Всё очень индивидуально. Например, мои родители были люди читающие, но с ними практически невозможно поговорить о классике: папа был ультра-молчун и читатель всеядный, до сих пор не понимаю его предпочтений, мама ничего уже в моё детство не помнила ни из Достоевского, ни из Толстого, хотя она всем этим пропитана, но у неё физико-математический склад ума - она не любитель поговорить о литературе, не цитирует классиков, никогда не обнаруживала интереса к поднятым в их произведениях проблемам "маленького человека", "отцов и детей" и т.п. Словом, у меня в детстве все были читатели "сами по себе", пока я не подросла и не стала делиться с родителями впечатлениями от прочитанного, влюбившись в Дюма и др. писателей.
А взять моего мужа: он человек нашего поколения, но уверена, что поднятые в "Евгении Онегине" вопросы его мало волнуют, он, скорее всего, и сюжет не отчётливо помнит, т.к. в детстве, поглощённый своей гитарой, учился, в т.ч. и по лит-ре, спустя рукава. И ему, думаю, Евгений и Татьяна и сегодня не ближе, чем современным школьникам.
А я "Евгения Онегина" впервые проглотила ещё в начальной школе, как и "Дубровского", и мои любимые "Повести Белкина" - дома до сих пор лежит та мамина старая потрёпанная книга "Избранного". Это всё было ещё в первое десятилетие моей жизни, родители даже не заметили, что я там читаю, они не вникали в это сроду. Понимала ли я что? Не уверена. Помню, что читала залпом, ни с кем не обсуждая (маме было некогда, папа молчал, а одноклассники были не в курсе), потому что меня очаровывало произведение (я об "Онегине"), как ранее чаровали его сказки.
Вот как раз форма меня в книгах всегда очаровывает в первую очередь. Могу вообще ничего не понимать из происходящего, но стиль, язык так меня околдовывают с детства, что погружаюсь и плыву.
Помню, что позже - когда проходили по программе - удивилась реакции на поведение Евгения, потому что мне было очевидно: он не полюбил и ответил девушке откровенно (я сама бы сделала только так!), а уж что потом... Это вообще отдельная тема. И про "лишних людей" я уже по поводу Камышева писала, почему мне такие люди понятны.
Может, недоумение от смелости письма Татьяны Лариной, "проявившей инициативу", актуально для старшеклассников (сейчас не могу этого знать, конечно), но моей дочери в её 7-8 лет объяснять не надо: помню, когда смотрели "Знахарь", и Павел вернулся к Марине, чтобы "перепригласить" её на первое свидание, дочь сказала: "Он так сделал, потому что она - девочка?"
Да, для меня так. Вернее, всё очень по-разному. Например, мне очень понравилось "Преступление и наказание", и я писала сочинение с таким воодушевлением (про любовь, конечно!), что мне не хватило 18-листовой тетради. А мои однолассники восприняли этот роман холодно. А вот "Война и мир", "Анна Каренина" мне стали ясны лишь ближе к двадцати годам, хотя я их так и не полюбила. Недавно задумалась, творчество кого из русских классиков XIX века я не просто знаю, но и действительно люблю, пришла к выводу, что это - Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Гоголь, Салиас.
Что касается А.С. Пушкина... дети наши с пелёнок впитывают его стихи. Не потому, что я целью задалась (я вообще стараюсь ничего не навязывать), а потому, что люблю его речь. Мне в кайф читать сказки Пушкина, его стихи о природе, в отличие от угловатых текстов многих других сказок. И дети, засыпая, запоминают чудесные, волшебные строчки того же "Зимнего утра" или восхитительных сказок, или отрывки "Онегина" ("Проснувшись рано, в окно увидела Татьяна..."). В результате дочь часто усаживается в уголок дивана то со сказками Пушкина, то - намного чаще - с поэмой "Руслан и Людмила". Что она там понимает? Но что любит, что её эти книги притягивают, что она и начитается про себя, и задумавшись посидит над страницами, и пересказывает особые для себя моменты братьям, показывая персонажей "в лицах", - это всё есть. Дети намного больше замечают и схватывают, чем нам кажется, по-моему.
И, конечно, читая или слушая (люблю читать вслух не меньше, чем про себя), разные дети воспринимают по-разному. Например, старший сын к художественной литературе пока относится прохладно - любитель энциклопедий. И, знакомясь с художественным текстом, в отличие от сестры, обращает внимание не на отношения и чувства, а на технические стороны. В сказках его интересует, каким образом Черномор держался в воздухе, как мёртвая и живая вода работают, шапка-невидимка и пр. Помню, когда в "БН" Анна уезжала, мы были поглощены расставанием с нею Владимира, а сын, не отрываясь, смотрел и спрашивает: "А сколько килограммов эти сундуки весят? Как их вообще подняли?" Так что мне любопытно, что его взволнует в "Евгении Онегине", когда придёт пора.
Может, мой оптимизм и необоснован, но я уверена, что человек в принципе стремится познавать и размышлять. Когда дети растут в соответствующей среде, она не может на них не влиять, какими бы современными они ни были. Всё непонятное они стараются понять. Смех смехом, но даже вопрос дуэли Онегина и Ленского будет для наших не таким сложным благодаря хотя бы тому, что они имеют уже яркое представление о подобном способе разрешать конфликт, посмотрев "БН" и вникнув в "понятия чести" и т.п., которые мы уже вдоль и поперёк обсудили с ними за эти годы.Конкретные же тонкости конфликта Онегина-Ленского всё равно разные читатели видят по-разному, даже представители одного поколения.
Поэтому вопроса "Нужен ли Пушкин?" для моей семьи нет.
Может, я и не вижу всей картины, т.к. дети учатся дома и "варятся" в том, что мы им преподносим. И, конечно, здесь я не могу судить о реалиях школы... Но для наших конкретно детей знакомство с Пушкиным заключается
Признаться, они и не очень ещё осознают, что Пушкин - наше всё, что он Гений и пр., просто очень интересный писатель, которого любит их мама. Как они уже зарубили себе на носу, что между тортом или шоколадкой и книгой я точно выберу книгу! Им ни оценки не ставят за стихи, ни в мероприятиях участвовать не заставляют, они вообще не в курсе, что всё это - обязанность, а не одно из удовольствий. Потому что я всю жизнь воспринимаю чтение - как источник наслаждения прежде всего, а то, что оно ещё и попутно несёт мне пользу, - "всё потом". Короче, у нас А.С. Пушкин и другие писатели, - это те, чьи книги дома есть и их можно читать и наслаждаться. Возможно, выводы из прочитанного дети будут другие делать (но это и интересно, тем более, порассуждать со мной на разные темы они не прочь), но читать, скорее всего, прочтут и подумать - подумают.Анита писал(а): ↑Вс 03 окт 2021, 22:41 не в бездумно-привычном повторении "Пушкин - наше всё", не в "наведении хрестоматийного глянца", не в "отдавании дани нашему гению" (а там хоть трава не расти, главное, мероприятие провели), не в вымученном школьном заучивании "Буря мглою небо кроет" (а иначе пару влепят)