Добрый вечер! Добавлю и свои несколько тысяч слов

Длиннее отзыва у меня ещё не было
Отзыв: Сериал "Бедная Настя" (2003-2004) - Нечаянный праздник. Чудесная зимняя сказка.
27.12.2019
ДОСТОИНСТВА: Владимир Иванович Корф. И других плюсов немало, чтобы смотреть с удовольствием.
НЕДОСТАТКИ: Сценарий часто раздражал. И прочие мелочи, свойственные телесериалам.
Здравствуйте! Надеюсь, мне удаётся в своей жизни быть воздержанной на язык относительно телесериалов. Потому что, бросив камень в огород тех, кто их смотрит, могла бы теперь ненароком попасть в себя. Правда, телесериалы для меня – это что-то со времён детства, и ещё в начале сентября даже в мыслях у меня не было смотреть произведение такой продолжительности.
Название "Бедная Настя" напоминало мне только, как полтора десятка лет назад, сидя за обедом в уютной столовой на работе, вполуха слушала впечатления коллег, не вникая в перипетии сюжета и не запоминая имён. Они за кого-то переживали, над кем-то смеялись, кого-то боялись, а я даже кадра единого не видела и только
осенью этого года, поделившись отзывом о х/ф "Барышня-крестьянка", узнала от подруги в ВК о том, что ей это напомнило другое творение нашего кинематографа, в котором Елена Корикова, оказывается, тоже сыграла главную роль.
До этого - летом - в «Отзовике» я встретила отзыв своего подписчика об этом сериале. Он был восторженным, к тому же автор - мужчина, и я полюбопытствовала, сколько серий. Ответ (127!) меня рассмешил: на такой подвиг я не способна. Но "Бедная Настя" вновь "постучалась в мою дверь". И я прочитала столько приятных воспоминаний знакомой, что не стала сопротивляться: посмотрела клипы, послушала впечатлившую меня песню "Мне не жаль", познакомилась вкратце с персонажами, узнала об актёрах, заинтересовалась личностью одного из них особенно. Даже спросила у мужа, смотрел ли он «Бедную Настю», на что он задумчиво и удивлённо кивнул: «Да, давно…»
Итак, я решила, что, как только большая часть фильмографии Даниила Страхова, чей барон Корф заставлял много лет назад волноваться женскую половину поклонниц сериала, не перестав это делать, как выяснилось, и по сей день, будет мной "изучена", я в качестве десерта отведаю и "Бедную Настю", потому что это зрелище обещало быть интересным, красивым и вполне подходящим для отдыха.
Мне вспомнилось, как в детстве притягивали нас к экранам зарубежные (мексиканские и бразильские) "мыльные оперы". Первой (ещё в начальной школе) нас заманила "Рабыня Изаура", сюжет которой мы с одноклассниками разыгрывали в снежных сугробах на прогулках. Потом были другие истории и другие герои. Чем они привлекали нас? Наверно в серые осенне-зимние будни хочется погреться сказкой. Не зря же любимым занятием в новогодние каникулы у нас с братом было, вкусно позавтракав, в ожидании, пока на улице не спадёт утренний мороз, посмотреть какую-нибудь сказку. А для взрослых такими согревающими историями были заморские сериалы с их южным колоритом, красивыми персонажами и неизменными любовными линиями, за которыми так интересно было следить.
Ничего странного нет в том, что и отечественные кинопроизводители соблазнились идеей снимать телесериалы. Чем мы хуже? Единственное, не стоит ими злоупотреблять, на мой взгляд. Всего должно быть в меру. И тортам в рационе обязательно должно находиться место, но есть их ежедневно 365 дней в году, по меньшей мере, не полезно. Да и телесериалы, по большому счёту, насколько мне известно, не особенно тянут на "приличный десерт"...
К сожалению, часто на экране приходится наблюдать, как внутри сногсшибательной обёртки обнаруживается совершенно "несъедобное" содержимое...
С сериалом "Бедная Настя" у меня получилось наоборот: избаловавшись сразу шедеврами - начав знакомиться с творчеством Даниила Страхова, я прежде всего обратила внимание на картину "Исаев", а затем перешла к остросюжетным фильмам "Цезарь", "Инкассаторы", два раза вернулась к драме "Знахарь", - я столько наслушалась предупреждений об одной из самых знаменитых ролей актёра (и его собственных реплик, и того, как у некоторых поклонниц сериала восторг сопровождается неким смущением из-за своей многолетней слабости к этому телепроизведению), что почти уверилась: сериал вряд ли обременит мой ум глубокими размышлениями...
Не тут-то было. Думаю, несерьёзный настрой здесь пошёл на пользу. Я заранее отказалась от мысли заглядывать в учебники и справочники, сравнивая житие русской императорской семьи и её окружения с тем, что мне предстоит увидеть на экране, памятуя, что ни разу не возмутилась, читая былины, где русские князья якобы принимали при дворе своём всякую нечисть, вроде Соловья-разбойника, а смотря любимые сказки, не задавалась вопросами, что за царь, в каком году и под каким прозвищем восседает на троне российском и не искала на карте империи тридевятое царство. Да что там говорить, если знаменитый Дюма и ему подобные какими были выдумщиками и в какие только передряги не втягивали исторических личностей!
Взрослым тоже хочется сказки. Чтобы царевичи были, богатыри, прекрасные девушки, кареты, лошади и шпаги, чтобы злодеи покушались на счастье любимых героев, а они - сражались и побеждали. И чтобы - Любовь. И, конечно, балы, конечно, дуэли.
В сериале "Бедная Настя" всего этого - с избытком: живописная природа, роскошные усадьбы и интерьеры, изящные платья у дам, великолепные костюмы - у мужчин, а какая красивая звучит музыка! Наверно добрая четверть успеха сериала в моём случае выпала на то, что ни один диалог не обходится без фоном присутствующей музыкальной темы, соответствующей и персонажу, и настроению минуты, - это огромное достоинство любого фильма: даже качественное кино, сыгранное "всухую", в моих глазах уступает т. н. "лёгкому", если над ним хорошо потрудились композитор и звукорежиссёр.
Мне не пришлось бы смотреть все 127 серий. Подруга создала сокращённую версию из 47 частей, исключив всё, что, зная меня хорошо, сочла для меня скучным: сюжетные линии, связанные с семьёй императора, с Андреем Долгоруким и его крепостной возлюбленной, многие неприятные подробности, связанные со злодействами и интригами Полины, Забалуева и Шуллера, оставив ровно столько, сколько нужно, чтобы мне это всё было понятно. Я, чувствую, и сама бы перелистывала то, что меня не слишком бы захватило, рискуя упустить важное, поэтому сокращённый вариант мне очень подошёл.
Конечно, мне периодически хотелось глянуть сериал "одним глазочком". Не скажу, что мне много лет, но всё-таки, глядя чуть свысока на красивых мальчишек и девчонок, с которыми на экране творились нешуточные страсти, я почувствовала такие удовольствие и нежность, что не могла пройти мимо их головокружительных приключений. Я и поглядела несколько частей, попереживала, прониклась симпатией к персонажам и вернулась к серьёзным кинокартинам, оставив "БН" на потом. Но приехала в гости мама, и я, посмотрев вместе с нею фильм "Знахарь", который слишком впечатлил нас, чтобы быстро переключиться на что-то столь же сильное, решила её развлечь сказкой. И с удовольствием составила ей компанию.
Сначала мы только развлекались. Ну, правда, столько обаятельных молодых людей, столько задора и романтики, что невозможно было не радоваться, глядя на них. Помню, оставила маму с сериалом наедине (я уже видела эти сцены) и обнаружила у неё, вернувшись, довольную усмешку. На мой вопрос "Что случилось?" она ответила добродушно: "Он велел ей почистить сапоги и послал за вином!" А в другой раз, отлучившись выключить чайник, я примчалась, притворно воскликнув: "Я всё пропустила?! Они уже стрелялись?!" и получила снова весёлый мамин ответ: "Нет! Продолжают вынимать пистолеты!"
Вообще, безусловно, даже 47 частей из 127 - то ещё испытание: как и положено телесериалу, он выкидывал порой такие коленца по части сценария! Я имею в виду поведение действующих лиц, всякие нелогичности и неточности, затянутость эпизодов, хождение по кругу... Мне помогло чувство юмора - я порой просто до слёз хохотала, сложившись пополам: например, в те моменты, когда Анна в n-ный раз обращала встревоженный взгляд на Владимира, я говорила маме: "Она сейчас опять спросит, за что он так её ненавидит!" И потрясённо смотрела на экран, наблюдая, как моя догадка подтверждается, и поражаясь, откуда у него только берётся столько красноречия и, главное, терпения отвечать вновь и вновь на этот вопрос!
Салонный маникюр и чересчур яркий макияж у Анны, пристрастие к солярию у Натали, как и её привычка снимать с мужчин рубашки и осушать залпом шампанское... Все эти милые нелепицы ничуть не повредили сериалу. А то, что здесь не только знатные дамы щеголяли даже в будни в роскошных туалетах и восхищали шедеврами парикмахерского искусства, но и крепостные девки выглядели не хуже барышень, я вообще, пожалуй, похвалю. Если учесть, что сериал транслировался и за пределами России (в 34-х странах, говорят), то нельзя было допустить, чтобы наши герои (даже самые второстепенные) перед заморскими зрителями предстали убогими и невзрачными. Пусть все знают, как в империи Российской и простому люду жилось, а мы уж имеем опыт "потёмкинских деревень" и наряжаться, "идя в люди" - дело обыкновенное.
При всей псевдоисторичности творения этого, оговорённой авторами, для меня в нём присутствует дух времени, происходит эмоциональное погружение в эпоху, знакомую по многочисленным литературным произведениям, пусть и приукрашенную, но лично мне очень дорогую. И достигнуто это, главным образом, через речь: какое наслаждение - слышать богатый, красивый язык, которым изъяснялись всего каких-нибудь полторы сотни лет назад наши предки. Пусть речь и стилизованную под современность, но всё же… Восхищаешься, и удивляешься, как удавалось им выражать самые полярные чувства - от нежности до ярости, - не переходя границ изысканной вежливости, учтивости, не оскверняя речь свою бранью, сохраняя достоинство даже во время самых жестоких ссор.
Словом, мы быстро втянулись и погрузились в размышления. Представьте, здесь было о чём подумать. Наверно всё прочитанное и услышанное мной по теме воспитания мальчиков проносилось в моей голове, пока я с удовольствием пробиралась по живописным тропинкам одной из самых очаровательных долгоиграющих мелодрам, какие мне только приходилось видеть. Потому что одной из важных тем этого телеромана стала тема взаимоотношений между бароном И. И. Корфом и его сыном Владимиром, в которых душевная слепота отца, его нежелание замечать ревность, которую сын испытывал по отношению к воспитаннице барона, кажется, забиравшей львиную долю родительского внимания и любви, привели к таким проблемам между ними, что никакие наставления любящего папы, мечтавшего "соединить руки детей" со словами "Будьте как брат и сестра", уже не помогли бы. Ясно было: стоит барону серьёзно заболеть или, чего доброго, покинуть этот мир, его любимице не поздоровится. Разве этого он хотел, взяв её в свой дом? Но ненависть Владимира к Анне, увы, воспитана была именно отцом. Каждая сцена на балу, где Иван Иванович поглощён был только Анной, не желая обращать внимания на то, что грозит его сыну, подтверждала эти выводы. Теплота и нежность к воспитанице сочеталась в нём с подчёркнутой, принципиальной строгостью к сыну. Кстати, в фильме "Исаев" (позже и в нём Даниил Страхов исполнил главную роль) отец также принёс любовь к сыну в жертву своим принципам...
Одним из главных достоинств телесериала стал его актёрский состав. Альберт Филозов в роли барона Корфа, Игорь Дмитриев - директора императорского театра, Александр Калягин - одного из моих любимых поэтов Василия Жуковского, бывшего наставником наследника престола, Эммануил Виторган, Александр Филиппенко, Владимир Качан... Мне очень понравились незнакомые прежде Виктор Вержбицкий (император Николай I) и Алёна Бондарчук (императрица).
А как хороша, как великолепна оказалась в роли злонамеренной княгини Долгорукой Ольга Остроумова, напомнившая мне с первых кадров замечательную картину "А зори здесь тихие" и другие свои знаменитые работы! Не просто талантливейшая актриса, но и очень красивая женщина - уж в аристократизме и привлекательности княгине Марье Алексеевне отказать было нельзя. Роль эта - отрицательная, вызывающая гнев, - как многие здесь, превзошли уровень сериальный, а чего ещё ожидать от талантливых и уважающих свою профессию актёров? Одно это способно было поднять "Бедную Настю" в моих глазах.
Огромным удовольствием было наблюдать за игрой Нины Усатовой - самые уютные, часто комичные, моменты в телесериале были связаны с её героиней - кухаркой в имении Корфов Варварой, женщиной доброй, эмоциональной, заботливой, мудрой, наполняющей теплотой этот большой дом, оставшийся, по сути, без женской руки.
Не сразу поняла, чем привлёк подругу такой неприятный тип, как управляющий Карл Модестович Шуллер (фамилия-то какова?), которого мы сначала восприняли с неприязнью, но потом замечательному актёру Дмитрию Шевченко удалось изменить наше отношение к своему персонажу - одному из самых... "вкусных" в сериале. Его хитрая улыбка (долго думала, кого он напоминает мне ею, оказалось - моего любимого доктора Ватсона!) обворожила бы кого угодно: он пакостничал, а мы млели от удовольствия, рассматривая его рыжие усы.
И - как же не сказка?! - в сериале оказалась даже настоящая колдунья, живущая в лесной избушке, предсказывающая будущее, исцеляющая травами, а какие прекрасные тёмные глаза подарила Сычихе актриса Светлана Тома, чью роковую красавицу-цыганку в фильме "Табор уходит в небо" невозможно забыть никогда. А. П. Забалуев Александра Филиппенко, хотя и не обернулся здесь Кощеем Бессмертным, замашку брать красавиц замуж обманом и силой сохранил и здесь. Его глаза, его речь, вкрадчивые движения, выдающие хитрость и коварство, делали из него натурального сказочного злодея.
Но, само собой, главными в сериале были истории любви. Ради чего всё и затевалось. Вообще, идея начать повествование с чувств, вспыхнувших между Михаилом Репниным и Анной Платоновой, постепенно смещая акценты и выводя на поверхность иные привязанности, иные мотивы, замечательна. Как замечательны и сами персонажи. Мне очень понравились сразу все - я была крайне приветливо настроена к творению, предложенному мне хорошим человеком.
С первых кадров очаровала Анна Платонова - миниатюрная, нежная, хрупкая девушка с твёрдым характером. Она получилась у Елены Кориковой невероятно пленительной, словно из воздуха и света сотканной, такой, что кажется: пройдёт - и трава не примнётся. И сразу стало интересно, чем обернётся для неё грядущий бал-маскарад, где она, одарённая артистическим талантом и изумительным голосом, должна была предстать перед большой столичной публикой. Правда, участь, о которой мечтал для неё опекун, мне не показалась завидной - скорее, театр был для неё, сироты, просто единственной возможностью стать независимой, но разве могло бы это заменить женщине домашний очаг и любящую семью?
Всё же в экранизации "Барышни-крестьянки" Е. Корикова пришлась мне по сердцу гораздо больше. Здесь же ей не хватало природной теплоты, она напоминала мне Снегурочку, лёд в сердце которой мог растопить лишь тот, в ком чувство горячее, но движения собственной души Анны так и остались для меня загадкой, как неизменная улыбка Джоконды. Анна представилась мне, в отличие от других героинь сериала, женщиной, способной в любви красиво принимать, но мало отдающей.
Её первая любовь показалась мне всего лишь глубокой признательностью за доброе, полное восхищения и преклонения, отношение, проявленное к ней привлекательным и благородным мужчиной впервые в жизни. Она никогда не была объектом такого чувства - это впечатлило и задело её сильно. Разумеется, человек, первым подаривший ей такое блаженство, стал ей очень дорог.
Мне очень понравился Михаил Репнин (актёр Пётр Красилов). Но именно - понравился, а не потряс, не восхитил, не поразил воображение, не вызвал волнения. Он, как и Анна, показался мне человеком, скорее, рассудка, чем сердца. В каких-то ситуациях ни на миг не теряющийся здравый смысл и расчёт (в отличие от Владимира Корфа и того же цесаревича Александра, способных в порыве страстей на импульсивные поступки) служат добрую службу не только ему. Его не терзало многое из того, что служило источником душевных мук для его друзей: страх обесчестить своё имя отказом от дуэли, опозорить себя неверным выстрелом и пр. К счастью, Миша во всех этих вопросах был другим, чем они, иначе всё много раз могло закончиться плачевно. Он - замечательный, невероятно милый, но на меня, флегматика, подобная натура действует усыпляюще, тогда как изо всех сил стараешься взбодриться.
Кстати, понятно, отчего в итоге романтические линии сериала переплелись не так, как ожидалось с первых серий. В паре лучше, когда рядом с трезвомыслящим и рассудительным человеком оказывается тот, кто способен разбудить его чувствительность, зажечь очаг в холодном доме, и, напротив, вспыльчивый нрав требует охлаждения и умиротворения, а не вдохновения на подвиги. Насколько Анна кажется холодной и правильной, настолько, например, Лиза склонна к авантюрам и отчаянным поступкам. Кстати, о поступке Анны накануне дуэли: она ни за что не пришла бы к тому, кто был для неё опасен (где-то в глубине души, уверена, она это осознавала).
Поддалась я и обаянию цесаревича Александра (Дмитрий Исаев): эта его весёлая, солнечная улыбка, когда он оборачивается, - просто ах! Он оказался самым щедрым в делах сердечных. Главная его интрига чуть не стоила жизни двум офицерам, да и потом "роковая женщина" Ольга Калиновская немало попортила кровь одному из них, вызвав, в конце концов, мою стойкую неприязнь и желание, чтобы даму эту как можно скорее сбыли с рук... Рядом с цесаревичем замечена была и сестрёнка Михаила Репнина Наталья, фрейлина, которую сыграла актриса Екатерина Климова, нигде мне до этого не нравившаяся (я и видела-то мельком пару-тройку ролей), но здесь вызвавшая мою симпатию энергичностью, твёрдостью, откровенностью и прямолинейностью своей героини, что составляло контраст с характером её жениха. Роль Андрея Долгорукого (наречённого Наташи Репниной) - не самая выгодная для Антона Макарского, зато его голосом спета - в великолепном трио с Сергеем Ли и Ариной - удивительной красоты песня, и этим он запомнился мне гораздо больше, чем ролью.
Одним из самых лучших моментов, связанных с Натальей Репниной, стал её разговор с Андреем о лицемерии - здесь она была особенно хороша, как, впрочем, и в отношении своём к принцессе Марии - невесте наследника престола российского в исполнении Марины Александровой. И эту актрису знаю, но до "Бедной Насти" не испытывала никаких тёплых чувств, а здесь её героиня - молоденькая, очень скромная, очень добрая девушка, оказавшаяся в сложной обстановке в роли "товара", оцениваемого царской семьёй, высмеиваемая фрейлинами, - заслужила наше с мамой расположение. Её доверчивое любящее сердце, готовность безусловно принимать своего жениха, закрывать глаза на то, что может навредить цесаревичу, нас покорили.
Понравилась - не сразу - Лиза Долгорукая (актриса Анна Табанина). Поначалу, когда она цеплялась за свои фантазии относительно забывшего её жениха, мне было неинтересно, как и неприятным показалось сватовство к ней предводителя дворянства, последующая заварушка... Но потом она раскрылась для меня с новых сторон, и я полюбила её за искренность, теплоту, отвагу и от души желала ей счастья с её избранником...
Ну и Владимир Корф... На меня "отрицательное обаяние", в начале сериала оттолкнувшее от этого персонажа кого-то из зрителей, подействовало тоже: он понравился мне сразу, с первых серий. И тем, как злился на главную героиню, стараясь не поддаваться очарованию её голоса, когда она пела, и как дерзил отцу, а растолкав на маскараде танцующих, вызвал в сердце настоящий сквозняк. Этот с порога проявленный характер не мог не вызвать во мне интерес и симпатию. Нет, я не относилась одобрительно к его резким поступкам. Но на фоне остальных сразу заметила в нём человека-стихию: эти испепеляющие взгляды, холодные усмешки, движения, в которых чувствовался сбивающий с ног темперамент "царя зверей". В нём с первых шагов обнаружился стержень, и ясно было: здесь есть чему гореть, и пламя ожидается необъятное, вопрос лишь в том, разрушительным или согревающим оно будет.
А уж остальное... Ну да, просто глаз отвести было невозможно. Глядя на него, я испытывала чувства, напоминающие те, что появляются при наблюдении за собственными детьми. Смотришь как бы со стороны и думаешь: "Ну как природа могла сотворить такую красоту?" Поистине, ни в сказке сказать, ни пером описать...
Конечно, Владимир Корф - это не только передозировка красотой. Не в этом главный секрет его фантастического успеха. Это самый тщательно продуманный и логично развивающийся персонаж, самый богатый и эмоционально, и энергетически образ. Неудивительно, что лишённым исключительного иммунитета к нему Владимир Иванович просто не оставил никаких шансов. Он словно сошёл со страниц романов любимого мной графа Салиаса: тот самый образ русского офицера, одинаково готового на подвиги и на поле брани, и за карточным столом, и в любви, и в "поединках чести", равно способного и на верность, самопожертвование, милосердие, но и на безрассудство и жестокость, в один миг намеренный уступить, а в другой уже идущий до конца в стремлении настоять на своём даже ценой своей жизни, такой, которого можно и бояться, и уважать, и ненавидеть, и без памяти любить одновременно.
Это сейчас сложно представить себе характер, в котором такие противоречивые черты уживались бы. Но в те времена действительно и мужчины, и женщины были совершенно иными. Для современного человека, впадающего в депрессию от перспективы грядущего повышения цен или ещё каких непереносимых "катаклизмов", диким покажется, как можно быть весёлым и жизнерадостным, танцевать на балу, разъезжать по театрам, ухаживать за женщинами, словом, вести себя обычно и непринуждённо, когда завтра тебя в расцвете лет могут пристрелить на дуэли. Но, читая романы, понимаешь: сила духа предков наших была такова, что всё это было и вправду не только возможно, но и естественно. Объясниться в любви, подраться на дуэли... безусловно, первое давалось труднее и волнением сопровождалось несравненно большим, чем второе - второе было сущим пустяком.
Весь этот ворох мыслей и ощущений рассыпался передо мной с первых серий, начиная от поединка на шпагах возле дворца, дав понять сразу, "кто здесь хозяин". Конечно, когда большинство актёров только ступали на дорожку длиною почти в сотню часов - кто-то более, кто-то менее уверенно, - первое впечатление от образа Владимира держалось в основном на "соответствии психофизических данных" персонажа и актёра, но дальше уже наблюдалась огромная и качественно проделанная работа.
Это превращение "злого гения" в ангела-хранителя, преображение от "почисть мне сапоги и сбегай за вином" до коленопреклонённого "ни шагу не сделаю, не посоветовавшись с тобой" происходило на моих глазах настолько тонко, последовательно, верно, с такой неизбежностью, словно я наблюдала за тем, как из слабенького побега вырастает крепкое деревце. Это стало самым большим чудом в сериале для меня. Ни зарождение и развитие отношений между многочисленными парами, ни разгадка тайны неизвестной Анастасии (кстати, действительно, бедной: таких родственников я бы мало кому пожелала...), ничто иное не увлекало меня так, как стремительное взросление героя, сразу ставшего главным, отодвинув остальных на второй план. Включая Анну. С того момента, когда Владимир примчался в своё поместье на помощь отцу, отчего дом, наконец, обрёл реального хозяина и защитника, которого и ожидали с опаской, я на всё и на всех смотреть начала только его глазами.
В отношении Владимира к отцу я увидела больше мудрости и безусловной любви, чем в отношении Ивана Ивановича - к нему. Отец так торопился с выводами, проявлял такое нежелание слышать и вникать, так спешил с расправой, что, когда обнаружила я позже, насколько добр и отзывчив бывал он со своими друзьями, мне стало не по себе. И тем ценнее показалось то, с какой покорностью и без всякого озлобления его сын принял наложенное на него наказание. Ему казалось, что отец его не любит, но душой он видел его яснее и понимал, что строгость отца исходила из искреннего желания воспитать его хорошим человеком, которым можно было бы гордиться. И он, обижаясь, с одной стороны, с другой, делал всё, чтобы отец действительно им гордился: старался с полной самоотдачей нести службу (как и Иван Иванович в своё время), за что получил множество наград, которые, однако, не спешил показывать широкому кругу знакомых: хранил их в шкатулке - из скромности и нежелания личное выставлять напоказ.
В каждом из персонажей сериала есть "двойное дно", каждый интересен, но ни к кому так пристально не хотелось присматриваться, как к Владимиру. Интерес к нему у меня, думаю, основан, в первую очередь, на стремлении (естественном для женщины, у которой растут сыновья) рассмотреть пример формирования мужской идентичности на т. н. (как у того же К. Юнга) "становлении Героя», начиная от мальчика и доходя до собственно Героя, как промежуточной стадии развития, когда происходит расставание с родительской опекой и начинается поиск себя, смысла жизни, приобретается дружба, приходит опыт любви, а также опыт испытаний, причиняющих страдание, преодоление и победа, обычно завершающейся свадьбой, венчанием, своего рода "восхождением на трон", т. е. обретением своего "царства".
Было удивительно видеть взрослого мужчину, офицера, имеющего обширный опыт разного рода похождений и приключений, который до самого того рокового вечера со спектаклем и гостями оставался растерянным и не знающим ещё, куда идти, ребёнком, в чью жизнь вдруг постучалась беда. И происходит взросление. И обнаруживаются вдруг качества, которых никто в нём не ожидал (хотя, разумеется, товарищи по службе были с ними знакомы, но поле боя - не светское общество). И благородство, и сдержанность, и ум, и способность быстро ориентироваться и брать ситуацию под свой контроль. Именно присутствие Владимира в родном поместье создало ощущение настоящего дома, в котором есть хозяин, даже если он бывал чересчур суров кое с кем. И хозяин он мудрый и строгий, добрый и заботливый, способный постоять за себя и за своё родовое гнездо.
В своей передаче Тина Канделаки назвала Корфа мстительным, заметив, что он якобы наказывает женщину. Разве?... По-моему, в той, о ком идёт речь, он осознанно поначалу вообще не видел женщину - он видел чужого ребёнка, занявшего его место в сердце отца, совершенно по-детски ненавидел её и мечтал отыграться, отомстить раз и навсегда, как многие из нас мечтали наказать обидчиков за какие-то свои детские горести. Другое дело, что способ он избрал отнюдь не детский и мотив придумал себе совершенно не соответствующий истинному положению дел, хотя, конечно, верил искренне, что заботится о благополучии друга, с кровью вырывая из его сердца уважение и любовь к пленившей его девушке.
Что же вышло в итоге? "Переломав все её игрушки и оборвав все бантики", он освободил своё сердце от всего, что мешало ему любить. Мне представляется, эпизод с танцем был переломным в его отношении к главной героине: когда ему казалось, что он полностью взял верх над нею, пришло осознание, что побеждён - он сам, что ему самому пришлось до дна выпить ту самую "чашу унижения", которая предназначалась ей. Ударив её, он сделал больно себе. И, сам того не заметив, оказался полностью в её власти. Можно «ничего не знать о любви» и даже высказываться о ней цинично, но при этом уметь любить не хуже тех, кто знает и говорит правильные слова. И не бояться, открыв её в себе, ни ошибок, ни разочарований, ни боли, которые она может принести.
Осознать Любовь помогает Владимиру общение с душой отца (я верю, что мы всегда сохраняем связь со своими предками, служащими ангелами-хранителями для нас): теперь ничто не мешает их близости и взаимопониманию, и родительская поддержка всегда оказывается кстати в самые трудные моменты жизни барона. А трудностей, в самом деле, более чем достаточно. Как в хорошей сказке, на героев обрушивается целый ураган испытаний. Основной удар принимает на себя семейство Корфов - разве можно было предположить, какая трагедия ждёт благородного и доброго Ивана Ивановича? На длительное время мелодрама превращается в детектив - проводится расследование, разыскивается преступник. И это нас очень увлекло: интрига была, подозревали многих.
И вот в это время начинается узнавание Владимира Корфа - настоящего, а не такого, каким его представляли себе все, даже друзья. Особенно это касается любви. Банальная фраза "внешность обманчива" здесь уместна. Его все считают мастером разбивать сердца, подозревают в многочисленных романах и мимолётных увлечениях (одна Лиза - спасибо ей - в него верит, хотя как раз у неё меньше всего оснований для этого), но события показывают, что, как он говорит сам Ольге Калиновской, "относительно него заблуждались".
Первое его приключение в фильме, приведшее к первой дуэли, показывает, что он как раз - мастер создавать себе образ Идеальной Женщины, Незнакомки, к которой, согласно правилам того времени, можно было питать лишь платонические чувства, ведь он не стремился даже узнать имя, а следовательно, и предложения сделать не мог, что касается внебрачных связей, то это было исключено с девицами его круга (если только он – не престолонаследник). Ему доставляло удовольствие любить (ну, ему казалось увлечение это любовью) на расстоянии и большего, видимо, не требовалось. О каких-то компрометирующих отношениях, которые давно дошли бы из Петербурга до семьи его невесты, речи ни разу не шло.
Да и "Любить - не значит быть любовниками", - это ведь его слова. Кстати, они - об отце, и мысль о падающем недалеко от яблони яблоке следующей приходит на ум. Взять императора: его похождения с фрейлинами параллельны любовным связям его наследника Александра, а Андрей Долгорукий один в один повторяет склонности своего отца, жившего в казавшемся благополучным браке. Но Иван Иванович Корф, много лет назад потерявший жену, жил всё это время, по сути, монашеской жизнью. И его сын, поселившись в поместье, не давал повода в его нравственности усомниться. Какие бы ни случались в его жизни эпизоды с подворачивающимися время от времени под руку дочками трактирщиков (от этого никто из офицеров застрахован не был, когда рекой лилось вино) и т. п., здесь ни одной дворовой девке нечего было опасаться (нет, правильнее: "не о чем было мечтать"). Если бы не мстительная выходка Анны (заслуженная, причём: об него тогда не жалко было трость сломать), выбившая у него почву из-под ног, то и случая с Полиной не было бы. Что касается бывшей невесты, то там вообще дело было в другом...
Его чистоплотность в высшей степени нашла выражение своё в отношении к любимой девушке. И как он в этом отличался и от Александра (тот не мог любить Калиновскую только душой, как и она - его), и от Михаила Репнина! Миша вообще меня удивил. В тот день, когда возлюбленная оказалась, наконец, способной принадлежать ему, он даже не обмолвился о намерении жениться... И страшно представить, чем бы для неё закончился их романтический ужин, если бы не брошенные Владимиром напоследок слова, показавшиеся Мише оскорбительными, ведь он выдал её, выставил в глазах друга способной на унизительный поступок... А получилось, спас от бесчестья, снова (даже не будучи рядом) защитив её, как делал это постоянно.
Если и собирался Миша (надеюсь...) наутро сделать предложение, то как же небрежно он к ней относился… Ведь в те времена потерять невинность до свадьбы для девушки означало гибель. И даже если ты - официальный жених, то нужна была осмотрительность: а вдруг аппендицит с летальным исходом или сосулька по голове, и попробуй тогда девушка докажи, что она была без пяти минут жена и, тем более, что мужчина у неё был единственный!
Окажись в ночь перед дуэлью на месте Владимира Михаил, он бы, скорее всего, от жертвы не отказался (тем более, ему-то в любви бы признались). Но я уверена, что, услышь Владимир те слова, о которых он в ту минуту так умоляюще просил, он бы её и пальцем не тронул - отправил бы спать и сам бы уснул счастливый. При всей кажущейся необузданности своей натуры, в самых важных моментах Владимир умеет думать не только о себе, о своих желаниях, но, прежде всего, заботится о людях, благополучие которых от него зависит, проявляет самообладание, самоконтроль, необходимые в сложных ситуациях. И к любимой он отнёсся очень бережно, соблюдая все меры предосторожности, чтобы взаимное чувство не привело их к опрометчивым поступкам, о которых она могла бы пожалеть. Это было совершенно естественно - подождать венчания, отчего вели они себя очень целомудренно. На мой взгляд, чем больше в поцелуях чистоты и нежности, тем более они обжигающие, тем пронзительнее история любви, волнующая именно своей недосказанностью, ощущением таинства, и тем глубже отпечаток, остающийся в душе.
Наверно это состояние любви определило отношение Владимира ко всему, что происходило в тот период в его жизни. Говорят, что влюблённые не могут быть злыми. Но, если посмотреть, доброта и отзывчивость - иногда в ущерб себе - свойственна всем членам его небольшой семьи. Иван Иванович дорого заплатил за доброту и поддержку, проявленные когда-то к другу. И Владимир, и его тётушка, одна из самых чудесных, добрых и милых женщин в сериале, - те люди, к которым в сложной ситуации все бегут за помощью, буквально врываясь в их дома и даже не прося, а требуя, но не только забывают поблагодарить, а даже обвиняют во всех своих проблемах и стараются отомстить за то, в чём они не виноваты... А они снова спасают и дают приют, поддерживают, утешают и бесконечно прощают, отказываясь преследовать и наказывать тех, кто заставляет их страдать. На самом деле, проявляя терпение и готовность простить всё, они поступают мудрее своих врагов, которым кажется, что безнаказанность их не имеет границ, а благородство барона Корфа в отношении них не только не пробуждает их совесть, но и делает всё наглее... Пока не приходит возмездие, по сравнению с которым тюрьма показалась бы раем... Вот она – мораль этой сказки… Меня очень тронуло, когда княгиня в один из самых трагических для себя моментов именно к Владимиру обратилась с просьбой "помолиться за неё", чувствуя, что в нём она, несмотря ни на что, всегда найдёт прощение и поддержку.
В общем, в моих глазах это история не о том, как заносчивый, капризный, вспыльчивый молодой человек, полюбив, становится "белым и пушистым". Это история о том, как щедро одарённая личность, вмещающая "и чертей, и ангелов», как каждый из нас, обретает вектор, позволяющий прекратить "череду бессмысленных дней" и существование превратить в полноценную жизнь. В какой зарубежной "мыльной опере" можно встретить настолько богатый, многогранный, сложный мужской образ, достойный не то что сериала, но хорошей книги?
Конечно, каждый зритель нашёл здесь свою самую привлекательную историю: романтических линий - равнозначных по богатству красок и подробности описания - в фильме несколько: Александр и его... женщины, Михаил, Наташа и Андрей, Елизавета... Все по-своему красивы и всем нашлось много времени и места в этом телеромане.
У меня здесь есть много любимых моментов, особенно меня порадовавших, особенное создавших настроение. Это, во-первых, все приключения в таборе, где Михаил и Владимир прятали любимую девушку и где впервые познакомились с молоденькой цыганкой Радой (её замечательно сыграла темноглазая волшебница Теона Дольникова, которую я увидела наконец, хотя имя было знакомое). Очарована я была песнями и мелодиями цыганскими, тем духом тайны и романтики, который царил среди старых кибиток, согревал и освещал пламенем костра... И тем необыкновенным, что свершалось в эти мгновения в сердцах героев. Это было чудесно.
Вторым любимым приключением явилась дуэль между друзьями-соперниками. Не могу без улыбки вспоминать весь их восхитительный треугольник в сказочно красивом зимнем лесу. Уверена, Владимиру вовсе не дуэль была нужна - это стало лишь соблюдением приличий, на самом же деле ему нестерпимо хотелось с Михаилом подраться, что он и сделал, и это было настоящим (признаюсь, эгоистичным) удовольствием - наблюдать, как два друга барахтаются в сугробах, одержимые чувством дикой ревности. Не меньшим удовольствием было увидеть в сугробах и хрупкую девушку с рассыпавшимися по плечам золотистыми волосами, мчавшуюся на место дуэли, чтобы спасти любимого. Это были захватывающие мгновения, запоминающиеся. Ну и конечно, счастливые дни, пережитые главными героями после предложения и согласия - пока казалось ещё, что она любит так же, как он, - наполненные нежностью, теплом и уютом вот-вот собирающегося появиться семейного гнёздышка...
А потом была финишная прямая, на которой она почему-то сбилась с дороги... Может, и было так нужно? Но какая-то горечь закралась в сердце и не отпускала до последних минут. Впечатление сложилось, что, не попади она в беду, и не вспомнила бы о нём ещё неизвестно сколько. Да и кажется, что никакой вины за собой не чувствовала или просто не умела попросить прощения... И оттого холод к ней так и не отпустил, к сожалению. Бывает, что на любимого человека гневаешься - и веришь, что справедливо, но малейшее расстояние - и «грехи» его становятся мелкими, и уже себя коришь больше, и бежишь мириться... Разве не так, когда любишь? Неужели она не боялась оставить его одного в состоянии такой безысходности?
Конечно, из них двоих один заслужил свой счастливый финал, но другой счастье слишком легко досталось. Когда в интервью я услышала, что Даниил Александрович мечтал о "русском варианте" окончания сериала, я отнеслась к этому с сомнением. А зря: досмотрев до конца, поняла, что это действительно было бы лучше. Разлука и ожидание пошли бы ей на пользу, научили бы любить по-настоящему и ценить каждую минуту, проведённую вместе, а во мне, как в зрителе, она бы вновь пробудила к себе сочувствие.
Поэтому окончание, которое, по законам жанра, наверно было неминуемо, получилось всё же с некоторой грустинкой. Уверенность, что они, безусловно, Половинки, предназначенные друг для друга, основанная на самозабвенном чувстве Владимира, сопровождалась печалью и от осознания её бегства в трудный для него период, готовности из-за ложной веры в свою правоту в любой момент полностью разорвать отношения, и от той душевной усталости, которая появилась в нём в последних сериях (не было уже в глазах того безоблачного счастья от ощущения полной взаимности). Он и любит, и спасает, и прощает без условий, не дождавшись от неё ни слова раскаяния, (простив даже убийство родного человека чужому, как не простить предательство любимой?), но рана-то ещё не зажила, да и след наверняка останется... Ладно, это всё-таки кино... Но в жизни такое начало предвещает немалые будущие испытания, как мне кажется...
Самой завершённой, раскрывшейся во всей своей красоте и силе, стала в сериале тема мужской дружбы. Вот здесь я довольна полностью: в каждом поступке цесаревича Александра, Михаила Репнина, Владимира Корфа твёрдо и последовательно эта дружба сохранялась и крепла, несмотря на все разногласия, возникавшие между ними. Ничто ей не мешало. Каждый из них показал, на что способен ради друга. Александр, на котором лежала основная ответственность за первую роковую дуэль, пожертвовал самым дорогим, что у него было на тот момент, чтобы спасти людей, проявивших себя честными, верными и мужественными. Со стороны Владимира любой самоотверженный поступок почему-то воспринимался само собой разумеющимся (тогда как от других - "спасибо" сценаристам - ожидать, к сожалению, можно было любой подлости), а вот Михаила, ставшего единственным, кто в последней тяжелейшей для Корфа ситуации не отвернулся от него и поддержал, мы готовы были расцеловать!
Когда невыносимо было видеть Владимира таким одиноким и всеми брошенным, так кстати оказалась и добрая Мишина улыбка, и вовремя сказанное: "Ради любви надо жить, а не умирать", что словно среди свинцовых туч показались тёплые солнечные лучи (весна как раз наступала...). Именно как друг - верный, надёжный, рассудительный, мудрый, аккуратный в своих суждениях и последовательный в поступках, уверенный, что, помогая товарищу в беде, он ничего не потеряет (и даже женщина любимая никуда не денется - поймёт), меня Михаил порадовал и вызвал горячее чувство искренней симпатии.
Не все наверно плюсы я перечислила - и эти ни одному самому заядлому читателю не перечитать, а на минусах останавливаться не хочу: за много лет до меня сериал уже закидали и цветами, и тапками, могу лишь добавить свои... цветы.
Потому что телероман этот подарил мне очень светлые, добрые чувства и какое-то новогоднее настроение. Даже зима мне здесь понравилась, хотя это нелюбимое мною время года. Но сказка получилась по-русски снежной, чем увеличила огромное отличие своё от зарубежных аналогов: это не океанское побережье с пляжами - здесь снег по колено и пар изо рта, а любовь такая, что никакой мороз не остудит. Без сомнения, основная заслуга в успехе сериала принадлежит Даниилу Страхову, сумевшему сделать своего персонажа таким, каким мы его увидели и полюбили. И после всех других превосходных его работ (в фильмах "Знахарь", "Исаев", "Инкассаторы", "Дети Арбата", "Цезарь", «Немец», «Ленинград-46» и др.), с которыми я успела познакомиться, роль в "Бедной Насте" я считаю достойной всего того внимания и любви, которые на её долю выпали.
Так что барон Корф приобрёл себе в нашем лице новых друзей, а сериал - новых зрителей. Рекомендовала бы смотреть? Мечтателям, любящим романтику и не боящимся длинных телепутешествий, - безусловно. Я и сама как-нибудь сделаю себе такой подарок - посмотрю сериал ещё раз (может, и полностью): он, правда, очень праздничный и по-настоящему волшебный.
