А я всё никак не могу собраться рассказать о спектакле "Лето одного года" ("На Золотом озере"), который недавно видела в БДТ. Сидели далеко, и жутко устали глаза от бинокля, но такие спектакли пропускать нельзя.
Зал Мюзик-Холла (там теперь играют спектакли БДТ, так как здание театра на ремонте) был полон "под завязку". Играли Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Не одни они, конечно, играли, и все актёры были хороши, в том числе исполнитель роли мальчика Билли - такой реальный пацан,
очень обаятельный и естественный.
По идее, про этот спектакль говорить бы и говорить. Но после него хочется хранить благоговейное молчание.
Я прочла аннотацию на ту же постановку в театре им. Моссовета, и очень удивилась, узнав, что это - комедия. Пусть "светлая, хотя и грустная", но комедия. Наверное, так тоже можно, и это было прекрасно. Тем более, там играл Георгий Жжёнов. Но в БДТ...
Может быть, это и начинается как комедия о стареющих супругах, проживших вместе жизнь. Но потом... Нет, не буду пытаться. Скажу только, что мне - пусть не сразу - в этом спектакле послышалось дыхание Космоса, Вечности, вечного круговорота Природы... Бога, наверное. Воспоминания, раздвигающие стены домика на Золотом озере. Прожитая жизнь, встающая перед человеком во всех красках. Непонимание "отцов" и давно выросших детей, позднее понимание и прощение - а оно, похоже, всегда бывает слишком поздним, даже если люди успевают сказать друг другу о своей любви. Любовь бесконечно деятельной, не желающей признавать старость маленькой женщины и брюзгливого старика, полного, на самом деле, нерастраченной нежности, которую тратить поздно, но ещё можно немножко успеть...
История о том, как старые люди потихоньку, взявшись за руки, как дети, уходят с этогй Земли, и о том, что каждый из нас постепенно уйдёт. И хорошо, если в это время будет с кем взяться за руку...
Не помню дословно, но там песня о том, что мы поём и играем на этом берегу, но скоро уйдём... Скоро - это не значит завтра. Но с точки зрения круговорота Жизни мал любой срок. И так грустно, так разрывающе грустно. И так жаль! И их, и всех нас. Хотя и улыбаешься сквозь слёзы.
Уходящая натура...
Я поняла ещё раз, что актёр - очень жестокая профессия. Одно дело, когда играешь возрастные роли. А если играешь - и не можешь этого не понимать - практически
о себе?
Солнечная Алиса Фрейндлих. И - по-моему, великий в этом спектакле Олег Басилашвили. Здесь, как в "Варшавской мелодии" наоборот", предусмотрено некое главенство партнёра. И актёры играют историю очень точно, деликатно и без "премьерства", без "перетягивания одеяла на себя", находясь каждый именно на
своём месте. У них потрясающее чувство локтя. Они
чувствуют друг друга.
А когда я смотрела на Олега Басилашвили, я вспомнила слова Григория Горина из пьесы о Свифте:
И понял я, что предо мной - актёр,
Достигший в лицедействе совершенства,
Который, если требует искусство,
И сердце, и дыханье остановит,
А жив он или нет - не нам судить...
Поверьте, что все эти слова можно отнести к нему буквально.
Кто-то написал, что сейчас актёры так уже не играют. Ну, во-первых, играют - вот же, перед нашими глазами. Если имелось в виду, что молодые актёры так не могут сыграть, то конечно. Не могут. Потому что ещё не дожили до определённого возраста. В сорок лет и Басилашвили не мог так сыгать. И тот же Хабенский сейчас - пока ещё - при всё своём таланте - не может.
Такое мастерство - итог всей жизни. Но так хочется надеяться, что и это ещё не итог для тех, кого я видела в тот вечер на сцене...