Культура, философия, образование
Moderator: Модераторы
-
- Site Admin
- Posts: 18951
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Культура, философия, образование
Любопытно почитать:
Финал «Евгения Онегина»
Финал «Евгения Онегина»
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 1551
- Joined: Sun 27 Oct 2019, 10:01
Re: Культура, философия, образование
Ох как интересно. Валя, спасибо большое.
Прочитала с удовольствием.

Прочитала с удовольствием.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Мoderator
- Posts: 18708
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: Культура, философия, образование
Да, очень интересно. И такое возможно. Но, мне кажется, у Даниила Онегин всё же несколько другой. 

Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18951
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Культура, философия, образование
Хоть и в стихотворной форме, но всё же о литературе, поэтому сюда.
***
Одна необычная работа с экзамена этого года в МГУ по литературе.
Было поставлено задание — написать сочинение по одной из тем:
1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Гоголя и Куприна;
2. Мотив страданий в творчестве Некрасова и Достоевского;
3. Традиции Салтыкова-Щедрина в сатирах Маяковского.
Неизвестная девушка отличилась:
Пускай простят меня Некрасов с Достоевским,
Пускай простят меня и Гоголь, и Куприн,
Пусть Маяковский бросит словом резким,
Пусть скажет «Дура!» Салтыков-Щедрин.
И вы простите, милые эксперты,
Пусть милосердие в сердца придет с небес.
Как жаль, чтобы создать бумагу, в жертву
Был принесен зелёный шумный лес!
Раскрыть я не сумею ваши темы,
Хотите проверяйте или нет,
Здесь вижу трудноразрешимую проблему
(Хоть Маяковский мой любимейший поэт).
Акакий мёрзнет под стрелою ветра,
В его лицо бьёт, обезумев, жгучий снег…
Мой рост — лишь полтора несчастных метра,
Я тоже «маленький», пожалуй, человек.
А Маяковский же, творя свою сатиру,
Про Салтыкова-Щедрина совсем забыл.
Его мотивы не явил он миру,
Свои мотивы миру он явил.
Hекрасов пoнял, кaк нaрод cтрадает,
Как плaчет жeнщина пo мaлому дитя.
A Cоня — вcю cвою cемью cпасает,
Во блaго иx и жизни нe щaдя.
Жесток был Дoстоевский к гpустной Cоне,
Убил eе пpопащего oтца.
Безумными кoлёсами пoгони,
Явилась cмерть, нe cкрывшая лицa.
Не дyмайте, пpошу, чтo я тyпая,
Я знaю вcех пиcателей c дoски,
Их твoрчество и иx гeроев знaю,
Но тeмы вaши жёcтче, чeм тиcки.
Судьбы кaнва pастянута нa пяльцe,
Но я бeссильна в бeздне чyждых дyш.
Я нe xочу выcасывать из пaльца
На тpи cтраницы глyпости и чyшь.
Надеюсь, вы xотя бы пpочитали,
А eсли yлыбнулись – cвет pекой!
Спасибо, чтo лиcточки вы pаздали.
Простите зa пoступок глyпый мoй.
Отсюда выйдy я oдной из пeрвых,
Но пpежде, чeм минyю cталь вoрот,
Желаю вaм я бeсконечных нeрвов,
Понятных бyкв в лиcтах дpугих pабот.
P.S. Зa pаботу пoставили «oтлично».
https://vk.com/wall-36047336_145449
***
Одна необычная работа с экзамена этого года в МГУ по литературе.
Было поставлено задание — написать сочинение по одной из тем:
1. Внутренний мир «маленького человека» в изображении Гоголя и Куприна;
2. Мотив страданий в творчестве Некрасова и Достоевского;
3. Традиции Салтыкова-Щедрина в сатирах Маяковского.
Неизвестная девушка отличилась:
Пускай простят меня Некрасов с Достоевским,
Пускай простят меня и Гоголь, и Куприн,
Пусть Маяковский бросит словом резким,
Пусть скажет «Дура!» Салтыков-Щедрин.
И вы простите, милые эксперты,
Пусть милосердие в сердца придет с небес.
Как жаль, чтобы создать бумагу, в жертву
Был принесен зелёный шумный лес!
Раскрыть я не сумею ваши темы,
Хотите проверяйте или нет,
Здесь вижу трудноразрешимую проблему
(Хоть Маяковский мой любимейший поэт).
Акакий мёрзнет под стрелою ветра,
В его лицо бьёт, обезумев, жгучий снег…
Мой рост — лишь полтора несчастных метра,
Я тоже «маленький», пожалуй, человек.
А Маяковский же, творя свою сатиру,
Про Салтыкова-Щедрина совсем забыл.
Его мотивы не явил он миру,
Свои мотивы миру он явил.
Hекрасов пoнял, кaк нaрод cтрадает,
Как плaчет жeнщина пo мaлому дитя.
A Cоня — вcю cвою cемью cпасает,
Во блaго иx и жизни нe щaдя.
Жесток был Дoстоевский к гpустной Cоне,
Убил eе пpопащего oтца.
Безумными кoлёсами пoгони,
Явилась cмерть, нe cкрывшая лицa.
Не дyмайте, пpошу, чтo я тyпая,
Я знaю вcех пиcателей c дoски,
Их твoрчество и иx гeроев знaю,
Но тeмы вaши жёcтче, чeм тиcки.
Судьбы кaнва pастянута нa пяльцe,
Но я бeссильна в бeздне чyждых дyш.
Я нe xочу выcасывать из пaльца
На тpи cтраницы глyпости и чyшь.
Надеюсь, вы xотя бы пpочитали,
А eсли yлыбнулись – cвет pекой!
Спасибо, чтo лиcточки вы pаздали.
Простите зa пoступок глyпый мoй.
Отсюда выйдy я oдной из пeрвых,
Но пpежде, чeм минyю cталь вoрот,
Желаю вaм я бeсконечных нeрвов,
Понятных бyкв в лиcтах дpугих pабот.
P.S. Зa pаботу пoставили «oтлично».
https://vk.com/wall-36047336_145449
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 1377
- Joined: Tue 05 Nov 2019, 11:03
- Location: Оренбургская область
-
- Мoderator
- Posts: 18708
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: Культура, философия, образование
На месте экзаменаторов я бы тоже поставила "отлично". 

Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 8040
- Joined: Thu 03 Nov 2011, 11:31
- Location: г.Харьков, Малороссия
Re: Культура, философия, образование
очень интересный разговор , нмв. И отдельный респект Павлу за талант так спокойно и аргументировано излагать свою точку зрения

"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 1146
- Joined: Fri 31 Mar 2017, 20:54
- Location: город Оренбург
Re: Культура, философия, образование
Натка!
Привет!
как тебя давно не было!
С возвращением! Не пропадай так надолго 




Цените то, что у вас есть. Сейчас. Рядом. И никогда не думайте: "А может быть..." Может и не быть...
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 8040
- Joined: Thu 03 Nov 2011, 11:31
- Location: г.Харьков, Малороссия
Re: Культура, философия, образование
да я далеко и не уходилаВелточка wrote: ↑Wed 21 Aug 2024, 19:30 Натка! Привет! как тебя давно не было! С возвращением! Не пропадай так надолго
Re: Поболтаем-2


"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Мoderator
- Posts: 18708
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: Культура, философия, образование
А я, кажется, ещё одну выставку "задолжала".
То есть, впечатления о ней, если это доставит кому-то удовольствие.
И тут я должна сказать спасибо Ире-Inofenciva, потому что это по её "наводке" я попала на эту выставку, и очень рада, что там побывала. Правда, фотографировать я, к сожалению, как сказал бы памятный нам Хлопов в "Ревизоре", почему-то "ОрОбела".
В Фонтанном доме "провела" всё лето экспозиция "Анна Ахматова. Подлинность судьбы". Это не о той Ахматовой, которая "сжала руки под тёмной вуалью..." и которую писал Модильяни. Это послевоенная жизнь - до самого конца. То есть, буквально: там есть записи, сделанные рукой Ахматовой буквально за сутки до смерти, в самом прямом смысле - последние слова, написанные её рукой.
Есть удивительный томик Лермонтова, подаренный Ахматовой - бракованное издание, где почти все страницы пустые. В нём она вела дневник - он для того и был подарен. Меня почему-то всегда волновали вещи, намного пережившие своих хозяев: вот они здесь, их касались те самые руки - но где эти руки? Иной раз от них не осталось и следа, а книга, тетрадь, платье, чашка, шкатулка какая-нибудь - вот они, здесь, и мы их видим. Странное чувство. И на этой выставке тоже, кроме дневника и листов со стихами, есть вещи, которые были Ахматовой дороги - самые простые, на первый взгляд, просто случайные: флакончики какие-то, зеркало, ещё что-то... зачем они ей? Но, может, это и есть тот самый "сор", из которого растут стихи?.. И ещё дверь!
Да, застеклённая дверь из квартиры, последней, где жила Ахматова. Её сняли и привезли специально для выставки. Мы видим её, поднятую на уровень окна в зале, чтобы через стекло проходил свет. Эту дверь, нарисовав на ней дракона в китайском стиле, превратил в витраж художник, муж внучки Николая Пунина. Ахматова сама попросила его об этом, ей хотелось, чтобы стекло не было прозрачным. А дракон - это потому, что когда-то у неё было кимоно с драконом, подаренное Пуниным. И вот дракон до сих пор "живёт" в той квартире, кто-то ежедневно "здоровается" с ним, открывая дверь, а когда-то его видела Ахматова...
А сразу, при начале осмотра (идти нужно было как бы против часовой стрелки, из "отсека" в "отсек", и это движение "против" странным образом создавало впечатление закручивающейся узлом жизни, в которой человек несвободен - и при этом старается сохранить себя, своё достоинство, свою прямую осанку) нас "встречала" копия статуи "Ночь" из Летнего сада. Она лежала и будто спала, полузасыпанная землёй. Это её Ахматова "укрывала" в начале блокады от обстрелов, это ей посвятила стихи. (Мне же невольно вспомнилась давняя встреча со старенькой женщиной в Павловске - она, будучи комсомолкой, участвовала в спасении статуй на Двенадцати дорожках. Помню её слова: "А Мельпомену, это я закапывала...")
Там было много разных экспонатов, говорящих о разном. Были "отсеки", посвящённые тем, с кем Ахматова считала для себя возможным тесно общаться, кому могла дать на прочтение свой "Бег времени" - среди них молодой Иосиф Бродский. А на меня сильное впечатление произвел последний зал, посвящённый страху. Всевозможные скульптурные изображения Ахматовой, белые и тёмные, традиционные или необычные, как будто смотрят в напряжённом ожидании чего-то. Считается, что тема этого отсека - постоянная слежка за Ахматовой, окружавшие её агенты спецслужб, о многих из которых она даже знала, что они агенты, и предпочитала общаться с ними, чтобы их присутствие не было "за спиной". Но мне показалось, что значение этой экспозиции больше, чем страх перед слежкой. Собственно, я думаю, что слежки как таковой под конец жизни она уже не боялась, просто была выше этого. Это страх вообще, вещий страх поэта - что будет с этим миром? А как меня будут помнить? Вот так, как это изображение с расплывающимися чертами? Поймут ли, что это была - я?..
И рядом - отсек с рассыпанными гранками ахматовской книги после Постановления "О журналах „Звезда“ и „Ленинград“". Куча литер на полу - как кучка пепла. И пустые ячейки, как пустые ниши в колумбарии. Это - итог? Но ведь можно было при желании снова начать движение - против часовой стрелки...
Нет, Ахматова не была "несчастной гонимой". То есть, гонимой - бывала, и несчастной - тоже. Но не переставала быть королевственной (её маленький сын когда-то возмущался: "Мама, не королевься!"). Думаю, вряд ли она бывала "приятной" женщиной. Вряд ли знала настоящую нищету, подобно Цветаевой. Даже в военном Ташкенте люди, словно не мысля, а как можно иначе, старались обустроить её быт, накормить, а она это "королевственно" принимала, и в этом не было ничего странного и неестественного. Для неё - такой, какой она себя ощущала, и какой все ощущали её, это было органично. А принимать её такую или не принимать - это дело каждого.
Главное, что она не сделала ничего, что шло бы абсолютно вразрез с её стихами. По-моему, так.

И тут я должна сказать спасибо Ире-Inofenciva, потому что это по её "наводке" я попала на эту выставку, и очень рада, что там побывала. Правда, фотографировать я, к сожалению, как сказал бы памятный нам Хлопов в "Ревизоре", почему-то "ОрОбела".

В Фонтанном доме "провела" всё лето экспозиция "Анна Ахматова. Подлинность судьбы". Это не о той Ахматовой, которая "сжала руки под тёмной вуалью..." и которую писал Модильяни. Это послевоенная жизнь - до самого конца. То есть, буквально: там есть записи, сделанные рукой Ахматовой буквально за сутки до смерти, в самом прямом смысле - последние слова, написанные её рукой.
Есть удивительный томик Лермонтова, подаренный Ахматовой - бракованное издание, где почти все страницы пустые. В нём она вела дневник - он для того и был подарен. Меня почему-то всегда волновали вещи, намного пережившие своих хозяев: вот они здесь, их касались те самые руки - но где эти руки? Иной раз от них не осталось и следа, а книга, тетрадь, платье, чашка, шкатулка какая-нибудь - вот они, здесь, и мы их видим. Странное чувство. И на этой выставке тоже, кроме дневника и листов со стихами, есть вещи, которые были Ахматовой дороги - самые простые, на первый взгляд, просто случайные: флакончики какие-то, зеркало, ещё что-то... зачем они ей? Но, может, это и есть тот самый "сор", из которого растут стихи?.. И ещё дверь!

А сразу, при начале осмотра (идти нужно было как бы против часовой стрелки, из "отсека" в "отсек", и это движение "против" странным образом создавало впечатление закручивающейся узлом жизни, в которой человек несвободен - и при этом старается сохранить себя, своё достоинство, свою прямую осанку) нас "встречала" копия статуи "Ночь" из Летнего сада. Она лежала и будто спала, полузасыпанная землёй. Это её Ахматова "укрывала" в начале блокады от обстрелов, это ей посвятила стихи. (Мне же невольно вспомнилась давняя встреча со старенькой женщиной в Павловске - она, будучи комсомолкой, участвовала в спасении статуй на Двенадцати дорожках. Помню её слова: "А Мельпомену, это я закапывала...")
Там было много разных экспонатов, говорящих о разном. Были "отсеки", посвящённые тем, с кем Ахматова считала для себя возможным тесно общаться, кому могла дать на прочтение свой "Бег времени" - среди них молодой Иосиф Бродский. А на меня сильное впечатление произвел последний зал, посвящённый страху. Всевозможные скульптурные изображения Ахматовой, белые и тёмные, традиционные или необычные, как будто смотрят в напряжённом ожидании чего-то. Считается, что тема этого отсека - постоянная слежка за Ахматовой, окружавшие её агенты спецслужб, о многих из которых она даже знала, что они агенты, и предпочитала общаться с ними, чтобы их присутствие не было "за спиной". Но мне показалось, что значение этой экспозиции больше, чем страх перед слежкой. Собственно, я думаю, что слежки как таковой под конец жизни она уже не боялась, просто была выше этого. Это страх вообще, вещий страх поэта - что будет с этим миром? А как меня будут помнить? Вот так, как это изображение с расплывающимися чертами? Поймут ли, что это была - я?..
И рядом - отсек с рассыпанными гранками ахматовской книги после Постановления "О журналах „Звезда“ и „Ленинград“". Куча литер на полу - как кучка пепла. И пустые ячейки, как пустые ниши в колумбарии. Это - итог? Но ведь можно было при желании снова начать движение - против часовой стрелки...
Нет, Ахматова не была "несчастной гонимой". То есть, гонимой - бывала, и несчастной - тоже. Но не переставала быть королевственной (её маленький сын когда-то возмущался: "Мама, не королевься!"). Думаю, вряд ли она бывала "приятной" женщиной. Вряд ли знала настоящую нищету, подобно Цветаевой. Даже в военном Ташкенте люди, словно не мысля, а как можно иначе, старались обустроить её быт, накормить, а она это "королевственно" принимала, и в этом не было ничего странного и неестественного. Для неё - такой, какой она себя ощущала, и какой все ощущали её, это было органично. А принимать её такую или не принимать - это дело каждого.
Главное, что она не сделала ничего, что шло бы абсолютно вразрез с её стихами. По-моему, так.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18951
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: Культура, философия, образование
Анита, спасибо, что рассказала о выставке.
Правда, когда я это читала, то пыталась представить, где конкретно у Фонтанного дома это происходило.
Так же, как и год назад во время посещения квартиры-музея Анны Ахматовой.
... а вообще история циклична, и всё рано или поздно повторяется. Я, если честно, не удивлюсь, если творчество Ахматовой вновь станет "неформатом".
Еще какое удовольствие. Я тоже очень люблю, вот до мурашек на коже (а иногда и до слез), такие исторические вещи.
Мне сразу вспомнилось, как это описывала Надежда Мандельштам в своих "Воспоминаниях..." (простите за тавтологию).
Правда, когда я это читала, то пыталась представить, где конкретно у Фонтанного дома это происходило.

... а вообще история циклична, и всё рано или поздно повторяется. Я, если честно, не удивлюсь, если творчество Ахматовой вновь станет "неформатом".
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Мoderator
- Posts: 18708
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: Культура, философия, образование
Насколько я поняла, это как раз во дворе и происходило - в том дворе, куда выходили окна квартиры Пунина и Ахматовой.
И там же когда-то гуляли втроём Ахматова, Мандельштам и Надежда Мандельштам, а во дворе бегали девочки, играя в "табун лошадок". Предводительница табуна как-то оглянулась и сердито спросила: "А где предыдущий лошадёнок?!" Мандельштам пришёл в восторг и сказал своим спутницам: "Давайте, я буду вашим лошадёнком!"

Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |