не последнее, то только потому, что я не становлюсь в общий ряд..." Я с ней полностью согласна. Как только встанешь в ряд со всеми - начнут толкаться.

РГ: Трудно прийти к такому пониманию?

Роговцева: Совсем нет, это дано человеку понимать или не дано. Только так, как-то снималась с одним популярным сегодня молодым артистом, и на обед принесли мясо в ананасах, груши в карамели. Я удивилась. А мне в ответ: вы понимаете, у него так в райдере записано, нам неудобно, мы и вам точно такую еду заказали. Я рассмеялась, господи, хоть и я рядом с ним грушу съела. Беда в том, что того смазливого сериального паренька через год все забыли. И его не видно и не слышно. Надо заниматься профессией, а не эти, как их? Картриджи? Ну райдеры, черт бы их побрал, писать....

РГ: Вы следите за политическими событиями на Украине?

Роговцева: После того как я вышла на майдан, все газеты обошел снимок, как я раскинула руки и обнимала всю свою страну и сказала - здравствуй, народ! Я не говорю про политиков, я говорю про народ. Народ решил, что мы будем жить так, а не иначе. А потом пошел весь этот ужас, и если следить за всем этим, то можно сойти с ума. Виктор Андреевич Ющенко - это персонаж древнегреческих трагедий, то, что судьба на него навалила - это уму непостижимо. Я с ним не дружу, но по-человечески мы с ним знакомы, он был поклонником моего таланта и часто просил меня что-нибудь прочесть...

Я была свидетелем только порядочных, человеческих качеств. А все, что касается политики и мне недоступно, вызывает порой глубокую человеческую боль... Если нам сегодня на границе нахамил какой-то таможенник или неумный пограничник, то разве можно обижаться на всю Украину или Россию? В каждой профессии есть чернь. В каждой! Не обращать на нее внимания. И на политиков не надо обращать внимания. Если мы будем жить только их амбициями, то потеряем все то, что приобретали столетиями. Любовь друг к другу, привязанность друг к другу потеряем. Я имею в виду Белоруссию, Украину, Россию и Грузию...

РГ: А как вы относитесь к тому, что сегодня в Украине советские и уже новые - российские - фильмы необходимо переводить на украинский язык?

Роговцева: Это неправильно. Если так исторически сложилось, что на Украине знают еще один язык, язык великой русской культуры, то его терять категорически нельзя.

На Украине нужно защищать украинский язык. Почему? Русский язык знают все, а украинский - выборочно (смеется).

Когда сегодня говорят об украинском самосознании, то много еще какой-то растерянности. Как отвечать на ту агрессию, которую несут политики? Нельзя опускаться до ответной агрессии. Но в каждой семье есть то светлое и не бьющее по глазам - это широта нашей души, наш замечательный юмор, наш язык, наши песни, культура наша.

РГ: Ада Николаевна, а чего еще от жизни хочется?

Роговцева: Просто жить! Ничего нет прекрасней, чем сама жизнь. Чтобы дети не болели и внуки были здоровы. Чтобы все живы были. Почаще хочу в свою деревню приезжать, там у меня домик простецкий. В земле копаться обожаю, но выбрала судьбу бесконечно гастролирующей артистки... Редко бываю у своей криницы, свои мальвы редко вижу...

К вам в Благовещенск еще хочу приезжать, город-то какой дивный! Как он изменился за эти три года, что я не была, стали другими кинотеатры и кресла. Лучше стали. А люди какие тут сердечные! Я тут в любви просто купаюсь. И боже упаси, чтобы кто-то, когда-то посмел нас поссорить.

Тем временем

Фестиваль "Амурская осень" завершился. "Золотого журавля" в номинации "Лучшая мужская роль" получил Сергей Безруков за роль Сирано в спектакле "Сирано де Бержерак". Статуэтку за "Лучшую женскую роль" торжественно вручили Екатерине Васильевой за бенефисную роль в спектакле "Я была счастлива". Приз за лучшую режиссуру получил Юрий Еремин - режиссер спектакля "Самое дорогое бесплатно". Гран-при "Амурской осени" получил и фильм "Дикое поле" режиссера Михаила Калатозишвили.

Российская газета
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Нюша
Сообщения: 6038
Зарегистрирован: Пт 06 янв 2006, 15:59
Откуда: г. Севастополь
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Нюша »

Natasha Suvorina, спасибо за такую замечательную статью. Политика уже так надоела, что ощущается огромный дефицит простых человеческих, тёплых слов и в прессе и на экране.
Мне захотелось тоже посмотреть все эти спектакли: с Георгием Тараторкиным, Людмилой Чурсиной, Сергеем Безруковым, Ольгой Кабо... Но особенно хотелось бы посмотреть "Я была счастлива" с Екатериной Васильевой.
От одной развлекаловки быстро устаёшь, хочется и для души чего-нибудь.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Елена
Мoderator
Сообщения: 11571
Зарегистрирован: Чт 31 май 2007, 07:04
Откуда: Россия, Сибирь

Непрочитанное сообщение Елена »

Наташа, спасибо, превосходное интервью. А как странно, но и хорошо, конечно: на кинофестивале – театральная антреприза.
потрясение в хорошем смысле этого слова - это Сергей Безруков в роли Сирано…. Безумно понравилась работа Людмилы Чурсиной, Георгия Тараторкина в спектакле "Самое дорогое бесплатно". А какая замечательная там работа Ольги Кабо - совершенно изящный актерский рисунок.
А настоящим потрясением для меня стала Екатерина Васильева…. Это была работа, после которой хочется стать перед актрисой на колени и поцеловать ей руки.
А говорят, что антреприза – это несерьёзно, второсортно. Всё-таки, наверное, дело не в «жанре», а в таланте и добросовестности актёров, играющих в антрепризе.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Natasha Suvorina
Сообщения: 3713
Зарегистрирован: Вт 24 май 2005, 11:15
Откуда: Yaroslavl
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Natasha Suvorina »

Елена, абсолютно с тобой согласна. Часто ходить на антрепризные спектакли не могу из-за их дороговизны, но помню впечатление от Приворотного зелья, от недавней новой встречи с Ароновой, Шакуровым, Полицеймако. Убеждена, если актеры играют честно, выкладываясь, не позволяя себе халтуры, то и жанр неважен. Ощущение хорошего театра, праздника возникает вне зависимости от темы.
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Анита
Мoderator
Сообщения: 18424
Зарегистрирован: Вс 02 апр 2006, 17:27
Откуда: Санкт-Петербург

Непрочитанное сообщение Анита »

Только сегодня прочитала статью, Наташа, большое спасибо. Аду Роговцеву с детства люблю. Ещё со времён "Укрощения огня". Не забыть их дуэт с Лавровым.

А насчёт антрепризы - она же разная бывает! Я вот ещё год назад слышала о постановке шварцевского "Дракона" в Москве. Эльзу играла Екатерина Гусева. И отрывки показывали в "Кто там..." По-моему, это была антреприза. Я была поражена. Но понятно, что ТАКУЮ антрепризу к нам никто не повезёт - "сложный" спектакль. Не окупится, не дай бог. У нас несколько лет назад были спектакли для малой сцены с участием Александра Лыкова - тоже антреприза. Это отдельный разговор, какое впечатление они на меня произвели. Вроде бы один из них, моноспектакль "Я. Она. Не Я и Я" был на каком-то фестивале в Москве. Но, конечно, по стране его не "покатаешь". "Бабла" на нём не срубить.
Да что там антреприза. Я хочу, например, увидеть спектакли РАМТ с участием того же Петра Красилова. И без его участия - тоже ("А зори здесь тихие...", например). Но РАМТ чего-то не едет к нам на гастроли, видимо, тоже боятся, что не окупится. А к нам везут "Боинг-боинг" и "Дед Мороз - мерзавец". Может, это смешные спектакли, может, на них рассслабляешься, но я хочу видеть Красилова на сцене его театра. Ну вот интересно мне.
А вообще, посмотреть только, какие пьески значатся в афишах - одни названия чего стоят: "День палтуса", "Шашни старого козла" (причём играют известные, уважаемые актёры)... Ну неохота мне на козлов смотреть. Ни на старых, ни на молодых.

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Natasha Suvorina
Сообщения: 3713
Зарегистрирован: Вт 24 май 2005, 11:15
Откуда: Yaroslavl
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Natasha Suvorina »

Анита писал(а): Ну неохота мне на козлов смотреть. Ни на старых, ни на молодых.
Анита, :appl:
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Hel
Site Admin
Сообщения: 3549
Зарегистрирован: Вс 15 май 2005, 10:07
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Hel »

Анита писал(а): А вообще, посмотреть только, какие пьески значатся в афишах - одни названия чего стоят: "День палтуса", "Шашни старого козла" (причём играют известные, уважаемые актёры)... Ну неохота мне на козлов смотреть. Ни на старых, ни на молодых.
А эти самые "Шашни старого козла" как раз именно сейчас у нас во всю рекламируют. Вот то же "Приворотное зелье" к нам в свое время так и не привезли, а как каких-то "старых козлов", так пожалуйста :(

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Jul
Сообщения: 437
Зарегистрирован: Пт 21 дек 2007, 22:32
Откуда: Russia

Непрочитанное сообщение Jul »

Оказывается, сегодня замечательному актеру театра и кино Михаилу Андреевичу Глузскому исполнилось бы 90 лет. На телеканале "Культура" была передача о нем, а потом фильм "Монолог", видимо, один из немногих, в которых у этого актера была главная роль.
В передачу были включены фрагменты фильмов, спектаклей, в которых он участвовал, а также фрагменты нескольких стихотворений, которые читает М. Глузский. Больше всего поразило стихотворение Н. Заболоцкого "Не позволяй душе лениться..."

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!


Только теперь я поняла глубокий смысл, заложенный в него. До сих пор я его воспринимала как поучительное произведение для детей, потому что оно встречается в любом школьном учебнике по литературе. А на самом деле оно для взрослых. Не удивительно и жаль, что дети остаются к нему равнодушными. Ведь это закон, который позволяет как раз остаться Человеком (девочки говорили о том, как это трудно). А дети, да и многие взрослые об этом не думают и не хотят думать.
Внук М.Глузского (к сожалению, забыла имя) сказал, что в фильме "Монолог" актер и его герой невероятно совпадают по своей сути. Это настоящий фильм "для души". Профессор Сретенский живет именно по правилу, которое звучит в стихотворении Н. Заболоцкого. Трудно, одиноко, но живет, не соглашаясь идти на уступки ради почестей, денег, даже ради элементарного "удобства" в отношениях с людьми. Символично название фильма. С одной стороны, герой Глузского на протяжении всего фильма словно говорит сам с собой. Рядом люди - но они его по-настоящему не слышат, точнее, не понимают. Но как мне показалось, важнее монолог, точнее обращение к зрителю. Немало поживший человек размышляет о себе, о мире, о достоинстве, о любви - обо всем, что он сам понял за свою жизнь. И кажется, что с нами говорит сам актер, тоже немало испытавший на своем веку.
Я не верю в добро. Я верю в доброту. Василий Гроссман

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Аватара пользователя
Natasha Suvorina
Сообщения: 3713
Зарегистрирован: Вт 24 май 2005, 11:15
Откуда: Yaroslavl
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Natasha Suvorina »

Восстание лакеев

Даниил Гранин и Александр Мелихов о тайных пружинах социальной зависти

Больше, чем материальная бедность, Даниила Гранина беспокоит нравственная нищета нашей жизни.

1 января 2009 года замечательному писателю и общественному деятелю Даниилу Александровичу Гранину исполнилось 90 лет. В свои годы он сохраняет завидную душевную бодрость, ясный и острый ум, живой общественный темперамент, о чем, в частности, свидетельствует недавно вышедшая его книга "Причуды моей памяти" (М. - СПб.: Центроплиграф).

Это видно и из его диалога с более молодым коллегой по перу петербургским писателем Александром Мелиховым, который мы предлагаем вниманию читателей "РГ".

Для гения нет соперников

Александр Мелихов: Слово "зависть" настолько противное, что ни один человек не признается, что она ему свойственна. Но если мы вдумаемся в ее психологический механизм, то увидим, что это чувство абсолютно неизбежно у каждого, кто участвовал в состязании и проиграл. Можно проигрывать достойно - поздравлять победителя, делать вид, что тебе это нипочем, но что в душе останется обида - это стопроцентно. И если у тысяч людей возникает одинаковая обида, это опасно. А если у миллионов, то это шаг к катастрофе.

Но ведь вся наша жизнь - соревнование. Мы боремся за деньги, за внимание, за место под солнцем во всех видах и формах. А в любом состязании почти все оказываются проигравшими, ибо на пьедестале почета могут поместиться лишь немногие. Поэтому неудачниками должны, казалось бы, чувствовать себя почти все люди на земле, но этого, слава богу, нет. Почему? Потому что воображаемая область, в которой мы состязаемся, у каждой социальной группы своя. Кто-то претендует относиться к избранному кругу в своем институте, кто-то на своем заводе, кто-то у себя в семье. И то, что мир разбит на множество субкультур, внутри которых люди состязаются друг с другом и не завидуют тем, кто снаружи, - в этом, собственно, спасение человечества было, есть и будет.

И эту психологическую защиту, какие-то утешительные грезы каждая социальная группа для себя выстраивает автоматически: мы самые сильные, мы самые быстрые, у нас самый хороший воздух, самая спокойная жизнь, таких груш, как в нашей деревне, и в Париже не найдешь... То есть каждый находит параметр, по которому он относится к числу победителей, и живет утешенным. Потому-то в традиционных обществах люди ощущают себя более счастливыми.

Однако сегодняшняя жизнь, и телевидение в первую очередь, разрушила огромное количество субкультур, внутри которых люди чувствовали себя победителями. Много ли наша жизнь - телевидение, реклама - направляет среднему человеку сигналов: ты удачник, тебе посчастливилось родиться в этой стране, в этом регионе, обрести именно эту профессию, именно эту жену... Напротив, она порождает чувство, что успеха можно добиться лишь на каком-то столичном пятачке и победителем можно оказаться только по двум параметрам: деньги и популярность - как правило, тоже конвертируемая в деньги. И то, что наша культура не защищает человека от чувства неудачи, а, напротив, пробуждает его в нем, мне кажется, просто-таки смерти подобно.

Даниил Гранин: Вы правильно все это говорите, но я хотел бы сказать следующее. Есть для меня замечательные примеры другого рода. Пушкин, который радовался всем достижениям поэзии, которая его окружала, своим современникам, более или менее талантливым. Чем талантливее, тем ему было приятнее. Тому же Баратынскому, Полежаеву и т.д. - всем. И даже в "Моцарте и Сальери" он очень интересно заметил: Моцарт считает, что Сальери гений. Это не парадокс - для гения нет соперников. "Доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит". Это важная черта - не все завидуют друг другу. В человеческом сообществе есть нота радости за окружающих людей, талантливых, удачливых. Небольшая нота, но важная, она звучит. Это первое, что я хотел заметить.

Второе, вы часто пользуетесь термином "утешительные грезы". Я думаю, как ни странно, советская жизнь создала очень важную и практически хорошо работающую систему воодушевляющих, поощряющих и защищающих человека мер. Что я имею в виду? На каждом предприятии была своя доска почета, на каждом предприятии были свои герои, свои ударники, своя система почетных грамот, которые сейчас превратились в ничего не значащие бумажки. На самом же деле эта система демонстрировала каждому человеку его нужность. Он выполняет свой долг хорошо, он заслужил признание. Было понятие - его величество рабочий класс. Ведь мало того, чтоб иметь индивидуальную систему, еще важна и социальная система. Где рабочий класс? Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Где пролетарии? Куда они делись? Мы живем в размытом обществе при отсутствии четкой социальной структуры, где уже не видно ни крестьянства, ни рабочего класса, ни интеллигенции, ничего. Есть только олигархи, список которых публикуется время от времени. Это наши герои. Есть журнал, который их объявляет официально. Я думаю, отсутствие этих категорий сегодня... Это были не утешительные грезы. Это была разумная и практическая, оправданная, реальная система оценок и защиты человека от чувства своей неудачливости. Мой товарищ попал на доску почета, а я не попал, это не есть неудача жизни, а это щелчок по носу: и ты бы мог!

А сейчас я не могу стать олигархом ни при каких обстоятельствах. Даже если бы я готов был продать свою душу дьяволу, чем занимались они в начале своей работы, нет у меня возможности общаться с дьяволом и предлагать свою никчемную душу.

На развалинах кумиров

Мелихов: Все это совершенно верно, только скажу, что слово "грезы" для меня вполне почтенно. Человека защищают от ужаса собственной ничтожности в космосе и даже в социуме какие-то иллюзии. Иллюзии красоты, силы, бессмертия... Уж если не мое личное имя, так имя Пушкина будет бессмертно. И Пушкина, кстати, приводил в бешенство успех Булгарина - это были первые шаги массовой культуры, угрожавшей не ему лично, а высокой культуре, которая только и обеспечивает пушкинское бессмертие. Если мы будем смотреть правде в глаза и видеть, насколько человек мал, слаб и беззащитен...

Собственно, депрессия в этом и заключается - человек начинает видеть правду. Так что для меня слово "грезы" весьма хвалебное. А вот с чем я полностью согласен - так это с тем, что человек способен гордиться не только личными достижениями, но и достижениями тех, с кем он идентифицируется, в этом второе его спасение. Мы гордимся победами нашего чемпиона, получением Нобелевской премии нашим ученым, но когда на всю страну имеется пять известных ученых, пять знаменитых спортсменов, а десятки миллионов людей - рабочие, ученые, крестьяне, врачи - никак не выделены... Как поддер жать в них чувство нужности? В форме прямых лозунгов? Боюсь, это уже не будет воспринято. А вот если по телевидению будут идти сериалы не о бандитах, а о нормальных людях - обаятельных, смелых, пользующихся успехом у противоположного пола...

Доска почета - думаю, это и сейчас было бы неплохо, публикации в газетах - еще лучше. Но человеку очень важно еще и ощущать себя красивым, а это может дать только искусство. Искусство недаром воспевает героев. И те, кого оно воспевает, живут уже в веках. Стивенсон воспел пиратов, и мальчишки еще бог знает сколько лет будут играть в пиратов. Вы когда-то воспевали ученых и вовлекли в науку лично меня: ваши физики соединяли в себе все классические доблести - они и остроумные, и прыгают с парашютом, и соблазняют красавиц, и при этом еще и делают открытия! Конечно, хотелось оказаться одним из них. И неужели бы меня хоть сколько-нибудь взволновала зарплата ученого! Если мальчишка думает о зарплате в семнадцать лет, его надо сразу на пенсию отправлять. Разумеется, я готов был жить чуть ли не впроголодь, но чувствовать себя принадлежащим к избранному кругу.

Но ощущение, что он избранник судьбы, дарит человеку только культура. А поскольку произведений о людях, которые не что-то делят, а что-то делают, нет... Как будто ради издевки вдруг вытащили Ландау - и что? Не теория сверхтекучести авторов фильма интересует, а то, что муж-гений был якобы вульгарнейшим бабником, унижавшим своих учеников. Как в кино передана гениальность Ландау? Тем, что он лохматый. А остальные его ученики - они не гении, но все крупные ученые! - все похожи на лакеев, мясистые щеки, мясистые носы... Но вот когда после премьеры стали фильм обсуждать, то с одной стороны оказались ученики Ландау, те, кто еще жив, слава богу, а с другой - сами киношники. И оказалось, что физики все красавцы - орлиный профиль, благородные седины, горящие глаза, яркая речь, а киношники в основном смотрелись как раз лакеями. Прямо символическая картина для нашей культуры - красавцы против лакеев.

Но если лакеи будут воспевать ученых, то, разумеется, ничего, кроме своей лакейской системы ценностей, они предложить не смогут. И что делать с этим, как избавиться от власти лакеев, я не знаю. Я уж иной раз думаю, пусть бы государство субсидировало хоть второсортные сериалы, но с нормальными героями... Если уж зрители обречены смотреть дрянь, пускай хотя бы видят нормальных людей, которые кого-то любят, что-то создают, чему-то человеческому радуются...

Гранин: Я думаю, что у нас сегодня нет людей или образов, или героев, которых страна может любить. Мы никого не любим. Мы живем на развалинах бывших кумиров. Вы говорите о том, что только искусство может создать героев, любимых народом. Не совсем так. Америка создала Форда. Он придумал конвейерную систему и прочее. Он долгое время был героем. Вот человек, который придумал такую разумную промышленную систему, при которой он имел право и заслуженно стал миллиардером. Где у нас миллиардер, богач, про которого мы знаем, что он придумал, что он сделал и мог бы служить примером для всех остальных? Америка таким образом стала страной безграничных возможностей, которые существуют для каждого человека, и в конце концов она добилась того, что негр стал президентом. У нас нет никаких возможностей стать миллиардером честным нормальным путем. Если что-то изобрести, придумать, организовать и т.д. Может быть, и есть такая возможность, но мы не знаем. Никто из наших миллиардеров не предстал перед нами со своей историей, с рассказом, как он этого добился. Это темно. Это скрыто. Это заставляет нас думать, что в общем это были пути бесчестные. Это не дает обществу какой-то здоровой надежды на то, что это та страна, в которой можно добиться всего, чего хочешь. Казалось бы, какие-то мы приобрели свободы, возможности, больше, чем было раньше, а в то же время мы потеряли всякие примеры, которые могут нас воодушевлять. Мы потеряли даже то, что было в царской России, где был Ломоносов. Сын крестьянина, рыбака, который послужил для тысяч русских примером того, что из народа можно выйти в академики, если захочешь. А где такие примеры сегодня? Теоретически можно стать миллиардером, можно добиться, но это не существует в обиходе.

Я считаю, что советская система поощрений, все эти медали, которые давали, значки, грамоты, все, что хранится у старых людей только как воспоминание, - это была очень важная система поощрений. Получали мало, зарплата была маленькая, несоразмерная трудовым усилиям, но была моральная компенсация, которой сейчас нет. Все перешло в систему рубля. А эта система ядовитая, отравляющая нравственное состояние человека.

Один доктор Рошаль?

Мелихов: Если всех людей оценивать по одной шкале, пусть даже не в рублях, а в красоте, в умении вычислять, в умении бегать - все равно: как только люди выстраиваются по одной шкале, так тут же половина оказывается ниже среднего.

Гранин: Конечно, если весь спорт свести к стометровке.

Мелихов: Почему так много победителей на Олимпийских играх? Потому что кто-то бегает, кто-то прыгает, кто-то плавает и т. д., и т. п. Поприщ в социальной жизни еще больше, чем в спорте, поэтому ощущать себя победителем можно по тысячам шкал. Женщина может гордиться своими детьми, донжуан - успехом у женщин, ученый - обожанием и завистью коллег... Мне кажется, деньги и без того обладают такой соблазнительной силой, что еще и воспевать их - дело совершенно лишнее. Мне кажется, людей больше надо учить презрению к деньгам, показывать им, что можно быть счастливым, уважаемым, абсолютно не имея миллиардов.

Гранин: Вот старый человек надевает пиджак, увешанный всевозможными наградами, которыми его награждали когда-то, он волновался, дадут ему или не дадут. Это сейчас встречается иронично, улыбкой, боже мой, ну что это он напялил на себя? А это не так. Это достойно уважения. Это почет, это его заслуги, результат его жизни, его труда, его усилий. Это требует совершенно другого отношения к себе. Я думаю, вся эта прошлая система достойна того, чтобы ее изучить и возрождать. Мы вообще слишком легко перечеркнули и отвергли огромный 80-летний опыт советской жизни.

Мелихов: Я тоже думаю, что символы признания в виде грамот, значков, медалей - абсолютно правильная система. И если даже она вызывает иронию из-за того, что вместе с ней нам продали огромное количество лжи, преступлений и т.д., это означает лишь, что нужны какие-то новые формы, новые названия. Подозреваю, что если сегодня губернатор вручит рабочему какой-то новый значок типа "Лучшему мастеру", в глубине души тот будет очень доволен. Чем плохи деньги? На них нет следа их происхождения - наркоторговец ты или успешный хирург, понять невозможно. А нам нужно показывать миру аристократов духа. Их не надо выдумывать, их у нас полно. Они любят свою работу, гордятся ею, счастливы на своем месте. Куда бы меня ни забросила жизнь, я обязательно встречаю какого-нибудь учителя, тренера, библиотекаря, который живет своей библиотекой, к нему ходят читатели, его жизнь наполнена смыслом, он уважаемый счастливый человек.

Совсем недавно я познакомился с ижевским врачом-реаниматологом Александром Сиваком. Он буквально тысячам людей спас жизнь и ни одной взятки не взял. Это и физически невозможно - его пациенты поступают к нему в бессознательном состоянии. Он им возвращает жизнь и отправляет дальше реабилитироваться, а они даже и не знают, кто их вытащил. Получает же он за это 4800 рублей - ну, может, с тех пор рублей на 200 повысили. Разумеется, пашет на трех работах. И если его показать по телевидению, в него влюбится полстраны. Не в лощеного олигарха, а в спасателя - вы его только покажите! Не надо никакого художественного таланта - просто покажите! Он обожает свою работу, его обожают все вокруг, у него великолепный сын, он настоящий мужчина. А когда видишь настоящего мужчину - сильного, уверенного в себе, то и в голову не придет заглядывать ему в карман. В него просто сразу влюбляешься. Так же, как и в настоящую женщину. И такой вот аристократии духа у нас огромное количество. Но почему-то именно то, что должно людей воодушевлять, наша т.н. культура, оказавшаяся во власти лакеев, именно она самое лучшее старается раздавить: доброту, красоту, великодушие, мастерство... Тем, кто составляет цвет нации, почти не пробиться сквозь клику лакеев, сквозь непроницаемую пленку гламура.

Гранин: В советские времена мы жили в галерее героев. Общесоюзных, общеизвестных. Десятки, сотни героев общеизвестных. Я не говорю о том, что в каждой области, каждом регионе, в каждой профессии это было. Смотрите, какие у нас в регионе люди! Сейчас ничего этого нет. Никого не припомню.

Мелихов: Один доктор Рошаль.

Гранин: Да, один доктор Рошаль, и то он возник не как доктор, а в результате каких-то конфликтных историй. А так действительно некого и вспомнить. Не к кому прислониться душой. Это неоправданная бедность, скудость, нищета. Нравственная нищета нашей жизни. Мы живем среди известных и знаменитых жуликов. Ну если не жуликов, то людей подозрительного происхождения.

Мелихов: Самое обидное, это искусственно созданная бедность. Героев, людей способных быть обаятельными, очаровывать молодежь, у нас огромное количество. Я постоянно общаюсь с парой молодых ученых-биологов - они объездили полмира, их работы переводят на разные языки, в 35 лет он без пяти минут доктор наук, умнейший парень. Разумеется, они все время думают, где добыть гранты, едут куда-то на полгода заработать, потом в России на это живут. Хотя их везде ждут с распростертыми объятиями. Эта наша бедность героями искусственно создана. И какая в этом государственная мудрость, при всем желании понять не могу. Разумеется, лакеи всегда будут восхвалять и продвигать лакеев, но как так получилось, что лакеи правят нашей культурой, я не понимаю.

Гранин: И я не могу удержаться от двух примеров. В Старой Руссе живет и работает такой замечательный человек - Николай Локотьков. Он создал журнал для детей "Введенская сторона". Какой красивый журнал! С каким вкусом и любовью делается! Какая полиграфия! Там рассказывается и о живописи, и о скульптуре, и о поэзии, в нем участвуют дети со своими рисунками, стихами, рассказами. Журнал, который в течение последних лет стал общероссийским журналом. Три тысячи тираж! Его выписывает вся страна. Это не государственный, не поощряемый никем, это за счет горения этого человека. Какого человека? Учителя, в общем.

Второй пример. У нас в СПб издается два журнала: "История Петербурга" и "Клио". Издает их Сергей Полторак за свой счет. Где он раздобывает деньги? Знаю только, что он продал свою машину, чтобы издавать журнал. Невероятно, как можно в наших условиях для культуры издавать систематический иллюстрированный красивый журнал по истории Петербурга и научный журнал, который занимается историей уже всерьез? Казалось бы, это немыслимо. Мы мучаемся с известными художественными журналами, которые влачат тяжелое существование, а тут, оказывается, люди есть, которые за счет своего пыла, горения, пламени могут создать и поддерживать новые журналы в наших условиях.

Культ чести

Мелихов: Я могу лишь вернуться к своей излюбленной идее. Главную ценность всякой нации составляют аристократы духа. Люди, бескорыстно любящие свое дело, - разумеется, я не имею в виду сословную аристократию. Главная ценность нации - ее мечты, а значит, и люди, которые служат этим мечтам. И у нас этих аристократов, слава тебе господи, пока огромное количество. Все, что требуется, - не душить их, а дать им дорогу. И больше ничего. Не отделять их от обычных людей непроницаемой пленкой гламура - этим духовным презервативом. Если разорвать эту гламурную пленку, все увидят, насколько настоящая жизнь лучше, чем то, что нам изображают на экране.

Объяснить лакею, что и в самом деле существуют великие люди, невозможно. Убедить лакея, который выносит ночные горшки, что кроме этих горшков и грязного белья существует еще и сфера духа, гения, красоты, что там всерьез отдают жизнь чему-то высокому, что в словах "Буря мглою небо кроет" действительно есть какая-то магия, - лакеи в это никогда не поверят. Они всегда будут ссылаться на собственные рейтинги.

Но ведь существует же государство с его пресловутой вертикалью! Неужели у президента нет власти сказать, что вот столько-то часов отдайте на телевидении нормальной жизни, и ни про какие рейтинги я слышать не хочу! Давайте начнем детей учить грамоте только тогда, когда у букварей высокий рейтинг, давайте будем дышать, только когда это прибыльно... Государство - не коммерческая корпорация, созданная для извлечения прибыли. Государство - это воспроизводство социального целого, и в первую очередь высших культурных образцов.

Гранин: Иногда кажется, что наше телевидение - это заговор, заговор превратить народ в зомбированную массу, у которой никаких других интересов, кроме детективов, секса и жратвы. Я не люблю слово "заговор", оно возвращает нас куда-то, но все происходящее заставляет об этом думать. Слишком единодушны все телевизионные каналы. Слишком единодушны все газеты. Во что превратилась "Комсомолка"? Все время одно и то же: кто с кем, когда, сколько раз. Я, наверное, ошибся, когда говорил, что нет героев. Конечно, герои типа Ксении Собчак появились. Но это же совсем не то знамя, за которым можно идти, за которое можно биться.

Мелихов: Все это настолько ужасно, что и в самом деле начинаешь подозревать заговор с целью превратить народ в быдло. Но ведь быдло, кому интересно только, кто и с кем, - они же не способны ни лечить людей, ни запускать ракеты в космос, ни воевать. Сегодняшнему же государству явно нужна армия. А армии требуется воинская доблесть, аристократический культ чести... От быдла, конечно, революционных неприятностей не будет, но и пользы от него никакой не жди. Если это заговор, то более саморазрушительного заговора в истории человечества еще не было. Любой Нерон, любой Калигула, как бы он сам ни предавался разврату, все-таки понимал, что солдаты на границах должны быть храбрыми, готовыми рисковать жизнью во имя родины, - думаю, солдат и тогда не хотели развращать намеренно. Власть, которая подрывает основы собственного существования, развращая тех, на ком и покоится сила государства, - такого в истории, кажется, еще не бывало.

Гранин: Наша власть - это цивилизованные, образованные, воспитанные люди, знающие языки. Иногда, когда входишь в кабинет, они встают. Но тем обиднее. Если они все понимают или могут понимать, почему они это не делают?

Из новой книги Даниила Гранина

В советские времена низкий нравственный уровень можно было оправдывать страхами, идеологией, репрессиями. В нынешнем человеке мы, очевидно, имеем дело с принципиально другим отношением к стыду и совести. Появились новые требования к ним, новые, куда более заниженные уровни стыда и совести, и они считаются нормальными.

Вот поголовное бесстыдство чиновников, для которых любые законы определяются степенью взяткоемкости.

Вот олигархи, которые захватили народные достояния лесов, недр, земель, жилья и получили миллиарды - за что? Они ничего не изобрели, не открыли ни в науке, ни в экономике, ни в производстве, ничего не дали обществу, тем не менее стали владельцами огромных состояний, в основном по праву захватчиков, "оккупантов".

Вот депутаты всех уровней добиваются своих мандатов с помощью пустых обещаний, лжи и обмана.

В стране повсеместно воцарились культ денег и воровство.

Телевидение на всех каналах заботится не столько о просвещении, не о воспитании, сколько о рекламе, рейтингах ради своих доходов.

В последние годы своей жизни Дмитрий Сергеевич Лихачев упорно возвращался к проблеме совести. Он с печалью видел, как она перестает быть мерилом нравственности, как Россия становится страной без стыда и совести.

После замечательного русского философа Владимира Соловьева Лихачев, пожалуй, единственный, кто так настойчиво занимался категорией совести.

Соловьев считал, что совесть есть развитие стыда. Должен быть стыд. Нет стыда? Тогда совесть молчит.

Стыд был первым человеческим чувством, которое отличило человека от животных. Можно считать, что человек - животное "стыдящееся". Господь обнаружил первородный грех Адама и Евы по тому, как они устыдились своей наготы. И изгнал их из рая.

Человек постепенно начинал понимать, что "должно по отношению к людям и к богам", и тогда инстинкт стыда стал превращаться в голос совести, то есть Адам и Ева устыдились совершенного ими, и этот стыд, который заставил их прикрыть себя фиговыми листьями, и был первым голосом совести.

Лихачев сумел развить это положение, дополняя его ролью памяти. Он показывал, как память формирует совесть. Без памяти нет совести, память сохраняет наши грехи, память семейная, культурная, народная питает совесть, требует от нее. Она побуждает совестливость отношения к старшим, к друзьям, к родным. Вспоминает, правильно ли мы жили, хорошо ли обращались со своими родными. Позднее наше раскаяние - это работа памяти, которая тревожит совесть. Память как историческая категория - когда, побывав в Гамбурге на кладбище русских солдат, жертв Первой мировой войны, я вдруг сообразил, что у нас в России не видел и не знаю ни одного кладбища, где сохранялся бы прах русских солдат, погибших в ту Первую мировую войну.

А что такое действия вандалов на наших кладбищах или то, что они творят в Летнем саду. Это что? Это свидетельства жизни без памяти.

Лихачев обращал наше внимание на некоторые особенности совести.

"Совесть противостоит давлениям извне, она защищает человека от внешних воздействий!" И в самом деле, к человеку порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действеннее, чем бесконечные призывы, пропаганды учителей, воспитателей, даже родителей.

"Поступок, совершенный целиком по совести, - это свободный поступок".

Елена Елагина

Российская газета


http://www.rg.ru/2009/01/13/pisatel.html
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Ссылка:
BBcode:
HTML:
Скрыть ссылки на пост
Показать ссылки на пост
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Barkrowler(BabbarCrawler)[fr] и 10 гостей