Благодаря Наташе
наконец посмотрела «Блаженную». Конечно, фильм не оставляет равнодушным. В течение довольно долгого времени я то отстранялась от него, то вновь возвращаясь. Только сейчас я могу более-менее связно высказать свое представление о нем.
Для меня это история все-таки о блаженной, но на новый лад. Блаженный – это человек не от мира сего, напоминающий окружающим о вечных ценностях. Он живет в своем мире, часто кажется безумным. Это для нас сейчас поступки Ксении Петербуржской – проявление святости. А ведь жители Петербурга 18 века, особенно ее знакомые и родственники, посчитали Ксению сумасшедшей. Еще бы: раздала богатства, дом подарила, сама нищенствует, совершает странные поступки. И при этом она ведь тоже никого не призывала встать на путь истинный, ни с чем не боролась. Просто шла по своему пути.
Конечно, Александру нельзя назвать блаженной в том значении, что приводят словари. Но если посмотреть на ситуацию таким образом: она противостоит миру Золотого Тельца и уже тем самым становится божьим человеком? Тогда понятно, почему «весь мир против тебя», ведь никто не станет спорить, что наш мир построен на уважении к деньгам, на любви к ним. Они стали идолом человеческого общества.
На ум пришло библейское предание о царе Навуходоносоре и его золотом истукане. На поле возле Вавилона царь поставил золотого истукана (Золотого Тельца) и приказал всем, как только зазвучат трубы и другие музыкальные инструменты, поклониться истукану. Только три отрока (Анания, Азария и Мисаил) не исполнили приказ царя, за что были брошены в огонь. Так разве дед Александры не тот же царь, который имеет власть над окружающими, которая держится прежде всего на жажде наживы? И внучку, которая мечтает о своем пути, он тоже бросает в «огонь», то есть в мир Москвы, созданный режиссером. Запрет рисовать, ограничение свободы, указание, где учиться, даже представление обществу, в том числе Роману, который не упустил возможность разбогатеть, принеся Александру в жертву – чем не мучительный огонь? В Ветхом Завете три отрока даже в печи продолжали прославлять Бога, и к ним на помощь пришел Ангел, защитивший их от пламени. Так и Александра остается верна себе, пройдя все испытания, не борется (это не совсем в христианской традиции), а доверяется тем, кто рядом. И не просто выживает, а сохраняет способность радоваться жизни, творить. Песней «Ты есть» начинается фильм и заканчивается. Очень показательно.
Согласна, что это фильм «от сердца», а не «от разума». Возможно, именно поэтому некоторые моменты не прописаны достаточно четко, много намеков, о которые «запинаешься», вместо того чтобы увидеть то, что стоит за картинкой. Остается много вопросов, на которые, скорее всего, смог бы ответить только сам Струсовский. Например, сцена похорон деда главной героини. Как настоящей блаженной, Александре открывается прошлое деда, порочного, безбожного человека. Перед ее взором проходят те, кого он обидел. Причем цепочка разворачивается от настоящего в прошлое. Я даже понимаю ее видение младенца в гробу, ведь она сама сказала Роману: «Беспомощным в этот мир человек приходит, беспомощным и уйдет». Но истерика у гроба – это не могу для себя объяснить. И таких моментов много.
Образ Романа вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, Даниил замечательно показал героя, невероятно прекрасного внешне, но изуродованного внутри. Но сам герой мне противен даже больше, чем «негодяй» из «Жаркого ноября». Как сказал бы Челкаш (одноименный рассказ М. Горького), «и блудить-то не умеешь». Не соглашается на вариант «несчастный случай» для жены, устраивает разнос доктору – и тут же: «Забери ее. И выйти она не должна». Что им движет? Желание отвести от себя подозрение? Видимо, это единственное объяснение, потому что смерть для Александры лучше, чем возвращение в больницу. Сообщник Романа в этом плане "ярче": творить зло, так уж по-крупному.
Вот таким я увидела фильм «Блаженная». Простите за многословность.