Фильм «Натурщица» (Трое и одна, и еще один)

Фильмы с участием актера Даниила Страхова

Moderator: Модераторы

User avatar
Hel
Site Admin
Posts: 3549
Joined: Sun 15 May 2005, 10:07
Location: Киев, Украина

Unread post by Hel »

Наташа, спасибо за впечатления от фильма!!! Очень интересно было почитать.
А мнения-то у критиков и у наших форумчанок очень отличаются :wink:

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Unread post by Нюша »

Вот и я готова поделиться своими впечатлениями.
Несмотря на то, что я разочарована фильмом, всё-таки, Воронецкой очень благодарна за 2 важных (для меня) момента.
1. Она дала возможность Даниилу хоть и слегка, но всё же, быть причастным, вовлечённым в этот материал.
Если не ошибаюсь, инженер Позднышев пришёл к нему в период творческого кризиса, когда с времён ЖН ничего стОящего ему не предлагали и Даня снедал себя сомнениями и пессимизмом.
Не буду сильно расхваливать и его и его жены работы в этом фильме. То, что они сделали, выполнено профессионально. Но это не те роли «второго плана», которые врезаются в память после завершающих фильм титров. Но я уверена в том, что этот материал вдохнул в них новые творческие силы.
Отмечу ещё одну деталь работы Дани в этом проекте, которую, наверное, на сегодняшний момент только я и заметила. Он озвучивал в картине не только своего героя, но и эпизодическую роль полицейского, к которому Эшенбах бросился за помощью после покушения на его жизнь. Даня старался изменить и голос, и интонацию, но его своеобразный тембр не замаскируешь.
Чем разочаровал фильм?
Оригинальна не буду. Кто-то из критиков говорил о том, что в некоторых эпизодах камера подчёркивает несовершенство кожи Виктории Толстогановой. И это, на мой взгляд, промах оператора (что удивительно, ведь он – профессионал своего дела!). Наряду с восхитительными пейзажами, и действительно замечательными планами были кадры, которые диссонировали с красотой предыдущих. И вот это расслоение, неровность проявляются во всех аспектах этого фильма. Каждый из персонажей (Пшебушевская, Эшенбах, революционеры и их домашние) исполнены на высоком уровне, но когда в кадре появляется больше 3-х персонажей, ансамбля не получается. Вся Тифлисская линия создавала впечатление абсолютной бутафории. Почему грузины говорят между собой на ломанном русском? Так они могли общаться только с русскими, а между собой на своём родном языке. Сама манера разговора хозяина гостиницы с помощником создавала впечатление какой-то самодеятельности, дилетантского представления о культуре другой, плохо знакомой страны. И типажи двух актёров, игравших этих персонажей, на мой взгляд, выбраны не верно. К сожалению не помню фамилии актёра, игравшего хозяина гостиницы, но ему с его цепким взглядом, больше подошла бы роль разорившегося еврея-банкира. Я уже говорила, что уровень массовки для меня определяет уровень работы режиссёра в целом. Если существует огромная пропасть между мастерством ведущих актёров и вторым планом, который создаётся массовкой, эту картину я оцениваю, как слабую. Ну и достаточно на этом критических замечаний.
2. Очень важный момент, за который я всё же благодарна Воронецкой, это то, что она, как мне кажется, не поняв до конца сути, которую закладывал в сценарий Соболев, сохранила сценарий в первозданном варианте. Слова Воронецкой:
Картина многослойна. С одной стороны ее можно было бы определить, как мелодраму о любви, с другой стороны - как философскую притчу. В картине также есть и детективная линия, в ней есть тема страсти, ревности, в ней есть эротика. Мне бы хотелось, чтобы она воспринималась в разном диапазоне - это было моей сверхзадачей.
Но смотря этот фильм кроме мелодрамы о любви никто не видит. А всё потому, что режиссёру явно роднее первоисточник – произведение Юрия Нагибина (это видно по тем акцентам, которые она делала в своём фильме, уделяя больше всего внимания и времени Пшебушевской). Вот из-за этого акцента создаётся впечатление неоднородности истории. Любовная мелодрама выдвинута на первый план, а всё остальное кажется лишним.

Слегка разочарованной я продолжала смотреть «Натурщицу». Чувство неудовлетворённости тем, что я вижу, постепенно стало перекрываться замечательным текстом, который произносили бутафорские грузины.
Вот когда я потихоньку стала раскручивать смысл, который закладывал в свой сценарий Соболев, тогда-то я и поняла зачем вся эта история с революционерами.
А теперь поясню, почему я так упорно настаиваю, что картина не передала сути первоначально заложенной в неё сценаристом.
Мне кажется, что в сценарии ключевые антиподы не Пшебушевская и Эшенбах, а хозяин гостиницы и революционер Карпов. И главное здесь не борьба противоположностей – рационального и нерационального. Нет. Здесь другая проблема. И Соболев, выстроив сценарий таким образом пытается донести до зрителя причину этой трагедии непонимания двух миров. Правильнее было назвать фильм не «Натурщица», поскольку по большому счёту эта история не о ней, а изначальное: «Трое и одна и ещё один». Кто такие «трое»:
1. Позднышев (первая стадия прагматизма – ещё есть в нём живое, но он уже начинает черстветь сердцем, предав свою семью. Невозможно осчастливить большое количество людей, обделив этим счастьем своих близких. Спасись сам и спасутся вокруг тебя – известная истина, но почему-то всегда забываемая. Все революционеры пытаются изменить внешнее, не изменив сути. А потому, по большому счёту, они все духовно слепы, не верят в Бога).
2. Эшенбах (вторая стадия прагматизма – он уже не способен заботиться о других, поскольку занят своей персоной, не чуток к близким, не способен на сострадание. Он как машина, привык делать всё по своим правилам и ни на шаг не изменять своим принципам. Такой тип кроме себя не способен никого любить.)
3. Профессиональный революционер Карпов (третья стадия прагматизма. Такие люди разрушают себя и всех находящихся вокруг: «отдался на волю демонам». Он деградирует сам и провоцирует людей на саморазрушение. И слова Софьи: «Страшно не то, что вам не открыты глаза Христа, а то, что вы отказываете в способности другим их видеть» в большей степени подходят именно ему. Он сам верит в то, что темнота поглотит всех и заставляет верить в это Пшебушевскую. Ведь именно он спровоцировал такую линию поведения её, которая будет не приемлема для Эшенбаха. Он как Демон заставлял проявиться тем её устремлениям, от которых она тщетно пытается избавиться сама (ночью приглашает прокатиться на велосипеде, давая надежду на симпатию со своей стороны и тут же заверяет, что не влюблён. Такая эмоциональная натура, привыкшая к всеобщему обожанию будет уязвлена и постарается вернуться в ту привычную атмосферу, где её оценят) Он видит вокруг только грязь и смрад и заставляет видеть это окружающих. Именно на его совести гибель не таких уж пропащих людей, каждый из них способен на духовное возрождение. После этого фильма я поняла, почему мне не нравятся такие фильмы как «Изображая жертву», «Груз-200» и т.п., всякие подобные театральные изыски, норовящие зрителя как обухом по голове стукнуть, так сказать встряхнуться и переосмыслить свою жизнь, и при этом не дают ориентира, как выйти из этого тупика. Просто констатируют, что всё ужасно и бессмысленно. Такие встряски ничего конструктивного не несут. Они только разжигают негатив. Вот так и Софья «пробудившаяся» этим революционером вместо того, чтобы попытаться разобраться, что в ней не так, что надо изменить, как помочь себе и Эшенбаху, отказывается от всех своих предыдущих словах о любви, и с лёгкостью готова вычеркнуть его из жизни)
Кто такая «одна»: та, которая, на первый взгляд, такая трепетная, чувственная и тонкая, способная увидеть «открытее глаза Христа», которая в корне отличается от перечисленных выше?
На самом же деле, даже по названию картины, она не противостоит трём, а как бы вместе с ними. Противостоит «ещё один» (о нём позже).
Что же тогда всех четверых, таких не похожих объединяет? Духовная слепота. Это только на первый взгляд может создаться впечатление, что Пшебушевская переживала за «слепоту» Эшенбаха. На самом деле она в разговоре с революционером имела в виду именно себя, своё безверие. Ей из четверых дано больше, чем остальным (умение тонко чувствовать, предчувствовать), но она не туда направляет свою энергию. Она словно пустоцвет в этой жизни никакой реальной пользы не принесла ни себе, ни ближним. Сосредоточена только на себе, на своих ощущениях. Интуитивно потянулась к Эшенбаху – человеку, с которым могла бы измениться сама и помочь измениться ему (в нём заложены правила морали, которых нет в ней, но которая могла бы смягчить его и сама измениться в лучшую сторону), но нет в ней того самого стержня – веры, которая удесятеряет силы. Её ценности, которыми жила до этого, оказались прахом (встреча с престарелой натурщицей во всей красе показала её саму через 20 лет). Эта встреча её встряхнула, заставила изменить в себе что-то. Но привычка воспринимать поверхностное, не проникая в суть, конечно не дала нужных результатов. Она приняла бессмысленное решение – во всём слушаться Эшенбаха. Но натуру таким методом не переделаешь. При первом же случае все её старания измениться сходят на нет. Да, Эшенбах был груб и в ответ на его грубость она ответила ему тем же, уязвив его самолюбие. В итоге всё это превратилось в трагедию.
Как в противовес этой истории, в фильме был коротенький эпизод в фильме, в самом начале, когда грузинка приговаривала своему мужу-пьянице, что будет молить Бога, чтобы он превратил вино, которое тот украл у неё, в воду. Вот тем незатейливым эпизодом автор показывает, как большая вера жены может быть целительна для, казалось бы, безнадёжного мужа. Пусть не свершилось реального чуда и вино было заменено водой детьми, но можно сказать, Бог услышал её молитвы и человеческими руками, сотворил это чудо. Главное, что муж поверил. И он больше пить не будет.
Автор сценария уверяет, что не так безнадёжен этот тандем людей, казалось бы совершенно различных миров. Если люди не зациклены только на своём Эго, а глаза Христа для них открыты, то такой союз даёт развитие, а не деградацию. Всё это можно понять, проследив взаимоотношения хозяина гостиницы и его помощника. Хозяин даёт своему подчинённому правильный ориентир в жизни, а тот полезен в свою очередь своей ориентацией в быстро меняющемся социуме (вопросы Эшенбаха о достопримечательностях он понял безошибочно).
Вообще, хозяин гостиницы – это именно тот - «и ещё один». Он единственный как противовес тем духовно слепым четверым. Он единственный правильно ориентированный в этой жизни. И этот его стержень даёт возможность не конфликтовать, т.е. разрушать, а наоборот, терпеливо убеждать в своей правоте (и плоды его убеждений видны в конце фильма – его вечный оппонент читает библию).
Одними моральными принципами без Бога в душе человек силён не будет. Он это доходчиво показал на примере семьи дамы с дочерьми.
Да, она воспитывает дочерей всем правилам приличия, но при этом, когда наедине и её никто не видит, позволяет себе то, что запрещает своим отпрыскам. Как оправдание – обида на ушедшего из семьи мужа, или на судьбу, что забрала его от него. Вот этот двойной стандарт сути и создаваемой видимости допускает компромиссы с совестью с далеко идущими последствиями. И как результат, девочки ещё очень неприятно удивят мамашу в будущем.
_____________________________________________________
В общем, резюме: живите по заповедям, не забывайте о Боге. И тогда возможно невозможное.
Я рада, что появился такой духовно зрелый сценарист. Уже второй сценарий не оставляет меня равнодушной, наоборот, заставляет серьёзно задуматься, сделать выводы.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18438
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Unread post by Анита »

Девушки, огромное спасибо за рецензии. Вот - рецензии в полном смысле, действительно глубокие и умные, а не "блескучие и трескучие" отписки газетных "акул пера", исполненные, кажется, левой ногой. Совсем не обязательно, чтобы фильм нравился. Тем более, совсем не обязательно восхищаться Страховым. Но обладать чутким восприятием, искренней заинтересованностью, желанием ВИДЕТЬ, думать, сопоставлять - для профессионала необходимо. Профессионалы, учитесь! Ей-богу, есть чему.

А роль хозяина гостиницы исполняет Ервант Арзуманян. Одна из наиболее известных его ролей - Первый Министр в "Обыкновенном чуде", который плохо умел танцевать и боялся, как огня, Министра-Администратора. :)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Pastello
Posts: 1825
Joined: Mon 16 May 2005, 00:10
Location: Украина, Киев

Unread post by Pastello »

Нюша! Огромное спасибо! Я так видеть вглубь не умею.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Unread post by Нюша »

Pastello wrote:... Я так видеть вглубь не умею.
Pastello, просто ты наверное моложе меня. Сомневаюсь, что лет 5 назад я смогла бы сделать такой вывод из этого сценария. А ещё, конечно, причиной того, что зрителю не понятна линия революционеров, является то, что режиссёр оказалась слабее сценариста.
Анита wrote:А роль хозяина гостиницы исполняет Ервант Арзуманян. Одна из наиболее известных его ролей - Первый Министр в "Обыкновенном чуде", который плохо умел танцевать и боялся, как огня, Министра-Администратора.

А я всё гадала, где ещё его видела! Спасибо, Анита! :D Неужели нельзя было пригласить настоящих грузинов-актёров, которые бы разговаривали на своём языке, а нам переводили за кадром? Тогда смысл сказанного воспринимался бы естественно, без раздражения на бутафорность...
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Unread post by Natasha Suvorina »

Нюша, спасибо тебе за отзыв, за размышления. Пожалуй, ты единственный человек, который оценивал фильм и сказал, что сценарий сильнее, чем постановка. То, о чем ты пишешь о прагматизме, революционерах, я тоже ощутила, но мне как раз показалось, что все это осталось на уровне деклараций и невнятных обрывков. Очень любопытен твой взгляд. Спасибо.
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18438
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Unread post by Анита »

Только я всё-таки не откажусь от своих слов - мне очень понравилась Мария. Я не о том говорю, что это гениально, и т., и т. п., и давайте в Золотой фонд немедля. Но меня действительно тронула её роль. Бывает - актриса всё делает профессионально, и плачет профессионально, и смеётся, и делает всё то, чему её в институте учили. И всё правильно! Но вот - одна не затрагивает некой внутренней струны, а другая - делая всё вроде то же! - затрагивает. У меня в данном случае было такое ощущение. Не потому, что это "та самая Мария Леонова" - потому, что эта женщина на экране как-то сразу "оцарапала" меня ощущением беды, подбитой птицы, растерянности. Когда она метнулась к вошедшему Эшенбаху - какой-то неуловимый жест, торопливый шёпот - не то "молчите", не то "идёмте"... Понимание самым краем сознания, что это не тот, которого ждёт, и потому - на "вы". Смутная память о том, что окружающие не одобряют её поведения, и считают больной, не верят, что муж её жив - значит, надо таиться, пусть они не знают, что "он" пришёл... Но это же не он! И всё равно - пусть хоть ненадолго, на минуту, верить в это! "Он" не похож на мужа - ах, значит, муж просто пьян, но ведь он же пришёл, ну поверьте в это!
Впрочем, я не умею писать рецензий. Скорее, для меня характерны интуитивные "всплески". Вот в данном случае, я искренне восприняла это так.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
LaSi
Forum Admin
Posts: 5944
Joined: Wed 31 Jan 2007, 15:49
Location: Czechia

Unread post by LaSi »

Анита wrote:Когда она метнулась к вошедшему Эшенбаху - какой-то неуловимый жест, торопливый шёпот - не то "молчите", не то "идёмте"... Понимание самым краем сознания, что это не тот, которого ждёт, и потому - на "вы". Смутная память о том, что окружающие не одобряют её поведения, и считают больной, не верят, что муж её жив - значит, надо таиться, пусть они не знают, что "он" пришёл... Но это же не он! И всё равно - пусть хоть ненадолго, на минуту, верить в это! "Он" не похож на мужа - ах, значит, муж просто пьян, но ведь он же пришёл, ну поверьте в это!
Анита, Ты таким верным и хорошим образом описала чувства героини в сцене! :idea:
Our fingerprints don't fade from the lives we've touched. ("Remember Me" 2010)
Отпечатки наших пальцев на жизнях, к которым мы прикасались, не тускнеют. ("Помни меня" 2010)

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
AnnaGodo
Posts: 36
Joined: Wed 29 Aug 2007, 06:15
Location: Приморский кр.

Unread post by AnnaGodo »

Спасибо, Нюша! Ты высказала простым языком всё, что я почувствовала и пыталась найти этому слова. К сожалению не досмотрела фильм до конца (пришла партия бракованных DVD), но то, что я чувствовала, глядя этот фильм - ты сказала и даже больше. Потому что я после первого просмотра довольствуюсь только ощущениями, а ты проанализировала. Спасибо.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Unread post by Natasha Suvorina »

AnnaGodo, какая жалость, что ты не смогла посмотреть весь фильм. А поменять бракованный ДВД нет возможности?
Жизнь слишком коротка, чтобы быть маленьким и слабым!

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
AnnaGodo
Posts: 36
Joined: Wed 29 Aug 2007, 06:15
Location: Приморский кр.

Unread post by AnnaGodo »

:( Через пару недель обещали привезти новую партию. Буду ждать.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Rinata
Posts: 4364
Joined: Tue 16 Jan 2007, 01:34
Location: Москва

Unread post by Rinata »

Нюша, спасибо что поделилась своими мыслями и впечатлениями, (я же говорила что ты посмотришь и все обьяснишь). Мне тоже где-то подспутно приходила мысль о нравственности, но эта тема сейчас в современном варианте несколько иначе трактуется, поэтому я в этом ключе не стала акцентировать внимание. И мне очень понравилась твоя точка зрения на то что революционная линия все таки была скорее "четвертым", а не пятым ненужным колесом у этой самой "телеги :D .
А по поводу Марии Леоновой, мне нравиться как играет Толстоганова, такие выразительные глаза,передающие малейшие ньюансы чувст и переживаний. Очень красива и естественна, но в моем понимании не может она быть музой, не совпадает с моими внутренними представлениями (возможно конечно и ошибочными). А вот именно внешность Леоновой как раз и вызывает у меня подобные ассоциации, колдовские глаза, первобытная природная страстная чувственность в женственном изящном воплощении, в обрамлении утонченного стиля и модных тенденций начала века. А ля Вера Холодная, с подведенными черным глазами и выразительно очерчеными губами и роковыми страстями :D. Я понимаю что многие не согласятся со мной, но я именно так вижу эту роль.
Господи, дай мне силу изменить то, что я могу изменить, терпение принять то, что я изменить не в силах, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18438
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Unread post by Анита »

Rinata, возможно, у разных художников - разные Музы. Это зависит от мировосприятия каждого. Я думаю, такая женщина, как Софья, вполне могла быть Музой Мунка или Стриндберга, но вряд ли - Музой Рафаэля или, не знаю, Пушкина... Это не значит, что у кого-то представление о Музе выше или ниже, просто она у каждого своя...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Rinata
Posts: 4364
Joined: Tue 16 Jan 2007, 01:34
Location: Москва

Unread post by Rinata »

Анита, я с тобой согласна. Мне Толстоганова нравиться. но для меня нет в ее внешности никакой загадки , скрытой тайны. Сама Леонова говорила что наверно не справилась бы с ролью Софии, не хватает опыта и веры в свои силы. Но именно ее внешность в роли сестры иженера в этом фильме у меня вызывает желание смотреть на нее дольше, желание разгадать, понять что-то ускользающее, мимолетное.
Господи, дай мне силу изменить то, что я могу изменить, терпение принять то, что я изменить не в силах, и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Северянка
Posts: 832
Joined: Thu 05 Oct 2006, 20:34

Unread post by Северянка »

Rinata wrote:Анита, я с тобой согласна. Мне Толстоганова нравиться. но для меня нет в ее внешности никакой загадки , скрытой тайны. Сама Леонова говорила что наверно не справилась бы с ролью Софии, не хватает опыта и веры в свои силы. Но именно ее внешность в роли сестры иженера в этом фильме у меня вызывает желание смотреть на нее дольше, желание разгадать, понять что-то ускользающее, мимолетное.
Rinata, у Леоновой настолько маленькая роль в "Натурщице", что говорить о чем-то большем в ее исполнении не стоит. В других ролях она совсем НЕ УБЕДИТЕЛЬНА, если не сказать больше. :wink: Да и внешность все ж таки имеет второстепенное значение. Мне Толтаганова на внешность совсем не нравится, но она так умеет перевоплотиться, что просто забываешь о ее внешности. Она очень талантлива, поэтому востребована.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links