Культура, философия, образование

ПоOFF-TOPим?

Moderator: Модераторы

User avatar
Jackdaw
Posts: 6940
Joined: Thu 06 Nov 2008, 13:33

Re: Русская культурa

Unread post by Jackdaw »

Natasha Suvorina wrote:Но вот если бы Даниил со своим божественным баритоном принял участие в каком-нибудь достойном аудиоспектакле....
Было бы здорово! Голос у Даниила, действительно, божественный! :enthuse1: И со стороны радио весьма неразумно это не использовать, я так считаю! :unknowing:

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Re: Русская культурa

Unread post by Natasha Suvorina »

Радиоспектакль как жанр практически исчез из эфира радиостанций. НО запись аудиокниг, насколько я знаю востребована широко. Иногда книги начитывает один актер, но ведь гораздо интереснее превратить их в спектакли. В своей практике я ставила, записывала и даже участвовала в радиоспектаклях с ярославскими актерами. Правда, шли они в местном эфире.
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Елена
Мoderator
Posts: 11574
Joined: Thu 31 May 2007, 07:04
Location: Россия, Сибирь

Re: Русская культурa

Unread post by Елена »

Natasha Suvorina wrote:В своей практике я ставила, записывала и даже участвовала в радиоспектаклях с ярославскими актерами.
Наташа, а что это было, если не секрет? Прости, что я такая любопытная :oops: .

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Re: Русская культурa

Unread post by Natasha Suvorina »

На одной радиостанции был отрывок из "Улисса" Джойса. На другой (той, где я сейчас) цикл передач по истории "Забытый Ярославль". Там были фрагменты из спектаклей "Переворот" о Федоре Волкове, передача о поэтессе Юлии Жадовской (авторе стихов "Я все-таки его, безумная, люблю", использованных в БН), а в передачах, посвященных белогвардейскому мятежу в Ярославле в 1918 году, были отрывки из Хождения по мукам" Толстого и "Белой гвардии" Булгакова.
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Елена
Мoderator
Posts: 11574
Joined: Thu 31 May 2007, 07:04
Location: Россия, Сибирь

Re: Русская культурa

Unread post by Елена »

Спасибо, Наташа, это очень интересно. А о Юлии Жадовской - ну, это и объяснять не нужно.... :give heart:

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: Русская культурa

Unread post by Нюша »

Никогда не могла спокойно пройти мимо "Того самого Мюнхгауза" и на Рускино не обошла стороной видеоотрывки из него:
http://ruskino.ru/mov/659
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
LaSi
Forum Admin
Posts: 5944
Joined: Wed 31 Jan 2007, 15:49
Location: Czechia

Re: Русская культурa

Unread post by LaSi »

На 44. международном фильмовом фестивале в Карловых Варах будет в главной конкурсной секции воевать (7.7.2009) русский фильм режиссера Василия Сигарева "Волчок":
en: http://www.kviff.com/en/film-detail/2622-wolfy/
cz: http://www.kviff.com/cz/detail-filmu/2622-vlcek/

Image

http://www.ruskino.ru/mov/12266

Гран-при "Кинотавра" получил фильм "Волчок":
http://www.obltv.ru/plugins/news/view/id/3972.htm (видео-репортаж)
http://www.vesti.ru/doc.html?id=293269 (видео-репортаж)
http://www.rambler.ru/news/russia/0/572398783.html

***
Для меня очень странно - у актрисы Яны Трояновой типическое чешское имя+фамилия "Jana Trojanová". 8-/
Our fingerprints don't fade from the lives we've touched. ("Remember Me" 2010)
Отпечатки наших пальцев на жизнях, к которым мы прикасались, не тускнеют. ("Помни меня" 2010)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
LaSi
Forum Admin
Posts: 5944
Joined: Wed 31 Jan 2007, 15:49
Location: Czechia

Re: Русская культурa

Unread post by LaSi »

И в основной программе вне конкурсной секции зрители 44.KVIFF увидят (на нашем форуме дискутированный) фильм "Стиляги":
en: http://www.kviff.com/en/film-detail/2666-hipsters/
cz: http://www.kviff.com/cz/detail-filmu/2666-paskove/

***

Лично меня заинтересовал фильм "Бумажный солдат" режиссера Алексея Германа мл. (в конкурсной секции "С Запада на Восток").
en: http://www.kviff.com/en/film-detail/2537-paper-soldier/
cz: http://www.kviff.com/cz/detail-filmu/25 ... ovy-vojak/

Image

http://www.ruskino.ru/mov/9812 (трейлер фильма)

(В придачу отличная актриса Чулпан Хаматова мне является какой-то гарантией, что фильм должен быть по крайней мере интересным. :oops:)
Our fingerprints don't fade from the lives we've touched. ("Remember Me" 2010)
Отпечатки наших пальцев на жизнях, к которым мы прикасались, не тускнеют. ("Помни меня" 2010)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Re: Русская культурa

Unread post by Natasha Suvorina »

ТАТЬЯНА УСТИНОВА: "МУЖ НИКОГДА НЕ ЧИТАЕТ МОИ КНИГИ"
Известная писательница отпраздновала день рождения

Елена СОКОЛОВА агентство "Столица" (Москва),специально для "ФАКТОВ"

Ей исполнился 41 год. Для кого-то - критический возраст. Но только не для Татьяны Устиновой. Будучи студенткой (известная писательница окончила факультет аэромеханики и летательной техники Московского физико-технического института), она поняла, что никогда не станет работать по специальности. Зато будет счастлива, связав свою жизнь с гордостью института - отличником и спортсменом Женей Устиновым. Вот уже более двадцати лет Татьяна живет в браке с любимым человеком, который вдохновляет ее на творческие и бытовые подвиги. Подарила мужу двоих замечательных сыновей - Михаила и Тимофея. Вот такой "брак по расчету", в котором есть только одна корысть - счастье другого.
"Сериалы, поставленные по моим книгам, мне не нравятся"

- Вы смотрите сериалы, снятые по вашим книгам?

- Специально не смотрю, если только случайно попадаются. Мне почти ничего не нравится. Могу выделить только три фильма: "Мой личный враг" с Анной Большовой, "Седьмое небо", где играет Саша Лазарев, "Пороки и их поклонники", в котором снялись Влад Галкин и Галина Польских.

- А как вам один из самых любимых зрителями сериалов "Всегда говори "всегда", сценарий к которому вы написали?

- Там отлично играют Даня Страхов, Маша Порошина и Таня Абрамова. Раиса Рязанова великолепна, это прекрасная актриса. Но некоторые моменты мне не понравились. Впрочем, тут нет ничего удивительного. Не бывает, чтобы сценарист, режиссер, продюсер, оператор, гример видели мир одинаково. Я сама с собой договорилась, что не буду расстраиваться и переживать из-за того, что увижу на экране.

- Некоторые люди считают, что телевидение - враг человечества. А вы любите смотреть телевизор?

- Враги человечества - это анаша и СПИД. Еще рак, который пока не удается победить. Телевизор - не враг. Хотя и не воспитатель. Но позвольте, где написано, что телепрограммы должны воспитывать наших детей? Разве телевизор произвел их на свет? Вы родили - вы и воспитывайте!

- Своим детям все позволяете смотреть?

- Да, но, к моему счастью, они хотят смотреть "Олененка Рудольфа" и "Гарри Поттера". У нас такого не бывает, чтобы дети сидели перед телевизором и ждали, когда же наконец придут родители и нальют им супа.

- Писательство для вас хобби или профессия?

- Было хобби. Пока меня не уволили с работы и я не вломилась в издательский дом "ЭКСМО". Начались трудные времена, потому что для себя я могла навалять что угодно - не зря же говорится, что бумага все стерпит. А тут стала понимать, что мои книги будут читать люди - появилась огромная ответственность, четко отведенные сроки. Творчество стало ежедневным тяжелым ремеслом. Для него ведь постоянно необходимы эмоции, а чтобы эти эмоции отдавать, их же нужно где-то брать!

- У вас есть ритуал, который совершаете, приступая к новой книге?

- Для того чтобы писать, мне ничего не нужно. Я не имею таких привычек, как покурить или разложить на столе четыре яблока, одну грушу и двадцать два отточенных карандаша перед началом работы.

- Откуда берете сюжеты?

- Из любого сора. Из того, что может произвести на меня впечатление: бездомная собака или мужик, который над ней сжалился, парочка, целующаяся на мосту... Все остальное дорисовывает воображение... Помню, в детстве, возвращаясь из булочной, я начинала рассказывать маме интереснейшие истории, которые приключились со мной по дороге. Мама говорила: "Странно, когда я иду в булочную, ничего подобного не происходит!"

- Как относитесь к тому, что ваши книги сейчас можно бесплатно скачать в интернете?

- Замечательно! Я счастлива, когда люди читают.

- А как же авторские права?

- Да плевать на них! Я не жадная! К тому же интернет-аудитория сейчас не такая уж и большая. А со временем издательства что-нибудь придумают, чтобы не разориться.

- Что опасаетесь затрагивать в ваших книгах?

- Начав писать детективы, я сразу сказала издателям, что в моих книгах никогда не будет изнасилованных детей, расчлененных трупов, наркоманов и проституток. Не потому, что я смотрю на мир сквозь розовые очки и ничего об этом не знаю, а потому, что это страшно. Не хочу я туда.
"Если вы не знаете, что будете читать своему ребенку, как воспитывать, не надо его рожать"

- Муж и сыновья читают ваши книги?

- Старший сын почитывает иногда, муж - никогда. Он прочел только одну мою книгу, когда летел на самолете в командировку. Когда я у него спросила: "Ну как?", сказал: "Ничего". Так что ни муж, ни сын не являются фанатами моего творчества. Младшенькому всего восемь лет, читать такие вещи ему еще рано. Считаю, детей нужно как можно дольше ограждать от всяких потрясений.

- По-вашему, их нужно растить в тепличных условиях?

- Детей и подростков нельзя подталкивать к краю, но и не следует держать изо всех сил. Не стоит при них нести ахинею о том, что жизнь дерьмо, и все мы в конце концов умрем. Нужно говорить: "Девочка моя, мальчик мой, ты не бойся ничего - мы, взрослые, всегда рядом. В случае чего от всех бед спасем: и по заднице надаем, а потом чаю нальем!" Я знаю, что у ребенка должна быть пижама, кровать с плюшевым медвежонком, добрая книжка и открытая на ночь форточка, а утром - овсяная каша. Мир так устроен, по другому быть не может. Мы отвечаем за детей. Не потому, что у нас "ума палата", а потому, что жизненного опыта больше.

В "Анне Карениной" замечательно говорится о княгине Щербацкой: "Княгиня понимала, что при сближении дочь могла влюбиться, и влюбиться в того, кто не захочет жениться, или в того, кто не годится в мужья". У меня есть любимая племянница, и я буду очень внимательно смотреть за тем, чтобы она вдруг не влюбилась в того, кто не захочет жениться или не годится в мужья! Или, к примеру, еще одна история. У моего старшего сына Мишки есть лучший друг Димон. У Димона 46-й размер ноги. В один присест он съедает килограмм конфет и все время смеется. А недавно пришел грустный-грустный. Вместо килограмма конфет съел всего полкило. Я потом у Мишки спросила, что это Димон вдруг захандрил? А Мишка говорит, что у Димона скоро день рождения, а он не хочет подарков, потому что все у него есть: компьютер, принтер, игровые приставки... А он всю жизнь мечтал о горном велосипеде и коте. И я решила купить Димону кота. Конечно, я не понесу кота ему домой - я еще не сошла с ума. Кот останется жить у нас, но парень будет знать, что это ЕГО кот.

Мы вдруг озаботились, почему наши дети не читают, а сидят в интернете. Почему преступность растет? А потому, что нет у них велосипеда и кота. Потому что лень нам их проблемами заниматься. Вот моей бабушке не лень было: ни варенье варить, ни подушки на солнце сушить. Ведь здесь прямая зависимость: если ты сушишь подушки - значит, в доме не будет клопов и моли. Точно так же и с детьми. Если вы заводите кота, копите деньги на велосипед, читаете вслух и печете пироги, то не надо вводить комендантский час, потому что дети будут с вами.

- Что бы вы посоветовали женщинам, у которых нет возможности каждую минуту заниматься проблемами своих детей?

- Конечно, есть безвыходные ситуации, когда мама уборщица, а папа алкоголик. Ребенок растет без присмотра, я понятия не имею, что в таких случаях делать. Но в среднестатистической ситуации нужно включать здравый смысл. Я очень люблю сериалы про мисс Марпл и Пуаро, потому что в силу своей британской культуры они всегда говорят друг с другом, в том числе и со зрителем, о здравом смысле. Сейчас модно говорить о социально ответственном материнстве, и я двумя руками за это понятие. Но сейчас скажу такое, за что наш президент меня осудит. Считаю, если вы понятия не имеете, какие книжки будете читать своему ребенку, как его воспитывать, не надо его рожать, остановитесь! Но если вы все-таки решили родить малыша, позаботьтесь о том, чтобы он был под присмотром. Если работа отнимает у вас много времени, значит, вы что-то зарабатываете. Приберегите денежку и найдите ребенку хорошую няню. Главное - включать пресловутый здравый смысл и не лениться. Мы любим говорить по телефону со своей разведенной подругой о том, какой козел ее муж... А нужно бросить трубку и почитать своему ребенку книжку про Винни-Пуха.

- Много времени проводите со своими детьми?

- У нас есть масса общих увлечений. Например, по весне выкатываем из гаража мопед и долго его чиним. Мы все должны надеть самые старые джинсы, грязные куртки, а мопед при этом хрюкает, надрывается и не заводится. А мы по очереди должны предполагать, почему же он не заводится? И потом, когда он вдруг заревет, нужно прыгать на него и ехать. В любом направлении! Это такое счастье! Но самый наш главный рецепт - безудержно любить друг друга. Днем и ночью, с утра до вечера. И тогда все будет хорошо!

4 июня 2009 года > Человек и общество

http://www.facts.kiev.ua/archive/2009-0 ... index.html
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Jackdaw
Posts: 6940
Joined: Thu 06 Nov 2008, 13:33

Re: Русская культурa

Unread post by Jackdaw »

Наташа, спасибо за статью! Во многом с Татьяной Устиновой можно согласиться.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Елена
Мoderator
Posts: 11574
Joined: Thu 31 May 2007, 07:04
Location: Россия, Сибирь

Re: Русская культурa

Unread post by Елена »

Jackdaw wrote:Наташа, спасибо за статью! Во многом с Татьяной Устиновой можно согласиться.
Да, Наташа, спасибо за интересную статью. Я бы согласилась не то что со многим, а просто со всем, кроме сентенции про маму-уборщицу - это уже откровенное высокомерие. Вот что меня удивляет: в этом интервью я вижу одного человека, а по телевизору как будто другого :unknowing:. Уже говорила, что не испытываю симпатий к телеперсоне Устиновой. Хотя вот и здесь кое-что "царапнуло" и тоже испортило общее впечатление. Простите, если задеваю чьи-то тёплые чувства к ней.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18447
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: Русская культурa

Unread post by Анита »

Думаю, что это сообщение соответствует именно теме "Русская культура" (не только "Кино и телевидение").


ПЕНСИЯ? НИКОГДА И НЕ ДУМАЛ!

3 октября режиссеру Александру Рогожкину исполнилось 60 лет

Ольга ШЕРВУД


Десять лет назад, когда одному из лучших отечественных режиссеров стукнуло полтинник, узкий круг товарищей тихо отметил эту дату в Доме журналиста (даже не в Доме кино) бутербродами и показом двух его фильмов – новой тогда короткометражки «Болдинская осень» по одноименной новелле Виктора Ерофеева с Андреем Краско в главной роли и полнометражной «Третьей планеты» (1991).
Обе они до сих пор фактически неизвестны публике (как и немало иных рогожкинских произведений; в его фильмографии четырнадцать больших игровых картин, шесть короткометражных и достаточно сериальных новелл); юбилейный сеанс еще раз продемонстрировал способность этого уникального режиссера разговаривать и с избранной аудиторией, и с самой широкой.


Заслуги Рогожкина перед родным кинематографом огромны. Он работает во всех жанрах – от комедии до фантастики, от социальной драмы до притчи, от детектива до «хроники». Придумал новую для кинематографа команду героев, причем актуальных (философствующий егерь Кузьмич и его товарищи), переходящих из фильма в фильм, а оттуда – в другие искусства, в фольклор и в бизнес. Сочинил словосочетание «Особенности национального...», ставшее заголовками в газетах. Создал несколько произведений социально-гуманитарного и одновременно художественного значения («Караул», «Блокпост», «Кукушка»). Заложил стилистику первого отечественного сериала «Улицы разбитых фонарей». Может, что-то еще...

Очевидно, что день рождения такого автора следует отмечать широко и громко.

Ан нет! И легендарная скромность нашего героя (интервью дает только если продюсер в договор впишет такую обязанность, церемоний никаких не выносит вовсе) тут ни при чем. Ибо отечественная культура знает пьесы, где главное действующее лицо – за кулисами, как невидимые миру слезы или какой-нибудь подспудный сарказм. Совершенно очевидно, что Александр Рогожкин не нужен, ладно, скажу аккуратно: мало нужен современному кинопроцессу. Как, впрочем, сам кинопроцесс – обществу в целом.

Действительно, зачем талант? Три образования (в 1972-м получил диплом истфака Университета как историк-искусствовед, параллельно работе на ленинградском телевидении и художником-декоратором на «Ленфильме» учился на художественно-графическом факультете ЛГПИ имени Герцена, через десять лет закончил режиссерскую мастерскую Сергея Герасимова во ВГИКе)? Несомненный литераторский дар, а главное – писательский взгляд на окружающее? Редкая эрудиция, сопоставимая с объемом Википедии, не меньше? Другие замечательные качества и свойства Рогожкина, хорошо известные его коллегам, вроде собственной позиции, азартности, основательности, потрясающей креативности?

Вопросы риторические; я позвонила Рогожкину на днях с простым – узнать, что он поделывает, «датский» повод не скрывала. Рассказанное спровоцировало во мне тихий гнев и сильную грусть, но сам Рогожкин пребывает вовсе не в таком настроении. Вот его слегка сумбурные от «врасплоха» слова (в недословной записи).

– Работать для торгово-развлекательного комплекса не очень хочется, а то, что делаю, не очень кому-то нравится. Не прибедняюсь ни в коем случае – жить-то надо, может, и сниму одну серию маленькую... После «Игры» (съемки в 2007-м, заказчик – «Первый канал» – дал на подготовку всего два с половиной месяца, Рогожкин придумал «футбольную оперу», что воспитанную «Вратарем» аудиторию естественно шокировало. – О. Ш.) написал шесть сценариев, большинство из них, как и многие предыдущие, в компьютере... Ведь сейчас денег на кино нет. А если есть, то на дешевое. Я от многого отказался – и сериалы предлагают, и совместные постановки... часто убожество просто. Идеи все вторичны, от нового все шарахаются. Еще лет шесть назад были продюсеры, которые зажигались, способны были даже на авантюры, а теперь странно боятся чего-то. Впрочем, так во всем мире. Общая болезнь.

Предлагали, например, на деньги московского правительства сериал про Шерлока Холмса снимать. Да, опять. Там проблема с правами, но я придумал, как почти избавиться от Конан Дойла и сделать незадорого. Три персонажа, остальные – вокруг. Третья Хадсон, конечно. Барышня лет двадцати пяти, которая влюблена в Холмса и, по сути, все дела и разгадывает. Ну написал концепцию (Рогожкин к каждому фильму пишет концепцию, а то и несколько. – О. Ш.), а потом решил, что вовсе это ненужно, ведь у Масленникова прекрасная работа.

Думаю, в продюсерских головах все эти «идеи» возникают спонтанно: а давай-ка мы бабки срубим! – примерно так... мне это неинтересно. Почему не сделать фильм, например, про Иванова, который скрещивал человека и шимпанзе? Заявка такая есть, все смеются, читая, и все. Идея-то моя шире этого факта: рылся в материалах и наткнулся на соображение не то Гитлера, не то Геббельса о том, как повелевать славянскими народами. Суть – отучить читать, управлять по радио и через кино. Ну ведь это сегодня и сделано, причем в разных странах...

От каких-то своих проектов отказался сам. Вот был сценарий про девочку-бомбу, ваххабитку. Я подумал: девять человек воспримут нормально, а найдется десятый, который пойдет и вступит в террористическую организацию, – не могу так рисковать...

Но вот сценарий «Слово» предложил «Ленфильму». Почему «Ленфильму»? Так ведь пенсию оформлять все равно тут. Да, пенсия – для меня очень странно, я никогда и не думал об этом...

Так вот, я предложил два проекта на выбор, они остановились на истории, в которой произносится только одно слово, понятное на всех языках. Угадала? «Мама».

«Ленфильм» заинтересовался, там считают, что сценарий очень необычный. Подали в Минкульт на господдержку. Комиссия должна была собраться в августе, но ее отложили непонятно на сколько. Я принялся было самостоятельно искать зарубежных спонсоров, но выяснил, что финны сами озабочены финансированием...

Печальные времена, но не нужно печалиться. Я считаю себя человеком, который реализовался процентов на десять всего. Но даже не думаю, хорошо это или плохо: что есть – то есть, у других и того меньше. Я не завистник, хотя в свое время позавидовал фильму «Муж-
ской стриптиз» – помнишь, как они преодолевали кризис? Вот и разница – в момент кризиса россиянин начинает голову посыпать пеплом, а англичане – они нормальные, ходят гордо: их так воспитали. У нас пессимизма больше...

Рогожкин не пессимист, точно. Большую половину нашей беседы с восторгом рассказывал о Кубе, где был полгода назад: безумно нищая страна и счастливые люди, Гавана шикарна, можно снимать кино хоть про восемнадцатый век, идешь поздним вечером – свет только из окон, вдруг видишь школу фламенко, где дети самозабвенно танцуют, чувствуя, что на них смотрят... И гораздо меньше – о Кипре, где был недавно: сельский отдых; «вот если через двести лет виллу Черномырдина раскопают – будет такой же культурный памятник».

«Ты, – спрашиваю, – путешественником заделался вместо режиссуры?» – «Ну решил немного пожить, как на пенсии, а потом снова работать. В день рождения, кстати, буду сидеть на берегу Южно-Китайского моря, во Вьетнаме, поедать какой-нибудь экзотический фрукт...».

Вы поняли: вместо общенародных торжеств – восходящее солнце. Черт побери, Рогожкин прав, впору завидовать ему.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm? ... V_Articles

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Jackdaw
Posts: 6940
Joined: Thu 06 Nov 2008, 13:33

Re: Русская культурa

Unread post by Jackdaw »

Анита, спасибо за статью! Талантливый, интересный режиссёр!

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Re: Русская культурa

Unread post by Natasha Suvorina »

Анита, спасибо! Рогожкина куда ни помести - все равно талант! ;-)
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Re: Русская культура

Unread post by Natasha Suvorina »

Штирлиц, ХХ век

Умирает эпоха

…Тихонов в детстве не играл в театральном кружке, не выходил на сцену, был до крайности застенчив, вырос в простой рабочей семье в заштатном подмосковном Павловском Посаде, фабричном городке, бандитском, как всякая окраина, как всякий пригород в те годы (на руке у него была наколка «Слава», в интеллигентных ролях ее приходилось как-то так, почти что прятать, по крайней мере, не выпячивать, чтобы не было противоречия в образе), а все его первые роли, принесшие популярность («Дело было в Пенькове» и прочее) – это опять же простые рабочие «пареньки». Не было ни образования, ни интеллигентского воспитания, ни подготовки, ни смелости, чтоб поступать во ВГИК – он сам понимал, что лезет куда-то не туда, отец над ним смеялся, экзаменаторы завалили по обычному стандарту – ни драйва, ни куража в парне, но тут зашел преподаватель, набиравший актерский курс (история сохранила его фамилию, Бибиков), и тут же ПРИШЕЛ В ВОСТОРГ…

В восторг приходили многие. Тихонов, закончив ВГИК, работал в театре Киноактера (на Поварской, бывшей Воровского, где располагался первый советский Дом кино). Это было знаменитое в те годы в Москве здание, страшно популярное, престижное место, и никто не знал, во что превратится театр Киноактера в будущем, в какой печальный цветник старости и несбывшихся надежд. Так вот, там его увидел кинорежиссер фильма «Дело было в Пенькове» Ростоцкий и страстно воскликнул: «Слава, я сделаю тебя советским…». Ну, далее могло последовать разное: Жераром Филиппом, Аленом Делоном, Трентиньяном… Но утвердить на роль сразу не удалось. Восторг одних наталкивался на упорное сопротивление других. Тихонов казался каким-то бесцветным, слишком красивым (есть такое грубое русское слово – смазливым), слишком благообразным, избыточно погруженным в себя, герметичным, закрытым актером.

Министр культуры Екатерина Фурцева настоятельно советовала Бондарчуку (теперь надо добавлять – старшему) утвердить Тихонова на роль князя Болконского в «Войне и мире». Напряженность ритма на советской кинофабрике в те годы была такова, что два основных претендента – Стриженов и Смоктуновский – были вынуждены отказаться, поскольку уже были связаны договорными обязательствами на других картинах. Под давлением министра культуры Бондарчук-старший согласился, ему, кстати, не понравилось, что Тихонов сам попросился на выигрышную роль князя, это было как-то не очень принято. Четыре года продолжалась пахота, с Бондарчуком, который справедливо считал этот фильм главным в своей жизни, с горой отснятого материала, когда на натурных съемках сносились целые деревни, были заняты огромные воинские части, шились тысячи исторических костюмов, заряжались десятки тысяч пиротехнических зарядов, до сих пор неофициально этот фильм считается «самым дорогим в истории кино» (хотя попытка пересчитать по долларовому курсу стоимость тогдашнего бюджета, конечно, совершенно бесплодна), и вот когда вся эта бездна людей томилась в страшном возбуждении, в ожидании, когда же над Бородинским полем взойдет солнце – вот тогда все это и случилось. Рабочий человек, народный интеллигент Тихонов примерил на себя дорогой, красиво сшитый белый мундир.

Это был чудовищный, непередаваемый фурор. Очереди к кинотеатру «Россия» (нынче он называется «Пушкинский») напоминали народные волнения. Очередь в кассу охраняла конная милиция.

Критика была не в восторге от роли: всем хотелось, чтобы князя Андрея сыграл Смоктуновский, на худой конец Стриженов, актеры с устоявшейся харизмой, с характером, с огромным актерским темпераментом. А тут – зажатый, скованный, чересчур красивый, как будто стесняющийся этой своей красоты Вячеслав Тихонов. Это было «не то»… Не в восторге по-прежнему был и Бондарчук. (Хотя в его позднем фильме «Они сражались за Родину» Тихонов все-таки сыграет, и сыграет замечательно). Зато в восторге была страна. Вся страна. В особенности женская ее часть. Да и мужчины, конечно, почувствовали что-то необычное: Тихонов играл не словами, не «логикой характера», он почти не выстраивал «рисунок роли»: роль, а вернее судьба, как бы сама просачивалась сквозь кадр, без всяких видимых усилий. Это было как-то не по-советски. Не в советской актерской традиции. И даже не в русской.

Тихонов был, по сути, в том 1967 году, настоящей голливудской звездой. Которой, в принципе, вообще необязательно говорить в кадре и что-то делать. Фактура настолько совпадает с драматургией, что работает сама по себе.

Так что же это была за фактура? Сработала знаменитая застенчивость Тихонова (из-за которой его завалили на экзаменах во ВГИК). В сочетании с роскошным офицерским мундиром застенчивость стала его главным достоянием. Русское сердце отозвалось на эту «застенчивость под мундиром» всенародным обожанием. Режиссер фильма, который тогда еще никак не назывался, многосерийного фильма о советском разведчике Исаеве, Татьяна Лиознова, тоже попала в огромный стан тех, кто испытывал беспричинный восторг (я бы даже сказал, ментальный оргазм) при виде Вячеслава Тихонова. А может быть, она просто была жестким профессионалом и все просчитала заранее. Началась работа над фильмом «17 мгновений весны». Не такая сумасшедшая, длинная и беспощадная, как над «Войной и миром», но тоже очень большая. Мне даже кажется (отсюда, из 2009-го), что Тихонов практически не успел опомниться от одного шедевра, как сразу и плавно съехал в другой.

Понятно, что и успех «Войны и мира» (это был первый игровой советский фильм, получивший «Оскара»), и успех «17 мгновений» во многом обусловлен появлением Тихонова. И здесь не просто удачная роль, работа на общий замысел. Здесь есть какая-то тайна русской судьбы и русского характера в ХХ веке вообще.

Ведь что такое скованность, робость, застенчивость, зажатость – под офицерским (или любым другим) мундиром? Что такое эта его пресловутая «народная интеллигентность»? Тихонов был актером, он играл роли. Играл (и в первой части жизни это было особенно заметно) с некоторым ощутимым напряжением. Но что же такое русский человек, обладающий умом, талантом, способностями, судьбой, которого судьба заносит черти куда, в далекую даль? Это и есть актер, поневоле играющий роль. Это и есть застенчивость, скованность, внутренняя зажатость – под роскошным мундиром. Это и есть, короче говоря, Штирлиц.

И неважно, куда заносит судьба – в ЦК КПСС, в КГБ, за границу, в разведку, в науку, на подмостки, в писатели, в космонавты, или футболисты. И не важно, кого заносит – интеллигента или «простого рабочего паренька». Важно, что всю жизнь тот человек не перестает поражаться, удивляться, даже не верить внутренне – неужели это я? И в этом секрет его совершенно убойного, невероятного обаяния. Этой мягкости. Верней, сочетанию мягкости и твердости.

Вообще, писаных красавцев и харизматических мужиков на советском экране было немало. И у каждого, конечно, был свой подтекст в ролях, своя философия. Но со Штирлицем-Тихоновым случай особый. По сути дела, этот его мягкий, незаметный переход от князя Андрея – к Максим Максимычу, от одного человека в роскошном белом мундире – к другому, в роскошном черном – стал его главным творческим движением, главным свершением. И это не случайно. Свершение Тихонова (сделанное благодаря Юлиану Семенову и Лиозновой, а также благодаря автору литературной основы для сценария Льву Толстому и режиссеру Бондарчуку-старшему) – состояло вовсе не в том, что он был гениальным русским актером (хотя, конечно, он им был).

Свершение его состояло в том, что он гениально (в Штирлице) выразил эту главную русскую драму ХХ века. Необходимость постоянно врастать в среду, притворяться, подстраиваться, играть, быть своим среди чужих, необходимость постоянно думать о том, чтобы не потерять лицо, необходимость говорить с врагами на их языке, необходимость оставаться собой в любых, самых невероятных условиях, необходимость быть внутренне одиноким. Давно уже высказана смелая догадка о том, что у Лиозновой и Семенова получилась в «17 мгновениях» вовсе не гитлеровская Германия, а ЦК КПСС и КГБ, да и вообще любая тоталитарно-бюрократическая среда, не важно, как именно она называется, и оттого чуть ли не главный наш фильм о победе над врагом выглядит до сих пор так шокирующе, так парадоксально. Потому что главный победитель – среди врагов. Он носит форму врага. Он не просто шпион, разведчик. Он – Штирлиц.

Штирлицами были мы все. На партсобраниях, на партхозактивах и партконференциях, на съездах комсомола и партии, на лекциях по марксизму-ленинизму, на летучках и планерках, на коллегиях и расширенных заседаниях, на встречах с читателями, зрителями и избирателями. Впрочем, о чем это я?

Я лично никуда не избирался и в советские годы ни с какими читателями не встречался, слава богу. Но глядя на Штирлица, на то, как он идет по коридору, жжет в пепельнице шифровку или печет в камине картошку (а также спасает радистку Кэт и бьет мерзавца Холтоффа бутылкой по голове) – я как-то всегда, незаметно и неосознанно, видел в нем не разведчика только, а вот такого вот советского интеллигента, который, чтобы не потерять лицо и достоинство, всегда внутренне зажат, скован, напряжен, и именно благодаря этому своему качеству (ведь это тайна, загадка!) – возносится порой необычайно высоко.

Но маска, увы, довольно часто прирастает к лицу. В советской жизни, а не в фильме, старина Мюллер обыгрывал Штирлица, доставал и ломал его.

Увы.

В огромной фильмографии Тихонова-актера (первый фильм, «Молодая гвардия», 1948, а последний, «Утомленные солнцем-2» выйдет в 2010), по-настоящему ярких работ немного. Ну кто помнит сейчас трилогию Гостева «Фронт без флангов», «Фронт в тылу врага» и «За линией фронта», где Тихонов – начальник разведгруппы, или спецотряда, мешает немцам доставить на фронт уже готовое Фау-2 (а кто помнит, что такое Фау-2?), и так далее, и так далее… Между тем, эта трилогия была самой значительной его ролью после «17 мгновений». Опять разведчик, хотя и фронтовой, опять война, опять мундир, опять немцы… А впрочем, что жалеть о несыгранном? Ведь и сыграно было немало, и все по-честному, с той же вкрадчивой непередаваемой интонацией, с той же харизмой. И пусть в хороших фильмах Тихонову доставались не первые роли, а в плохих – первые, все это уже неважно. Главное было сделано.

Он пережил в жизни ту же страшную трагедию, что и Булат Окуджава, и Корней Чуковский, то есть потерял старшего сына, но он был счастлив во втором своем браке, и его любила страна, и ему устраивали творческие вечера, и его награждали высшими наградами Родины, он жил хорошо, легко, блестяще и ярко, как и должен жить Штирлиц, благополучно избежавший провала.

И хотя ему порой надоедало, что на улицах ему кричали: «Штирлиц, Штирлиц», и навязчиво рассказывали анекдоты, опять-таки, чуть ли не самые смешные русские анекдоты в ХХ веке, несмотря на все это, я думаю, он был благодарен судьбе за все. В том числе и за анекдоты, это ведь тоже слава. Это высший критерий славы.

Но в конце жизни, когда на экраны вышел телефильм про молодого Исаева, как-то вдруг стало очень неприятно. Что не поставили в известность, ничего не сказали. Больно стало.

В результате на свет появился некий документ, совсем недавно, незадолго до его смерти, опубликованный в СМИ. В нем говорится, что семья возмущена, что образ Штирлица, созданный гениальным актером, присваивают все кому не лень, что есть два ресторана, в названии которых используется это имя, что фотографии Штирлица в этих ресторанах висят на стенах, и никто не заплатил ни копейки, и вообще… Причем тут рестораны и почему нельзя играть «молодого Штирлица» без согласия старого актера – было не очень понятно.

Понятно было одно: все это очень грустно. И нам всем стало больно – вместе с ним.

Потому что, повторяю, у Штирлица есть не просто железная воля, нерусская пунктуальность и священный патриотизм. А есть еще у него и внутренняя драма. И в ней-то все дело.

В ней – невысказанной, запрятанной глубоко внутрь.

Ее он внес в фильм, с ней жил, и за нее – мы ему благодарны. Потому что она не только его, но и наша.

Автор Борис Минаев
06.12.2009 г.
RussianJournal


http://yarcenter.ru/content/view/26327/41/
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links