O театре
Moderator: Модераторы
-
- Мoderator
- Posts: 18443
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: O театре
«Что-то же должно нам помогать духовно выжить»
Режиссер Виктор Крамер в интервью на фоне репетиции нового «Барона Мюнхгаузена» с Хабенским — о жизнеутверждающем театре и о том, как искать выход из любой ситуации
Сентябрьское утро. Моросит. Суббота. А за фасадом МХТ имени Чехова в странно обезлюдевшем Камергерском переулке режиссер энергично командует: «Репетируем полет!». И вместе с артистами решает, как долго должны гореть сапоги, чтобы почувствовался запах, насколько быстро может лететь воздушный шар и как сыграть холод. «Юпитер будет здесь, Луна пойдет отсюда, оттуда — облака». — Виктор Крамер ставит «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» по собственной пьесе, написанной при участии Константина Хабенского — исполнителя заглавной роли.
— Мюнхгаузен — многосоставный образ, распадающийся на несколько частей: это герой книг, мультфильмов, персонаж знаменитой пьесы Григория Горина и фильма Марка Захарова, снятого по ней, и собственно живой человек. Хотя и он тоже делится на себя настоящего и того, каким предстает в рассказах. Ваш барон — совсем отдельный, новый человек или тот, кто объединяет в себе все эти части?
— Мы используем в спектакле только одну фразу Горина в знак уважения к драматургу и к замечательному фильму и говорим, что ее сочинили не мы, а наш хороший друг. В остальном — это уникальный коктейль различных ипостасей барона.
Кстати, большинство людей не знают, что Мюнхгаузен — реальный человек со своей непростой судьбой. И это был совсем не тот добродушный дядечка из мультфильмов, который стрелял в уток и летал на ядрах. В свое время Мюнхгаузен приехал по контракту служить в Россию, принимал участие в русско-турецкой войне, был награжден. После войны служил в Риге, был начальником почетного караула при встрече будущей императрицы Екатерины II. Из России приехал в отпуск, да так и остался в своем малюсеньком городке Боденвердере. Не вернулся на службу, вероятно, в силу опасения, что после очередного переворота может пострадать, как большинство его сослуживцев, и оказаться в Сибири, причем надолго. И вот за бокалом вина он стал фантазировать и рассказывать свои невероятные истории. Думаю, это компенсация того, чего ему так не хватало теперь после опасной, но яркой доблестной жизни в России. Не знаю, откуда взялся в нем такой талант, — ведь он не литератор, а крепкий военный человек.
Однажды тот самый Распе, в силу своих финансовых проблем, решил эти истории без его ведома издать. И неожиданно выяснилось, что у людей есть тяга именно к такому герою. Стали тиражировать даже не только его рассказы, но и сочинять новые, взяв за основу сам персонаж. Вот почему какой-то герой выдерживает всего один сюжет, а другой (как барон) становится тиражируемым и всемирно известным? Думаю, разгадка в том, что в нас велика тяга к тому миру, который подчинен не политике, не социуму, а фантазии, ибо это помогает выжить в мире раздирающих нас проблем и неустроенных судеб, в том, что происходит вокруг.
Спектакль мы выстраиваем тоже на грани реальности и выдумки.
— Как вы изготавливаете такую атмосферу, когда на репетиции — хорошо?
— Радость рождается только в радости. Больше всего люблю именно репетиционный процесс и не верю, что это правильно, когда он проходит в муках, в поту и в нелюбви. Я ратую за здоровый театр, который дает людям надежду, эмоции, страсти. Работа над спектаклем должна быть организована таким же образом. Не могу сказать, что я это специально программирую, просто пытаюсь с артистами создать такой эмоциональный бульон, такую атмосферу, в которых и должны рождаться спектакли.
— То есть ваш рецепт, ваш прием — это любовь?
— Да, на сто процентов.
Неизвестно, каким будет спектакль, но создается он действительно в любви, ласке и терпении. Один из актеров в шутку оборачивает ткань в петлю на шее. В ту же секунду тихо и серьезно: «Саша, даже не балуйся». Сыграли сцену: «Хорошо, талантливо». Прошли еще раз: «Есть же гениальные места!».
— Что в этом спектакле будет такого, чего нет ни в одном другом?
— Я много раз создавал инсценировки, но так, чтобы взять и попробовать написать авторскую пьесу — это первый опыт. И он непростой, потому что режиссер обычно интерпретирует автора и сочиняет спектакль в постоянном, непростом диалоге с ним. Когда ты сам автор и сам ставишь, то это новый и довольно сложный способ взаимодействия с самим собой, поэтому я для себя решил, что не я писал эту пьесу, а Константин Юрьевич (Хабенский. — К. С.) мне не помогал. Я как бы абстрагировался, и стало комфортно. Литературный этап закончился, и теперь я работаю так, будто это сделал кто-то другой. Это уникальный опыт, безусловно. Ну а в целом, любой спектакль — это штучная вещь, и я стараюсь каждый раз изобретать велосипед. Не знаю никогда, как я это сделаю. У меня нет плана. В этом сложность работы в театре, потому что каждый раз ты идешь в какой-то совершенно неизведанный и неизвестный тебе мир, создаешь совершенно новую планету, и она — если ты искренен в том, что делаешь, — не может быть похожей на другие. Спектакли, как дети: все твои, но они кардинально разные — в этом и прелесть.
Велосипед изобретается скрупулезно. Многочасовая репетиция посвящена двум сценам, которые вместе займут максимум минут пятнадцать. Уточнения и утончения. На каком слове в каждой фразе ударение? Где логично было бы взять паузу? Кто на кого и в какой момент смотрит? Как смотрит, почему именно так? Идет выбор «интонации движений»: «Ты держишь документ как обычное письмо, а это ценная бумага».
— В МХТ имени Чехова вы ставите впервые. Чувствуется дух места? Тут есть что-то особенное?
— Когда я сюда пришел, у меня было опасение, что так будет. Все-таки особое, намоленное место… Не самые простые страсти здесь кипели и не самые простые художники творили. Но когда начала собираться команда, которая создает со мной этот спектакль, оказалось, что она настолько эмоционально доминирует, что я здесь, в этом намоленном пространстве, чувствую только ее энергетику. Есть только сегодняшние люди с их энергией, с их открытыми глазами и сердцами. Для меня это очень важно, потому что театр — не музей. К сожалению, иногда наблюдаю, как в силу ряда причин театр пытаются в него превратить. Это когда он такой обронзовевший, и все точно знают, как надо. Мне кажется, театр — совершенно непредсказуемое, живое, трепещущее в твоих руках существо, каким бы великим он ни был. Если есть жизнь в театре — тогда есть надежда, что родится спектакль. А если все уже превратились в заслуженные и народные памятники, то получится что-то хоть и профессионально сделанное, но мертворожденное. Здесь, в МХТ, такого нет. Вся команда, которая работает со мной — и актеры, и службы, — это все живые и яркие люди, с которыми мы создаем планету нашего спектакля.
Интервью на минуту прерывается: к режиссеру подбегает художник с чемоданом. «Ну как вам? Может, обновить?» — и крутит его на полу. Оба внимательно рассматривают вещь, которую вблизи никто из зала не увидит. Но планету по-другому не создать. «Мелочь, но это очень точно», — скажет режиссер на репетиции, закрепляя актерскую находку. Спектакль сочиняется из таких частиц. Из точных мелочей.
— Я читала, что замысел спектакля родился в случайном разговоре, когда вы ехали в поезде с Константином Юрьевичем. Это правда?
— Да, но родился даже не столько замысел — родился герой. Возникло имя, которое все привело в движение. Он дал такую пищу воображению, что сочинение пьесы не было чем-то мучительным. Наоборот, оставалось только отбирать идеи, потому что все-таки спектакль имеет ограничения по времени. Так что, да, барон Мюнхгаузен, отставной ротмистр русской армии, дал очень многое, чтобы легко и азартно сочинять эту историю.
Легкости, азарта невольно ждешь и от спектакля. Жанр обозначен как «правдивая история в двух актах». Здесь это тоже есть, но все-таки, кажется, выходит не комедия с водевильной пружинистостью, а сложноустроенная сказка. Гротескный реализм, помноженный на нежность. В главной роли — Константин Хабенский.
— У Бахтина есть фраза про «нерастворимый остаток человечности» — а в Константине Юрьевиче, кажется, всегда присутствует «нерастворимый остаток печали». Она просачивается даже сквозь радость. В вашем спектакле этот слой необходим? Или вы стараетесь его укрыть?
— В каждом спектакле я отталкиваюсь не от своих умозрительных идей, а от личности актера. Артисты — разные, но у всех есть свой психофизический фундамент, который доминирует. И если ты его правильно используешь, это дает объем роли. Тогда получается, что актер не просто кого-то изображает: в создаваемом персонаже оказывается много его самого.
Если делать иначе, то получится искусственная вещь, как будто надеваешь на человека что-то и не используешь то, что есть в нем самом. Так что, конечно, в этом герое очень много самого Константина Юрьевича.
«Надо находиться в диалоге», — замечает между прочим Константин Хабенский. И в первую очередь следует этому сам. Репетируют два состава актеров, и кардинально разными по интонации, по «температуре» голоса звучат одни и те же два слова — «Любовь моя», в зависимости от того, с кем в паре он играет. «В качестве предложения…», «а что, если попробовать…» — самая частая реплика артиста (вне текста персонажа). «Давайте проверим идею» — самый частый ответ Виктора Крамера.
— Судя по тому, что вы говорите, спектакль должен получиться жизнеутверждающим.
— Я считаю, что все мои спектакли — жизнеутверждающие. В противном случае я не очень понимаю, зачем нужен театр. В мире столько тяжелого, сложного, мучительного, что, если человек приходит в театр, он должен выйти и сказать: «Нет, все-таки надо жить, надо радоваться этому миру». Если этого нет — то это неправильно по отношению к сегодняшнему зрителю.
В этом спектакле есть много печального и трагического, но вектор все равно направлен в сторону надежды на счастье, на то, что пусть не здесь, но где-то оно есть.
Вместе со спектаклем рождается и музыка к нему. Она звучит параллельно, ложится в подтекст. Ведет за собой, подчиняет себе, но режиссер напоминает: «Нельзя садиться на музыку. Это река, которая нас несет, но у нее одна скорость, а у нас — другая». Это такой расплескавшийся контрапункт по отношению к заостренному действию.
— В названии слышится отсылка к XVIII веку, когда Мюнхгаузен и жил. В вашем спектакле историческая достоверность имеет значение или это отвлеченная история?
— У нас спектакль вне времени. Для меня доминанта — это конфликт и тема. Есть какие-то аллюзии, связанные с той или иной эпохой, но нет последовательной стилизации или прямых ассоциаций с сегодняшним днем, в джинсах никто не ходит. Это придуманный мир, но при этом подробный и по-своему реальный.
Все внимание — именно на эти подробности. Михаил Трухин (он здесь играет Генриха Рамкопфа) дотошно уточняет каждую деталь. Отрепетировали сцену, в конце которой прогоняют Томаса (Сергей Сосновский). Он, поразмыслив, предлагает разобраться, куда и почему его все-таки согнали. В одной из сцен держит в руках рожок. Уточняет: «Про что это сейчас?» Делает своего героя плотным. Придуманный персонаж придуманного мира живет по законам живой жизни, движется по непрерывной линии логики и правды.
— Премьера запланирована на октябрь. Многое ли еще должно родиться в спектакле?
— Надо сказать, что премьера не является моментом рождения спектакля. Это такой present continuous, то есть «продолженное время». И только вместе со зрителем он может досоздаться, тем более в нашем случае, где предполагается прямой интерактив с залом. Сейчас мы на этапе, когда достаточно подробные репетиции приводят к тому, что постепенно начинается жизнь персонажей. Где-то она пока прерывается, но уже возникает ощущение живого.
Сама репетиция — живой процесс. При сосредоточенности, собранности каждого в воздухе витает дух почти студенческого озорства. Одна за другой летят импровизации. Быть может, этой радостной полетности добавляют отношения людей: например, Константин Хабенский и Михаил Трухин дружны еще с тех пор, когда вместе учились у Вениамина Фильштинского в Санкт-Петербурге. Им друг с другом безопасно и свободно.
Кто-то принес яблоки на репетицию. «Попробуйте в этой сцене пожевать!» — предлагает режиссер. Для удобства проверки дает каждому по очереди откусить от яблока. Выглядит как таинство, как обряд посвящения и скрепления друг с другом.
— Какой для вас главный урок этого персонажа?
— Для меня Мюнхгаузен — человек, для которого не бывает безвыходных ситуаций. И это не супергерой с волшебными качествами. Он находит выход из любых, самых невероятных историй с помощью своего живого ума, юмора, самоиронии. Это стойкий человек — и не за счет силы, а за счет разума и фантазии. Мне кажется, это сегодня очень актуально, потому что что-то же должно нам помогать духовно выжить. И вот, глядя на такого героя, думаешь: «Господи, да сейчас все решим, всё найдем, придумаем, как выйти из тупика». Это очень важно. Он может помочь обрести веру в то, что безвыходных положений не бывает.
Ксения Стольная
https://novayagazeta.ru/articles/2021/1 ... vno-vyzhit
Режиссер Виктор Крамер в интервью на фоне репетиции нового «Барона Мюнхгаузена» с Хабенским — о жизнеутверждающем театре и о том, как искать выход из любой ситуации
Сентябрьское утро. Моросит. Суббота. А за фасадом МХТ имени Чехова в странно обезлюдевшем Камергерском переулке режиссер энергично командует: «Репетируем полет!». И вместе с артистами решает, как долго должны гореть сапоги, чтобы почувствовался запах, насколько быстро может лететь воздушный шар и как сыграть холод. «Юпитер будет здесь, Луна пойдет отсюда, оттуда — облака». — Виктор Крамер ставит «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена» по собственной пьесе, написанной при участии Константина Хабенского — исполнителя заглавной роли.
— Мюнхгаузен — многосоставный образ, распадающийся на несколько частей: это герой книг, мультфильмов, персонаж знаменитой пьесы Григория Горина и фильма Марка Захарова, снятого по ней, и собственно живой человек. Хотя и он тоже делится на себя настоящего и того, каким предстает в рассказах. Ваш барон — совсем отдельный, новый человек или тот, кто объединяет в себе все эти части?
— Мы используем в спектакле только одну фразу Горина в знак уважения к драматургу и к замечательному фильму и говорим, что ее сочинили не мы, а наш хороший друг. В остальном — это уникальный коктейль различных ипостасей барона.
Кстати, большинство людей не знают, что Мюнхгаузен — реальный человек со своей непростой судьбой. И это был совсем не тот добродушный дядечка из мультфильмов, который стрелял в уток и летал на ядрах. В свое время Мюнхгаузен приехал по контракту служить в Россию, принимал участие в русско-турецкой войне, был награжден. После войны служил в Риге, был начальником почетного караула при встрече будущей императрицы Екатерины II. Из России приехал в отпуск, да так и остался в своем малюсеньком городке Боденвердере. Не вернулся на службу, вероятно, в силу опасения, что после очередного переворота может пострадать, как большинство его сослуживцев, и оказаться в Сибири, причем надолго. И вот за бокалом вина он стал фантазировать и рассказывать свои невероятные истории. Думаю, это компенсация того, чего ему так не хватало теперь после опасной, но яркой доблестной жизни в России. Не знаю, откуда взялся в нем такой талант, — ведь он не литератор, а крепкий военный человек.
Однажды тот самый Распе, в силу своих финансовых проблем, решил эти истории без его ведома издать. И неожиданно выяснилось, что у людей есть тяга именно к такому герою. Стали тиражировать даже не только его рассказы, но и сочинять новые, взяв за основу сам персонаж. Вот почему какой-то герой выдерживает всего один сюжет, а другой (как барон) становится тиражируемым и всемирно известным? Думаю, разгадка в том, что в нас велика тяга к тому миру, который подчинен не политике, не социуму, а фантазии, ибо это помогает выжить в мире раздирающих нас проблем и неустроенных судеб, в том, что происходит вокруг.
Спектакль мы выстраиваем тоже на грани реальности и выдумки.
— Как вы изготавливаете такую атмосферу, когда на репетиции — хорошо?
— Радость рождается только в радости. Больше всего люблю именно репетиционный процесс и не верю, что это правильно, когда он проходит в муках, в поту и в нелюбви. Я ратую за здоровый театр, который дает людям надежду, эмоции, страсти. Работа над спектаклем должна быть организована таким же образом. Не могу сказать, что я это специально программирую, просто пытаюсь с артистами создать такой эмоциональный бульон, такую атмосферу, в которых и должны рождаться спектакли.
— То есть ваш рецепт, ваш прием — это любовь?
— Да, на сто процентов.
Неизвестно, каким будет спектакль, но создается он действительно в любви, ласке и терпении. Один из актеров в шутку оборачивает ткань в петлю на шее. В ту же секунду тихо и серьезно: «Саша, даже не балуйся». Сыграли сцену: «Хорошо, талантливо». Прошли еще раз: «Есть же гениальные места!».
— Что в этом спектакле будет такого, чего нет ни в одном другом?
— Я много раз создавал инсценировки, но так, чтобы взять и попробовать написать авторскую пьесу — это первый опыт. И он непростой, потому что режиссер обычно интерпретирует автора и сочиняет спектакль в постоянном, непростом диалоге с ним. Когда ты сам автор и сам ставишь, то это новый и довольно сложный способ взаимодействия с самим собой, поэтому я для себя решил, что не я писал эту пьесу, а Константин Юрьевич (Хабенский. — К. С.) мне не помогал. Я как бы абстрагировался, и стало комфортно. Литературный этап закончился, и теперь я работаю так, будто это сделал кто-то другой. Это уникальный опыт, безусловно. Ну а в целом, любой спектакль — это штучная вещь, и я стараюсь каждый раз изобретать велосипед. Не знаю никогда, как я это сделаю. У меня нет плана. В этом сложность работы в театре, потому что каждый раз ты идешь в какой-то совершенно неизведанный и неизвестный тебе мир, создаешь совершенно новую планету, и она — если ты искренен в том, что делаешь, — не может быть похожей на другие. Спектакли, как дети: все твои, но они кардинально разные — в этом и прелесть.
Велосипед изобретается скрупулезно. Многочасовая репетиция посвящена двум сценам, которые вместе займут максимум минут пятнадцать. Уточнения и утончения. На каком слове в каждой фразе ударение? Где логично было бы взять паузу? Кто на кого и в какой момент смотрит? Как смотрит, почему именно так? Идет выбор «интонации движений»: «Ты держишь документ как обычное письмо, а это ценная бумага».
— В МХТ имени Чехова вы ставите впервые. Чувствуется дух места? Тут есть что-то особенное?
— Когда я сюда пришел, у меня было опасение, что так будет. Все-таки особое, намоленное место… Не самые простые страсти здесь кипели и не самые простые художники творили. Но когда начала собираться команда, которая создает со мной этот спектакль, оказалось, что она настолько эмоционально доминирует, что я здесь, в этом намоленном пространстве, чувствую только ее энергетику. Есть только сегодняшние люди с их энергией, с их открытыми глазами и сердцами. Для меня это очень важно, потому что театр — не музей. К сожалению, иногда наблюдаю, как в силу ряда причин театр пытаются в него превратить. Это когда он такой обронзовевший, и все точно знают, как надо. Мне кажется, театр — совершенно непредсказуемое, живое, трепещущее в твоих руках существо, каким бы великим он ни был. Если есть жизнь в театре — тогда есть надежда, что родится спектакль. А если все уже превратились в заслуженные и народные памятники, то получится что-то хоть и профессионально сделанное, но мертворожденное. Здесь, в МХТ, такого нет. Вся команда, которая работает со мной — и актеры, и службы, — это все живые и яркие люди, с которыми мы создаем планету нашего спектакля.
Интервью на минуту прерывается: к режиссеру подбегает художник с чемоданом. «Ну как вам? Может, обновить?» — и крутит его на полу. Оба внимательно рассматривают вещь, которую вблизи никто из зала не увидит. Но планету по-другому не создать. «Мелочь, но это очень точно», — скажет режиссер на репетиции, закрепляя актерскую находку. Спектакль сочиняется из таких частиц. Из точных мелочей.
— Я читала, что замысел спектакля родился в случайном разговоре, когда вы ехали в поезде с Константином Юрьевичем. Это правда?
— Да, но родился даже не столько замысел — родился герой. Возникло имя, которое все привело в движение. Он дал такую пищу воображению, что сочинение пьесы не было чем-то мучительным. Наоборот, оставалось только отбирать идеи, потому что все-таки спектакль имеет ограничения по времени. Так что, да, барон Мюнхгаузен, отставной ротмистр русской армии, дал очень многое, чтобы легко и азартно сочинять эту историю.
Легкости, азарта невольно ждешь и от спектакля. Жанр обозначен как «правдивая история в двух актах». Здесь это тоже есть, но все-таки, кажется, выходит не комедия с водевильной пружинистостью, а сложноустроенная сказка. Гротескный реализм, помноженный на нежность. В главной роли — Константин Хабенский.
— У Бахтина есть фраза про «нерастворимый остаток человечности» — а в Константине Юрьевиче, кажется, всегда присутствует «нерастворимый остаток печали». Она просачивается даже сквозь радость. В вашем спектакле этот слой необходим? Или вы стараетесь его укрыть?
— В каждом спектакле я отталкиваюсь не от своих умозрительных идей, а от личности актера. Артисты — разные, но у всех есть свой психофизический фундамент, который доминирует. И если ты его правильно используешь, это дает объем роли. Тогда получается, что актер не просто кого-то изображает: в создаваемом персонаже оказывается много его самого.
Если делать иначе, то получится искусственная вещь, как будто надеваешь на человека что-то и не используешь то, что есть в нем самом. Так что, конечно, в этом герое очень много самого Константина Юрьевича.
«Надо находиться в диалоге», — замечает между прочим Константин Хабенский. И в первую очередь следует этому сам. Репетируют два состава актеров, и кардинально разными по интонации, по «температуре» голоса звучат одни и те же два слова — «Любовь моя», в зависимости от того, с кем в паре он играет. «В качестве предложения…», «а что, если попробовать…» — самая частая реплика артиста (вне текста персонажа). «Давайте проверим идею» — самый частый ответ Виктора Крамера.
— Судя по тому, что вы говорите, спектакль должен получиться жизнеутверждающим.
— Я считаю, что все мои спектакли — жизнеутверждающие. В противном случае я не очень понимаю, зачем нужен театр. В мире столько тяжелого, сложного, мучительного, что, если человек приходит в театр, он должен выйти и сказать: «Нет, все-таки надо жить, надо радоваться этому миру». Если этого нет — то это неправильно по отношению к сегодняшнему зрителю.
В этом спектакле есть много печального и трагического, но вектор все равно направлен в сторону надежды на счастье, на то, что пусть не здесь, но где-то оно есть.
Вместе со спектаклем рождается и музыка к нему. Она звучит параллельно, ложится в подтекст. Ведет за собой, подчиняет себе, но режиссер напоминает: «Нельзя садиться на музыку. Это река, которая нас несет, но у нее одна скорость, а у нас — другая». Это такой расплескавшийся контрапункт по отношению к заостренному действию.
— В названии слышится отсылка к XVIII веку, когда Мюнхгаузен и жил. В вашем спектакле историческая достоверность имеет значение или это отвлеченная история?
— У нас спектакль вне времени. Для меня доминанта — это конфликт и тема. Есть какие-то аллюзии, связанные с той или иной эпохой, но нет последовательной стилизации или прямых ассоциаций с сегодняшним днем, в джинсах никто не ходит. Это придуманный мир, но при этом подробный и по-своему реальный.
Все внимание — именно на эти подробности. Михаил Трухин (он здесь играет Генриха Рамкопфа) дотошно уточняет каждую деталь. Отрепетировали сцену, в конце которой прогоняют Томаса (Сергей Сосновский). Он, поразмыслив, предлагает разобраться, куда и почему его все-таки согнали. В одной из сцен держит в руках рожок. Уточняет: «Про что это сейчас?» Делает своего героя плотным. Придуманный персонаж придуманного мира живет по законам живой жизни, движется по непрерывной линии логики и правды.
— Премьера запланирована на октябрь. Многое ли еще должно родиться в спектакле?
— Надо сказать, что премьера не является моментом рождения спектакля. Это такой present continuous, то есть «продолженное время». И только вместе со зрителем он может досоздаться, тем более в нашем случае, где предполагается прямой интерактив с залом. Сейчас мы на этапе, когда достаточно подробные репетиции приводят к тому, что постепенно начинается жизнь персонажей. Где-то она пока прерывается, но уже возникает ощущение живого.
Сама репетиция — живой процесс. При сосредоточенности, собранности каждого в воздухе витает дух почти студенческого озорства. Одна за другой летят импровизации. Быть может, этой радостной полетности добавляют отношения людей: например, Константин Хабенский и Михаил Трухин дружны еще с тех пор, когда вместе учились у Вениамина Фильштинского в Санкт-Петербурге. Им друг с другом безопасно и свободно.
Кто-то принес яблоки на репетицию. «Попробуйте в этой сцене пожевать!» — предлагает режиссер. Для удобства проверки дает каждому по очереди откусить от яблока. Выглядит как таинство, как обряд посвящения и скрепления друг с другом.
— Какой для вас главный урок этого персонажа?
— Для меня Мюнхгаузен — человек, для которого не бывает безвыходных ситуаций. И это не супергерой с волшебными качествами. Он находит выход из любых, самых невероятных историй с помощью своего живого ума, юмора, самоиронии. Это стойкий человек — и не за счет силы, а за счет разума и фантазии. Мне кажется, это сегодня очень актуально, потому что что-то же должно нам помогать духовно выжить. И вот, глядя на такого героя, думаешь: «Господи, да сейчас все решим, всё найдем, придумаем, как выйти из тупика». Это очень важно. Он может помочь обрести веру в то, что безвыходных положений не бывает.
Ксения Стольная
https://novayagazeta.ru/articles/2021/1 ... vno-vyzhit
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 434
- Joined: Sat 05 Oct 2019, 14:07
- Location: Москва
Re: O театре
Слууушайте... Мне пока не доводилось смотреть ни одного спектакля Виктора Крамера... Но что могу сказать после чтения этого интервью! Мне нравится этот товарищ деятель искусств и его мысли! и уже что-то захотелось исправить свое незнакомство с его творчеством!
"Мне бы саблю! Да коня!
Да на линию огня!
А дворцовые интрижки -
Энто все не про меня!" (c) Леонид Филатов
Да на линию огня!
А дворцовые интрижки -
Энто все не про меня!" (c) Леонид Филатов
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 175
- Joined: Sun 06 Oct 2019, 18:58
Re: O театре
сделаю анонс для местных театралов из Санкт-Петербурга
если есть желание сходить сегодня в театр, то в рамках МФ «Балтийский дом» на Неву приехал наш минский РТБД (Республиканский театр беларуской драматургии) со спектаклем "Брак с ветром" ("Шлюб з ветрам")
это уникальная, мощная, стильная и очень красивая постановка, сделанная исключительно талантливой командой (Корняг-Нерсисян-Аверкова), живое душевное пение, сложная сценография и интерактивный реквизит, который, как всегда у Корняга, живет своей продуманной жизнью, то подстраиваясь под актеров, то подстраивая их под себя
спектакль - очень хороший пример того, как можно нестандартно, нешаблонно, современно и интересно, без набивших оскомину "народных атрибутов" (как то лапти-вышиванки-рушники-соломка и т.д.), показать всю красоту, глубину, универсальность и вневременность нашего фольклора
спектакль идет на беларуском языке, но перевода он не требует, технически это музыкально-пластическая композиция, здесь нет ни одного диалога, только пара реплик, а все драматургическое полотно соткано из старинных народных песен и мотивов, есть более-менее известные вроде "Чечёточки" (её прекрасно исполнял Борткевич из "Песняров" к примеру), но по большей части это местный, даже местечковый, обрядовый фольклор
театр определил жанр спектакля кратко и емко: "песня", на деле у нас это называется "спеўны сход", по-русски можно перевести как "песенная встреча", народ собирается вместе, по поводу или без, и поет песни, повод в "Браке" самый традиционный - свадьба
для песенной встречи драматическая труппа РТБД подходит идеально: в команде нет ни одного человека с хорошими вокальными данными или поставленным голосом, т.е. с точки зрения профессионала труппа безголосая, поэтому поют как могут, а как могут - душой, впрочем, "безголосая, но замечательно поющая" - уже много лет является "визиткой" РТБД , ещё со времен фольк-рок-оперы "Адвечная песня" (прожила более 15 лет, но когда ставили и играли "Адвечную", в труппе было замечательное меццо-сопрано покойной Беллы Шпинер)
и голоса неформатные, и музыкальное сопровождение под стать: синтезатор, шум ветра, крик ворона, звон бокалов, постукивание, скрип и шорох, поют и а капелла, сольно и хором, есть и кантилена, и другие музыкальные приемы, в которых я как музпрофан не сильна
на мой вкус это один из самых гармоничных спектаклей нашей сцены, здесь все составляющие, текст, звук, цвет, свет, жест играют в унисон и дополняют друг друга, здесь нет ничего лишнего и каждый элемент и предмет реквизита (!) несет двойную смысловую нагрузку, даже минималистическая черно-белая цветовая гамма выбрана Нерсисян не случайно - это инь/ян, борьба женского и мужского начал, а к примеру один и тот же старинный купальский напев тоже звучит в двух вариациях, мужской и женской, тем самым "меняя" пол и превращаясь в антипод (нежная согласная любовь и грубая насильная жажда тела)
лично я пока не встречала ни одного зрителя, которого бы этот спектакль оставил равнодушным, Корняг большой мастак вынимать из нас очень сильные и очень разные эмоции, я сама испытала гамму чувств от радости и восхищения до глухого раздражения, видела "Брак" вживую не раз, и саундтрек до дыр местами заслушала, и запись пересматривала, и все равно ещё пойду в театр, потом что это - настоящее, живое и искреннее
так что если кто-то заинтересовался, то билеты здесь
https://baltic-house.ru/afisha/?ELEMENT_ID=1260
они приятно недорогие, даже дешевле чем у нас, в Минске за 500 рос руб вы на этот спектакль точно не попадете, зал в Балтийском доме удобный и можно брать крайние места
видео-анонс спектакля
если есть желание сходить сегодня в театр, то в рамках МФ «Балтийский дом» на Неву приехал наш минский РТБД (Республиканский театр беларуской драматургии) со спектаклем "Брак с ветром" ("Шлюб з ветрам")
это уникальная, мощная, стильная и очень красивая постановка, сделанная исключительно талантливой командой (Корняг-Нерсисян-Аверкова), живое душевное пение, сложная сценография и интерактивный реквизит, который, как всегда у Корняга, живет своей продуманной жизнью, то подстраиваясь под актеров, то подстраивая их под себя
спектакль - очень хороший пример того, как можно нестандартно, нешаблонно, современно и интересно, без набивших оскомину "народных атрибутов" (как то лапти-вышиванки-рушники-соломка и т.д.), показать всю красоту, глубину, универсальность и вневременность нашего фольклора
спектакль идет на беларуском языке, но перевода он не требует, технически это музыкально-пластическая композиция, здесь нет ни одного диалога, только пара реплик, а все драматургическое полотно соткано из старинных народных песен и мотивов, есть более-менее известные вроде "Чечёточки" (её прекрасно исполнял Борткевич из "Песняров" к примеру), но по большей части это местный, даже местечковый, обрядовый фольклор
театр определил жанр спектакля кратко и емко: "песня", на деле у нас это называется "спеўны сход", по-русски можно перевести как "песенная встреча", народ собирается вместе, по поводу или без, и поет песни, повод в "Браке" самый традиционный - свадьба
для песенной встречи драматическая труппа РТБД подходит идеально: в команде нет ни одного человека с хорошими вокальными данными или поставленным голосом, т.е. с точки зрения профессионала труппа безголосая, поэтому поют как могут, а как могут - душой, впрочем, "безголосая, но замечательно поющая" - уже много лет является "визиткой" РТБД , ещё со времен фольк-рок-оперы "Адвечная песня" (прожила более 15 лет, но когда ставили и играли "Адвечную", в труппе было замечательное меццо-сопрано покойной Беллы Шпинер)
и голоса неформатные, и музыкальное сопровождение под стать: синтезатор, шум ветра, крик ворона, звон бокалов, постукивание, скрип и шорох, поют и а капелла, сольно и хором, есть и кантилена, и другие музыкальные приемы, в которых я как музпрофан не сильна
на мой вкус это один из самых гармоничных спектаклей нашей сцены, здесь все составляющие, текст, звук, цвет, свет, жест играют в унисон и дополняют друг друга, здесь нет ничего лишнего и каждый элемент и предмет реквизита (!) несет двойную смысловую нагрузку, даже минималистическая черно-белая цветовая гамма выбрана Нерсисян не случайно - это инь/ян, борьба женского и мужского начал, а к примеру один и тот же старинный купальский напев тоже звучит в двух вариациях, мужской и женской, тем самым "меняя" пол и превращаясь в антипод (нежная согласная любовь и грубая насильная жажда тела)
лично я пока не встречала ни одного зрителя, которого бы этот спектакль оставил равнодушным, Корняг большой мастак вынимать из нас очень сильные и очень разные эмоции, я сама испытала гамму чувств от радости и восхищения до глухого раздражения, видела "Брак" вживую не раз, и саундтрек до дыр местами заслушала, и запись пересматривала, и все равно ещё пойду в театр, потом что это - настоящее, живое и искреннее
так что если кто-то заинтересовался, то билеты здесь
https://baltic-house.ru/afisha/?ELEMENT_ID=1260
они приятно недорогие, даже дешевле чем у нас, в Минске за 500 рос руб вы на этот спектакль точно не попадете, зал в Балтийском доме удобный и можно брать крайние места
видео-анонс спектакля
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Мoderator
- Posts: 18443
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: O театре
Меж тем, уже половина седьмого...
Веснушка, всё равно спасибо за такой поэтический анонс. Даже по небольшому ролику видно, что спекакль поистине живой.
Веснушка, всё равно спасибо за такой поэтический анонс. Даже по небольшому ролику видно, что спекакль поистине живой.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 567
- Joined: Sun 12 Jul 2020, 13:49
- Location: Санкт-Петербург
Re: O театре
Жалко, поздно увидела. У меня как раз сегодня был свободный вечер, и я раздумывала, куда пойти. Сходила бы, конечно, непременно. В результате посмотрела в театре на Васильевском очень нежный и пронзительный спектакль "Августовские киты", премьера этого года. В одной из ролей Юрий Ицков (знахарь из Знахаря).
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 513
- Joined: Sat 20 Sep 2014, 12:02
Re: O театре
А посмотрите отзыв на спектакль "Король Лир" нашего "гения" Константина Богомолова. Меня впечатлило Как же хорошо, что имя Даниила Страхова отныне не связано с этим режиссёром и человеком.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 1420
- Joined: Sun 27 Oct 2019, 10:01
-
- Site Admin
- Posts: 18427
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: O театре
Пример того, что, если захотеть, то можно "съесть" кого угодно...
https://ria.ru/20211027/teatr-1756462164.html
Что-то я не припомню ни одного спектакля режиссера Константина Хабенского...
https://ria.ru/20211027/teatr-1756462164.html
Что-то я не припомню ни одного спектакля режиссера Константина Хабенского...
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 567
- Joined: Sun 12 Jul 2020, 13:49
- Location: Санкт-Петербург
-
- Мoderator
- Posts: 18443
- Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
- Location: Санкт-Петербург
Re: O театре
"Надо будет его съесть. Да, надо, надо. По-моему, сейчас самый подходящий момент. Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать. Ведь тогда он сам не знает, кто его съел, и с ним можно сохранить прекраснейшие отношения".
(Евгений Шварц. "Тень")
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 6940
- Joined: Thu 06 Nov 2008, 13:33
-
- Posts: 434
- Joined: Sat 05 Oct 2019, 14:07
- Location: Москва
Re: O театре
Мда, похоже тот самый переворот, о котором писали с художественным размахом в желтой прессе, и над которым я смеялась, таки случился...
Ну что ж, поглядим...
Я к Хабенскому отношусь, бесспорно, с уважением и даже с симпатией (за Игорька Плахова и за благотворительную деятельность), но вот какой из него худрук будет, учитывая довольно скромный режиссерский опыт (по сравнению с опытом Сергея Женовача), я если честно не решаюсь сказать... Как и высказать свое отношение ко всей этой эпопее с переворотом - меня там не было, я свечку не держала
Но после всего, что услышала об этих тайнах мхатовского двора, подумалось "а оно и к лучшему на самом деле, для Женовача". Учитывая то давление, которое на него оказывалось (в том числе Хабенским, который его винил в том, что при нем театр превратился в старую машину (примерно так звучало)), хорошо что он ушел оттуда, а то боюсь повторилась бы старая история с Анатолием Эфросом и актерами театра на Таганке... Посмотрим, что Константин Юрьевич Х. наруководит, удачи ему в любом случае
Так что может и не Богомолова (хватит с него и Малой Бронной), а Юрия Бутусова, хотя он и так занят в Театре имени Вахтангова. А может и Виктора Крамера. Или сам начнет больше режиссировать.
/перечитываю что написала и сама себе удивляюсь - я такая сплетница из таких театральных кругов простите, админы, надеюсь все выдержала в рамках
Ну что ж, поглядим...
Я к Хабенскому отношусь, бесспорно, с уважением и даже с симпатией (за Игорька Плахова и за благотворительную деятельность), но вот какой из него худрук будет, учитывая довольно скромный режиссерский опыт (по сравнению с опытом Сергея Женовача), я если честно не решаюсь сказать... Как и высказать свое отношение ко всей этой эпопее с переворотом - меня там не было, я свечку не держала
Но после всего, что услышала об этих тайнах мхатовского двора, подумалось "а оно и к лучшему на самом деле, для Женовача". Учитывая то давление, которое на него оказывалось (в том числе Хабенским, который его винил в том, что при нем театр превратился в старую машину (примерно так звучало)), хорошо что он ушел оттуда, а то боюсь повторилась бы старая история с Анатолием Эфросом и актерами театра на Таганке... Посмотрим, что Константин Юрьевич Х. наруководит, удачи ему в любом случае
Не факт, Ир. Если была правда в том якобы инсайдерском слухе, что год назад гулял по сети (повторюсь, это был слух якобы из ближайшего окружения МХТ) мол Женовача уже неофициально списали, и ведется борьба между двумя кандидатами, на чьи партии разделился коллектив - якобы женская половина поддерживала Богомолова, а мужская - Хабенского... Так вот если это вдруг была правда, то может и не вернет - как-никак соперники за "железный трон" (И кстати по иронии судьбы дважды тезки, оба Константины Юрьевичи)Inofenciva wrote: Поди Богомолова снова вернёт.... И иже с ним...
Так что может и не Богомолова (хватит с него и Малой Бронной), а Юрия Бутусова, хотя он и так занят в Театре имени Вахтангова. А может и Виктора Крамера. Или сам начнет больше режиссировать.
/перечитываю что написала и сама себе удивляюсь - я такая сплетница из таких театральных кругов простите, админы, надеюсь все выдержала в рамках
"Мне бы саблю! Да коня!
Да на линию огня!
А дворцовые интрижки -
Энто все не про меня!" (c) Леонид Филатов
Да на линию огня!
А дворцовые интрижки -
Энто все не про меня!" (c) Леонид Филатов
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Site Admin
- Posts: 18427
- Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
- Location: небольшой европейский город
Re: O театре
Даша, а он уже что-то режиссировал? Кроме "Собибора" нет нигде ни одного упоминания о его режиссерских работах.Или сам начнет больше режиссировать
Вообще даже профессиональная театральная общественность в некотором шоке пребывает от сего события - сужу по материалам в сети.
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 8028
- Joined: Thu 03 Nov 2011, 11:31
- Location: г.Харьков, Малороссия
Re: O театре
" ...и уж вспомнить неприлично чем предстал театр МХАТ..."©
эту бы энергию да в творчество , "сеять разумное доброе, вечное"- так уже надоела эта закулисная "мышиная возня".
"Никогда не спорь! Стой на своем и точка." (Б.Шоу)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
"Я есть и имею право думать так, как думаю." (ДС)
"Главное - не врать самому себе и не задерживаться там, где тебя не хотят видеть"(ДС)
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |
-
- Posts: 434
- Joined: Sat 05 Oct 2019, 14:07
- Location: Москва
Re: O театре
Нет, почему, был один спектакль, детский, благотворительный, кажется, "Поколение Маугли" вроде как называлось. Но только этого все равно мало, пусть у него и опыт руководства своим фондом, чтоб возглавить такую махину как МХТvak wrote: Даша, а он уже что-то режиссировал? Кроме "Собибора" нет нигде ни одного упоминания о его режиссерских работах.
Вообще, как сказала моя подруга Настя (вы все ее помните по моим эпопеях о "Звезде Театрала") из актеров выходят так себе худруки (хотя и Табаков руководил, и на Машкова кажется не жалуются...
Я в качестве примера про Евгения Писарева сказала, худрука Пушки (так стали часто театр имени Пушкина называть) - он ведь изначально актер. На что Настя воскликнула "так он сколько ставит как режиссер!". И Алексей Франдетти, кстати, тоже
Link: | |
BBcode: | |
HTML: | |
Hide post links |