Когда спрашиваешь граждан, как они относятся к современному телевидению, то они обычно отвечают, что телевизор они выкинули еще десять лет тому назад, потому что там нечего смотреть. Но потом, тут же, они же, эти граждане, рассказывают, что смотрят исключительно канал «Культура».
На самом деле, в большинстве случаев, это ложь – телевизоры у граждан есть и смотрят граждане совсем другие каналы – смотрят политику, юмор и сериалы. Другое дело, что раздражение телевидением у граждан существует и оно справедливо – телевидение России, да и Украины, кстати, далеко от совершенства.
Однако, есть программы, которые смотрят все: крупные спортивные соревнования, новогодние шоу под салат «оливье», в Украине, например, скандалы в студии Савика Шустера.
Смотрят и значительные сериалы. Телекомпании научились привлекать внимание зрителя мощным пиаром и правильным выбором темы. Когда все зачитывались Борисом Акуниным, тут же был сделан сериал «Азазель». Был сериал по «Мастеру и Маргарите», были сериалы про Брежнева, про Утесова, сейчас даже сделали фильм про группу «Ласковый май». Правда, это фильм. Но уверен – сериал тоже скоро появится.
То, что появится новый сериал про Штирлица, сомнений не было, ибо это золотая жила. Вот он и появился.
Сериал о молодости Максима Исаева, в режиссуре очень хорошего режиссера Сергея Урсуляка, поставившего знаменитый и крайне популярный сериал «Ликвидация».
Конечно, «старая гвардия» встретила новый сериал в штыки.
Вот как отреагировали герои «17 мгновений». Татьяна Лиознова, режиссер «17 мгновений», была категорична:
- Татьяна Михайловна, говорят, режиссер Урсуляк советовался с вами перед созданием новой ленты о молодых годах Штирлица?
- Нет. Я не знаю такого режиссера. Ни одной его картины не видела. Но новый фильм «Исаев» будут смотреть зрители, потому что многие любят «Семнадцать мгновений весны». На то и рассчитано!
- Как, на ваш взгляд, актер Даниил Страхов в роли разведчика Исаева?
- Мне он кажется плоским, но надо смотреть всю картину до конца, чтобы давать комментарии. В моем фильме ВСЕ актеры играли прекрасно. И вообще не припомню, чтобы фильмы, идущие следом за теми, которые снискали у зрителей громкую славу, получались лучше прежних. Но, повторяю, говорить, состоялась ли картина, пока рано. Я посмотрела первые серии и пока ничего не поняла. Рано делать выводы...
- А вы с Вячеславом Тихоновым поддерживаете отношения?
- Нет.
Не менее категоричной была реакция Вячеслава Тихонова.
- Что бы вы пожелали Даниилу Страхову и режиссеру?
- Ничего не пожелаю... Моего мнения никто не спрашивает. Мое время на исходе. Поздно. Я доживаю, я одинок... Останутся мои работы. Фильм «Семнадцать мгновений весны»...
А жена Вячеслава Тихонова вообще заявила, что новый фильм и видеть не желает и назвала фильм «эксплуатацией чужой славы»
За каждым этим словом своя неприятия история: Лиознову в свое время обошли с Госпремией, Тихонов в годы перестройки мыкался без зарплаты. Добавилась и история с раскрашиванием фильма, что было многими встречено в штыки – в общем тут масса наслоений личного характера. Хотя это не совсем справедливо – те, кто не давали Госпремию, давно умерли, Тихонов обласкан и зрителями и властью.
Да и пришло новое поколение, для которого «17 мгновений» далеко не священная корова. Вот и сняли новый сериал.
Конечно, о новом сериале хорошо бы говорить, когда он закончится, но уже сейчас важно сказать об одном нюансе, от которого никуда не денешься, и который крайне поучителен.
Понятно, что когда сценаристы задумали сценарий, то для них было важно обойти острые углы того времени и сегодняшнего нашего к этому времени отношение. Поэтому взяли вполне кажется диетическую историю, похожую на фильм про «Неуловимых мстителей» - «Достояние республики» или других фильмов - «Корона российской империи», «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Там тоже нехорошие антисоветчики хотят похитить драгоценности России, а Россия хочет на эти драгоценности купить хлеб для голодающих.
Так вот, перед нами молодой Исаев, Штирлицем он станет еще нескоро. И этот интеллигент борется, чтобы драгоценности не были похищены. Исаев в исполнении актера Страхова идеален – умный взгляд, высококультурная речь. Он по происхождению «контра», но добровольно пошел служить революции. У него конфликт с отцом, который на наших глазах покидает его фактически из-за политических расхождений. В общем, у Исаева долгая жизнь в 16 серий, которой не будем мешать, но смысл в том, что мы должны полюбить Исаева, а как иначе?..
И наверное, мы могли бы его полюбить, если бы не один определяющий нюанс - мы сейчас все знаем, что в это время происходило в стране! Мы знаем о расстрелах, о искусственном голоде. Мы знаем, почему продавали «достояние республики». Потому что новая звериная большевистская власть приступила к безумной операции по уничтожению своего народа.
Когда в 60-х мы смотрели «Неуловимых мстителей», то этот талантливый соцбоевик Эдмонда Кеосаяна воспринимался вполне нормально. Но сейчас 2009-й – архивы открыты, и оценка большевистскому режиму и его преступлениям дана вполне точная.
И вот перед нами красавец Исаев, который выбирает свой путь – идти с большевиками или нет.
В фильме есть важная небольшая сцена: начальник Исаева по разведке, проверяя его будущую, легенду спрашивает: «А вы, Исаев, за красных или за белых?» Исаев пару секунд думает и с полуулыбкой отвечает: «Пока не определился…» Тогда начальник как бы мимоходом спрашивает: «А Всеволод Владимиров?», называя настоящее имя Исаева. Возникает долгая пауза, Исаев долго смотрит на начальника и… сцена прерывается, перенося нас в другое место действия.
Именно этот момент и есть тем зерном, которое лично мне не позволяет полюбить этот новый фильм, ибо он наполнен полуправдой. Если Исаев не понимает что вытворяют большевики, то зачем нам показывают фильм про идиота. И непонятно, как потом этот идиот вырос в Штирлица. Если Исаев все же понимает, что вытворяют убийцы собственного народа, то зачем сотрудничает с ними? Он мазохист?
Думаю нет, просто так слепили сценарий. Ведь фильм-то делать надо!.. Уверен, что у авторов сериала не было какого-то особого умысла мистифицировать зрителя, только ведь и Юлиан Семенов, по рассказам и повестям которого сделан сценарий, тоже был дитя и жертва своего времени.
Когда мы сейчас смотрим «17 мгновений», то все знаем: знаем и про голодомор и про Катынь, знаем про расстрелы в 37-м цвета военного руководства СССР, знаем про монхенский сговор. Мы знаем многое, но все искупает война с гитлеризмом, ибо тот враг был страшнее.
Сталинизм и нацизм все же не одно и то же, и именно это оправдывает Штирлица – он защищал свою страну.
Но в фильме «Исаев» молодой Максим Максимыч защищает только большевизм, который вскоре потопит свою страну в крови. И только какое-то чудо спасет впоследствии самого Исаева от репрессий, пока он будет превращаться в Штирлица.
Он все понимает, Исаев, но он служит. И мы видим как он служит. Не задавая вопросов. Поэтому фильм, помимо воли его авторов призывает нас: «Служи стране, что бы не делала ее власть, служи не задавая вопросов!»
Но время такой службы кануло в пропасть истории вместе с СССР. Вот почему молодой Исаев из нового сериала никогда не станет Штирлицем.