
Даш, я только с двумя вещами не совсем согласна. Первое - это мелочь, и на рецензию никак не влияет, просто я думаю, что Улицкая или Яхина - и Устинова, независимо от того, как лично я к ним отношусь, всё-таки явления разного порядка. То есть, я бы их в одну строку не поставила. Ну, примерно как не назвала бы вместо Устиновой Маринину в данном случае.
А второе - мне не показалось, что автор, а вместе с ним и доктор Мейзель, снобистски относятся именно к "простым людям". Скорее, они относятся так к людям вообще. К читателям, в частности.
Ну, и плюс "докторский цинизм" Мейзеля, который и в принципе может развиться у врача (не исключая и наших современников), и тем более - у земского, среди тех реалий, в которых ему приходилось работать. Можно вспомнить доктора в "Неоконченной пьесе для механического пианино" ("Платонове"), которого сыграл Никита Михалков. Астров в "Дяде Ване" еще "горит" своим делом, но и он на грани выгорания. Так случалось не обязательно со всеми, конечно - но случалось.
Автор же для своего опуса явно использовала книгу Ольги Петровны Тян-Шанской "Жизнь "Ивана"" - научное исследование (к сожалению, незавершенное), посвященное жизни крестьян Рязанской губернии - укладу, привычкам, поведению в быту и т. д. Этнограф О. П. Тян-Шанская (1863 - 1906), дочь знаменитого русского географа, писала свою работу ни в коем случае не для "сенсации" (мы бы сказали: "хайп"), не для нигилистов, не для революционеров и уж тем более, не для какого-нибудь тогдашнего "Эха Москвы".

Только, в отличие от Тан-Шанской, Степнова, на мой взгляд, именно "использует материал". И "материал" для нее - все и всё, о чем она пишет, крестьяне это или дворяне. И читатели - "материал". И, конечно, - слова, их причудливое сплетение, про которое ты так здорово написала, здесь даже нечего прибавить. У меня было ощущение, что мне пытаются запихивать в рот варенье огромными ложками, не глядя, успела ли я проглотить предыдущую.
Вот вроде бы все яркие, неожиданные и точные сравнения, но их так много, нарочито много, практически в каждой фразе, а в результате... ничего. Я до сих пор помню, как Валентин Катаев в "Белеет парус одинокий" описывал сочные дыни, виноградники под Одессой, запах свинца и пороха, вкус кисленькой корочки солдатского хлеба и много чего еще. Он считал себя учеником Бунина, но имел собственный неповторимый язык. А здесь и сравнения сами по себе - по отдельности - даже талантливые, а прочтешь всё в совокупности - и ничего не остается...
Может быть, автор хотела поиграть с читателем, который любит "сложносочиненные", "вкусные" фразы: вот вам вкусное, насладжайтесь, ешьте, лопайте, это же та литература, которая вам так нравилась! Но в том-то и дело, что не та. За феерическим водопадом метафор, который сам по себе требует немалого мастерства (или мастеровитости, не знаю), вскоре перестаешь различать суть. Да и в чем, собственно, суть - что люди рождаются, как-то по своему разумению и силам живут и умирают? Что есть слабые люди, деспотичные отцы, безмерно любящие матери, юношеская дружба, отвага и трусость, верность и предательство? Так мы знаем. Вся литература про это. Или что сад могут вырубить не обязательно варвары или прагматики из бывших крестьян, а вот этакая "Туся Лопахина", избалованная до крайности? Может быть и так. Всё бывает в жизни. И что? Почему нам должны запомниться именно эти люди? Для чего всё это было написано?
У меня, действительно, после прочтения остался только вопрос: "И что?"
И потом... возможно, это абсолютно непрофессионально, ну, так ведь я не профессионал, а просто читатель - мне, что называется, "никого здесь не жаль". Мне безразличны практически все герои. Опять-таки, может быть, это и входило в намерения автора, но для меня безразличие к героям означает неудачу книги. Может быть, есть какие-то исключения, не знаю, я еще с ними не встречалась. Может быть, когда-нибудь я что-то прочту и скажу: мне абсолютно всё равно, про что и про кого здесь написано, но здорово!

Единственный, от кого повеяло чем-то живым, это Саша Ульянов. Даже при том, что совсем не обязательно это должен был быть именно он - на самом деле, почему не кто-нибудь из семьи Веры Фигнер или кого-то еще? - он единственный, за кого и тревожно, и обидно, и жаль. Но боюсь, что это заслуга не автора.
И всё-таки, скажу опять, отрицательный опыт - тоже опыт. Его тоже иногда стоит получить.
А для Даши это была еще и возможность написать отличную профессиональную работу.