Page 23 of 24

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 13:05
by Елена Ф.
Вчера посмотрела и написала: https://otzovik.com/review_9438480.html
Отзыв: Фильм "Блаженная" (2008) - Хороший фильм, похожий на эскиз, побудивший на многие размышления...
06.02.2020
ДОСТОИНСТВА: Содержание, атмосфера, игра Карины Разумовской, радость видеть Даниила Страхова в отрицательной роли, окончание...
НЕДОСТАТКИ: Некая схематичность картины, некоторая беспомощность автора при хорошем замысле...

Здравствуйте! Не будучи человеком религиозным, я при просмотре фильма отодвинула подальше его название, наверняка являющееся церковным эпитетом и с точки зрения автора (к этому многое отсылает в картине), подчинившись полностью тем размышлениям, на которые эта история меня подвигла.
Судя по всему, это произведение было режиссёрским дебютом, поэтому к недочётам его я отнеслась, отметив их наличие, ровно. Фильм хороший, смотреть его стоило, хотя я бы этого не сделала, не окажись он в числе работ Даниила Страхова. А так получила удовольствие и от новой встречи с актрисой Кариной Разумовской, которую видела давно в случайно просмотренном сериале "Обратная сторона Луны" (но не запомнила) и в сериале "Вангелия" в 2013 году (вот здесь я её запомнила). Актриса мне, в общем, нравится, а здесь она была просто незаменима - никто, мне кажется, не исполнил бы главную роль так, как она (хотя мои "знакомства" в среде современных актрис, конечно, вряд ли позволяют об этом судить...): так тонко получилось у неё пройти по линии, отделяющей пронзительную чистоту и детскую незащищённость от несуразной во взрослом человеке наивности, граничащей с недалёкостью.
Для меня это не история художника (героиня Разумовской - Александра - пишет картины и мечтает поступить в художественное училище) и вообще не история человека искусства. В моём понимании, ни "натура художника, поэта, музыканта, артиста", ни вообще природное целомудрие и духовная чистота, ни склонность относиться к окружающим с любовью и пр. ещё не повод ставить знак равенства между вышеперечисленным и такой особенностью человека, как почти полная, гибельная беззащитность перед злом.
Для меня это история ребёнка, выросшего в семье, где сильны разрушительные родовые программы, где возомнившие себя "сильными мира сего", идущие по судьбам людей, даже близких (отношения родителей Саши или её деда и бабушки), не отдают себе отчёта, что "есть и божий суд... Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата", что возмездие коснётся не тех, то "в седле", а самых слабых - детей или внуков, лишив их главного - жизненной силы, стержня, сделав их "бесхребетными". Александра - "продукт" своей семьи. Вырасти она в атмосфере любви и взаимоуважения в благополучной семье, её дарование и чистота прекрасно бы ужились с ощущением защищённости и благоприятности окружающего мира, ведь он отнюдь не так жесток, как многие считают, хоть, может, и не столь прекрасен, как представляется, к примеру, мне.
Смотря фильм, я вспомнила другое кинопроизведение из списка любимого актёра - "Знахарь", где меня заставило вначале волноваться будущее маленькой девочки - Ники, дочери одного из ведущих питерских врачей, внучки высокого чиновника и т. п. Смотрела на неё и думала: эта "золотая клетка" и родители-хищники её погубят - чистое, любящее дитя вырастет в беззащитную, не имеющую стержня девушку, которой не то что брак по любви (с её-то связями найдутся, скорее, лишь охотники за выгодой) не светит, но и просто возможность жить свободной счастливой жизнью. Конечно, Нику не окружала та грязь и извращённость, что Сашу, но и её "предки" не осознавали, что подрывают жизненную силу дочери и внучки, пока, к счастью, их буквально не спасла нежданная беда.
Александру из "Блаженной" не спасло ничто. Мне и её выбор профессии представляется не столько осознанным следованием призванию, сколько бегством от жестокой реальности жизни, уходом в себя. Не силой её, какой становится творчество для свободной и самодостаточной личности, а слабостью. Конечно, можно и своеобразную силу рассмотреть в неспособности противиться насилию, и то, что, несмотря ни на что, она остаётся до поры до времени невредимой, но... полноценной жизнь её я лично, увы, назвать не могу. И не знаю, как вообще сложится её судьба... Она грезит любовью, но мне кажется, ей выпадет полюбить, скорее, безответно, человека значительно её сильнее, к которому потянется в стремлении обрести опору в жизни, и, в свою очередь, не ответить на любовь того, кто будет похож на неё и с кем она лишь в тепличных условиях могла бы найти счастье...
Причина моей неуверенности в главной героине - в её не-взрослости. Не разделяю я восторгов почитателей А. де Сент-Экзюпери относительно неспособности человека взрослеть. Настоящая творческая личность для меня - личность взрослая, может, более взрослая, чем многие из нас. Героиня "Блаженной" боится взрослеть. Не по своей вине. Её представление о взрослой женщине - это мама, терпящая издевательства отца, это бабушка, раненая равнодушием мужа. Представление о взрослом мужчине - это отец и дед. Или даже тот бомж с его "любовями" - разве заманчивая перспектива? Взрослеть бывает больно. Но - надо. Саша от этого бежит, её детская непосредственность и уязвимость, безусловно, вызывает желание опекать и оберегать, но многим ли это надо? Я, глядя на неё с безграничным сочувствием, честно призналась себе, что подружиться с таким человеком и взять на себя груз заботы о нём не смогла бы. Да и не пожелала бы.
Замысел фильма вызвал во мне уважение. Но результат всё-таки показался мне таким же беспомощным, как героиня. Осталось мне неведомо, что предлагает или к чему взывает автор.
При очень привлекательной актёрской игре многих (мне понравились, помимо Карины, горничная в доме Прохорова, пациент клиники и нечаянный друг Саши Артём, даже врач-маньяк был выразителен), есть моменты, показавшиеся мне неудачными. Наверно ради более полного раскрытия характера героини показали эту несуразную встречу с бомжом, которая не вызвала во мне ничего, кроме раздражения, не очень-то я была тронута эпизодом с негритёнком, хотя это должно было быть трогательно...
Главной (да, пожалуй, единственной...) целью моего знакомства с данной картиной было всё же стремление увидеть ещё одну роль Даниила Страхова. Хотя премьера картины состоялась в 2008 году, мне известно, что снималась она примерно в те же годы, что и многосерийный фильм "Дети Арбата", где у актёра тоже персонаж отрицательный, но какая же совершенно иная это сущность, какими неповторимыми и разными получились роли! Конечно, в "Детях Арбата" работа уровня гораздо более высокого, что говорит о мастерстве тогда ещё очень молодого актёра, умевшего раскрыться по максимуму там, где это позволял режиссёр. В "Блаженной", по-моему, раскрыться дали только героине К. Разумовской, остальные роли почти с одинаковым успехом могли исполнить любые актёры. И ледяная, демоническая красота, которой Даниил наделил своего героя здесь, на первый взгляд, была вовсе не обязательной, но это сочетание фантастической внешней притягательности с внутренней безжалостностью сделало атмосферу вокруг главной героини ещё более невыносимой и пугающей.
Мне было любопытно слушать Романа (Д. Страхов), когда он сочинял сюжет своего воображаемого портрета. А ведь он "смотрел в воду" - именно это его и ждёт: пока он молод, здоров и силён, пока он будет "на коне", плакать придётся его близким. Это наверно будет безнадёжно влюблённая жена (участь иных "денежных мешков" при такой красоте ему не грозит), измученная равнодушием и ревностью, опустошённая и разочарованная, и не имеющие никакого будущего дети, которым "светит" либо алкоголь/наркомания, либо преступный мир, либо то, что случилось с Александрой. Размышляя об этом, вспомнила ещё и недавно вышедший на экран сериал "Про Веру", где тоже показано, как циничное отношение к жизни, слепое стремление к деньгам и власти рушит самое святое, что есть у человека, каким бы чудовищем он ни был, - его семью.
Из всего сказанного режиссёром Сергеем Струсовским в своём произведении я многое не разделяю. Например, мнение Александры о беспомощности человека, приходящего в мир и уходящего из него. Физически - отчасти да, духовно - нет. И мой взгляд на данную историю наверно не совпадает с приверженцами православия, к которым я себя не отношу, будучи чужой и утверждению, что Бога нет.
Ещё одним плюсом картины стала музыка. Не всё время звучащая, но... в самом конце фильма, когда я уже привыкла к состоянию тоски и уныния, сопровождавшего меня почти полтора часа, именно музыка вдруг неожиданно, безотносительно к сюжету, вместе с невесть как распустившимся перед моими глазами цветком на снегу, подарила мне чувство благодати, вернула мне улыбку. Объяснить себе это явление я так и не сумела.
Советую ли смотреть? Да, безусловно. Особенно тем, кто разбирается в православии и почитает святых, сочувствует блаженным. К сожалению, те, кому действительно не мешало бы посмотреть данное кинопроизведение, вряд ли когда-нибудь это сделают...

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 13:11
by Нюша
Очень сильный разбор! Спасибо, Леночка! :rose:

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 13:23
by Natka
Нюша wrote:Очень сильный разбор! Спасибо, Леночка! :rose:
согласна. Лена :daisy: :rose:
:oops: единственное, что я бы не сказала, что режиссер имел в виду именно православное понимание блаженности.
На мой взгляд, он как раз и имел в виду то, что вкладывается в это слово в его "светстко-атеистически- бытовом" понимании.
В остальном - полностью согласна. :-* :give heart:

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 13:29
by Нюша
Natka wrote:единственное, что я бы не сказала, что режиссер имел в виду именно православное понимание блаженности.
Совершенно согласна. Для меня в этом плане "Остров" - наиболее близок к этому.
Но Лена сразу предупредила, что она не религиозный человек...

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 13:43
by Елена Ф.
Natka wrote:единственное, что я бы не сказала, что режиссер имел в виду именно православное понимание блаженности.
Наверно мне так показалось из-за всех этих икон, букв в названии и пр. - я слишком поверхностно знакома с православием... Поэтому не берусь судить.
Нюша wrote:Для меня в этом плане "Остров" - наиболее близок к этому.
И, конечно, "Остров" не смотрела...

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 14:58
by Велточка
Елена Ф. wrote:"Остров" не смотрела...
Лена, срочно смотри, это очень сильное кино, просто шедевр, ВСЕ актёры подобраны изумительно и сам фильм просто СУПЕР!!!
P.S. Страхов там не играет...

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 15:58
by Natka
Нюша wrote:Для меня в этом плане "Остров" - наиболее близок к этому.
а я б ещё порекомендовала "Монах и бес" ( правда это, скорее, про юродивого и тоже светский взгляд , но посмотреть по-моему стОит :-) )

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 16:13
by Анита
Лена, спасибо! :rose: Каюсь, пересматривать фильм не буду, но читать подобные разборы интересно само по себе.
Хотя, если говорить о "невзрослости" в понимании Сент-Экзюпери, я думаю, что он имел в виду не задержаться в детстве до идиотизма и полной безответственности, а сохранить творческий, "незамыленный" взгляд. Это другое.
Одно дело генерал Крутицкий в "На всякого мудреца довольно простоты", сохранивший "в полной неприкосновенности ум шестилетнего ребёнка". :-) Другое - "...но все мы дети - до самой могилы" в "Театральном прологе" у Гёте.
Я думаю, что и в Данииле продолжает жить ребёнок, дающий ему возможность творить. И это не мешает ему быть взрослым.

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 17:09
by blir
Леночка, большая тебе благодарность за разбор. Я этот фильм пересматриваю иногда, когда мне особенно плохо и кажется, что весь мир рушится или ополчился против меня. Пересматриваю не ради Даниила, я даже не могу определить, почему я это делаю. Может быть, как у Рыжего в " Не покидай меня, когда..."

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 17:31
by Елена Ф.
Анита wrote:Каюсь, пересматривать фильм не буду
И я не буду. И не каюсь :-)
blir wrote:Пересматриваю не ради Даниила
а я только ради него и смотрю фильмы... :rose-glasses-2: :-)
Велточка wrote:
Елена Ф. wrote:"Остров" не смотрела...
срочно смотри, это очень сильное кино, просто шедевр...P.S. Страхов там не играет...
Какой же это, позвольте, тогда шедевр??? :joke!: :-)) Если серьёзно, спасибо, Велточка! :-) Мне уже столько насоветовали интересного посмотреть, но "Страхов там не играет", а это для меня всё равно, что есть без соли! :-)) Попробую, но без соли много не съешь ;-)

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 18:22
by vak
Елена Ф. wrote:Попробую, но без соли много не съешь
Дело привычки :-))

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Thu 06 Feb 2020, 18:34
by Алёнушка
Анита wrote: Хотя, если говорить о "невзрослости" в понимании Сент-Экзюпери, я думаю, что он имел в виду не задержаться в детстве до идиотизма и полной безответственности, а сохранить творческий, "незамыленный" взгляд. Это другое.
...
Я думаю, что и в Данииле продолжает жить ребёнок, дающий ему возможность творить. И это не мешает ему быть взрослым.
Да, меня тоже Леночкина трактовка Сент-Экзюпери удивила. Я всегда понимала его именно так, как ты, Анита.
blir wrote:Я этот фильм пересматриваю иногда, когда мне особенно плохо и кажется, что весь мир рушится или ополчился против меня. "
Надо же. А я как раз никогда не стану его пересматривать, когда мне особенно плохо, потому что он только усугубляет мою депрессию. Мне кажется, что "Блаженную" как раз нужно смотреть тогда, когда в душе - гармония. Иначе его просто вынести невозможно. Слишком сильные отрицательные эмоции.

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Sat 08 Feb 2020, 20:27
by vesnushka
Natka wrote: у Даниила вообще весь "полный метр" - это "рафинированный арт-хаус"
я бы только 3 проекта ДС отнесла в эту категорию, дебют, Джоконду и Блаженную

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Sat 08 Feb 2020, 23:25
by Слава
А Натурщица? И что ты имеешь ввиду под словом "дебют" ?

Re: Фильм «Блaженнaя»

Posted: Sun 09 Feb 2020, 00:45
by Natka
Слава wrote:...что ты имеешь ввиду под словом "дебют" ?
видимо, "Карьеру Артуро Уи". Но я бы отнесла этот фильм не к арт-хаусу, скорее, а к гротеску или "представлению-буффонаде", как "Интервенция" Полоки. Но то, что он не блокбастер - эт точно. :-))