День Победы — это еще и день Штирлица, он же Максим Исаев
/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/
О ком поговорить в День Победы, как не о Штирлице Максе Отто, то есть Максиме Максимовиче Исаеве? Персонаж, выдуманный писателем Юлианом Семеновым и воплощенный в телевизионном сериале «Семнадцать мгновений весны» режиссером Татьяной Лиозновой и актером Вячеславом Тихоновым, вошел в нашу жизнь и очень быстро стал нарицательным. Ему стали подражать, его стали цитировать, о нем быстро сочинили многочисленные анекдоты. А молчание и пронзительный взгляд Штирлица — В.Тихонова и вовсе стали каноническими.
Знаменитому сериалу уже 35!
Конечно, нынче Штирлица подзабыли. Это неудивительно — другой век, другие герои. Но совершенно неожиданно появился повод вспомнить героического персонажа. Во-первых, сериалу «Семнадцать мгновений весны» исполняется нынче 35 лет. А во-вторых, именно в этот юбилейный год режиссер Сергей Урсуляк приступил к так называемой реанимации Штирлица — он экранизирует произведения Юлиана Семенова «Нежность», «Пароль не нужен» и «Бриллианты для диктатуры пролетариата», где Штирлиц еще совсем не Штирлиц и до Штирлица ему далеко. И как бы ни уверяли создатели новой версии приключений разведчика Исаева о том, что работают без оглядки на знаменитый сериал, никогда в это не поверю. «Семнадцать мгновений», бесспорно, снятся Урсуляку днем и ночью. А Даниилу Страхову, исполнителю роли молодого Исаева, снится Вячеслав Васильевич Тихонов.
Информация к размышлению. А был ли Штирлиц на самом деле? Говорят, да — некий провалившийся в 1942 году Вили Леман. Скажем так: раз провалившийся — значит, не Штирлиц. Товарищ Исаев, он же господин Бользен, он же Штирлиц Макс Отто, может быть на грани провала, но грань эту не перейдет никогда и ни за что.
Выбор на все времена
Мы смотрим «Семнадцать мгновений весны» не в шестой, а в шестьдесят шестой раз и все равно поражаемся, как сумела маленькая женщина — режиссер Татьяна Лиознова — так точно выбрать актера на главную роль. Была мысль сделать Штирлицем Иннокентия Смоктуновского — и показать в полной мере мощный интеллект и тонкую мятущуюся душу бойца невидимого фронта. В роли штандартенфюрера вполне мог оказаться великий комбинатор — Арчил Гомиашвили, гайдаевский Остап Бендер из «Двенадцати стульев», страстно желавший сниматься и не только водивший съемочную группу в рестораны, но, кажется, даже завоевавший сердце одинокой Татьяны Лиозновой. Но мужественная Татьяна Михайловна сумела наступить на горло собственной песне, отказала страстному Арчилу и вытащила из колоды козырного туза — экранного эталонного мужчину из мужчин Вячеслава Тихонова и тем самым помогла миллионам советских женщин обрести на какое-то время настоящую мечту.
Причем это не был неизвестный актер, который сыграл, и все дружно ахнули: где же ты, дескать, был раньше. Нет, Тихонов был хорошо известен зрителям — запечатлелись ведь в его биографии и «Дело было в Пенькове», и «Доживем до понедельника», и даже «Война и мир». Но Штирлиц перебил в народном сознании даже Андрея Болконского. Изысканный князь-аристократ ничего не мог противопоставить кадровому разведчику.
Самое трудное дело — играть абсолютно положительного героя. Однако Тихонову было не привыкать. Форму он умел носить всегда (тут князь Болконский помог), многозначительно молчать тоже, взгляд его по проникновенности не знаю, с чем и сравнить (разве что с собачьим). Он загадочно печален, что, впрочем, не мешает ему находить выход из самых трудных, тупиковых ситуаций, выбраться из любого лабиринта.
Может быть, эта печаль — последствие брака с Нонной Мордюковой? Длился он достаточно много мгновений, но счастья не принес никому. Они, изначально очень разные, расстались, позднее получили звание народного артиста СССР в один день. Потеряли 42-летнего сына Владимира — красивого актера, мужа «кавказской пленницы» Натальи Варлей, погибшего от алкоголя и наркотиков. Нынче, много лет спустя, говорят, помирились.
Не шпион, а наш разведчик!
Нашим противникам ничего бы не стоило доказать, что Штирлиц не такой уж и положительный. Во-первых, курит где только можно, даже в больнице, невзирая на роженицу и младенца. Вообще, в «Семнадцати мгновениях» курят, кажется, все, кроме радистки Кэт. Любовь Шелленберга к американским сигаретам «Кэмел» общеизвестна, но и Мюллер попыхивает, и Кальтенбруннер затягивается, хотя и кашляет, болезный, даже полуживой физик Рунге пытается бодро пустить дым коромыслом, когда его допрашивают. И только профессор Плейшнер в лучших традициях санпросвета доказывает, что курение — это яд (у него просто яд в сигарете спрятан). Иногда даже возникает вопрос: а если бы персонажи не курили, то что бы они делали все эти семнадцать мгновений и двенадцать серий?
А как жестоко поступает Штирлиц с тем же Плейшнером, посылая на смертельно опасное задание неопытного, абсолютно неподготовленного человека. Пастора, старого и грузного, не только шантажирует сестрой и детьми, но и заставляет бить на лыжах рекорды Зимней Олимпиады. О том, что вытворяет изощренный Штирлиц с доверчивым Холтоффом (удар бутылкой по голове) или маленьким нехорошим провокатором Клаусом (выстрел в лесу — и бултых), и говорить страшно.
Но мы все ему прощаем, потому что он — Штирлиц и все это делает, как говорится в фильме «Подвиг разведчика», «за Победу». За нашу Победу.
Говорят, на съемках для Тихонова всегда были наготове 100 белых рубашек. Ему идет.
На грани провала?
В новом сериале под названием «Исаев» Штирлицем будет Даниил Страхов — писаный красавчик, снимавшийся в «Бедной Насте» и «Талисмане любви». Почему Урсуляк выбрал на эту роль именно Страхова? От страха, как бы Исаевым не стал актер с малоинтеллигентным выражением лица. Попробуй сегодня отыщи породу, аристократизм. А у Страхова это выражение что надо. Вот он и предстанет на экране молодым Максимом Исаевым. Штирлиц Вячеслава Тихонова не был ни таким молодым, ни таким конфетно-красивым.
Соревноваться Даниилу Страхову придется не только с Тихоновым. В разные годы в разных экранизациях произведений Юлиана Семенова Исаева играли такие кинокрасавчики, как Родион Нахапетов и Владимир Ивашов. Хотя если говорить о внешнем сходстве, то Страхов больше похож на Тихонова.
В новом сериале Исаеву предстоит общаться с разными персонажами, в том числе с Сашенькой, которая станет его женой, той самой, которую мы знаем как жену Штирлица из «Семнадцати мгновений», гениально молчавшую в «Элефанте» на встрече со своим молчаливым супругом-разведчиком.
Сергей Урсуляк, чья последняя работа — сериал «Ликвидация» — привлекла огромный интерес, снова занял в картине Михаила Пореченкова и Полину Агурееву, Константина Лавроненко, который на сей раз изобразит маршала Блюхера. Увидим мы в фильме и Владимира Ильина, и других известных актеров, но именно Даниилу Страхову, прежде всего Даниилу Страхову предстоит держать экзамен перед зрителем. Одно дело, когда ты появляешься в сериалах в ролях дежурных красавчиков, и совсем другое, когда тебе доверено воплотить культовый образ. Опасное дело, на грани провала — это испытали на себе Олег Меньшиков в роли Остапа Бендера, Игорь Петренко, ставший малоудачным Печориным, Сергей Безруков, который изобразил Пушкина с Есениным и даже Иисуса Христа.
Но Исаеву-Штирлицу не впервой быть на грани провала. Авось вывезет, и молодые зрители своему кумиру все простят, ни за что не поругают.
http://1k.com.ua/223/details/10/1