А у нас в Петербурге 1 июня играли "Мёртвые души". Спектакль Малой сцены "Современника" в постановке Дмитрия Жамойды. Да, это одна из тех современных "малобюджетных" постановок, где на сцене, положим, один стол, один стул или одна лавка, и их переворачивают как надо в зависимости от сюжета: тут и карета, и постель, и кафедра в присутственном месте, и банный полок... Да, не один раз видели такое. Да, сейчас так принято. Но... Не то чтобы это гениально, ого-го, войдёт в историю театра. Но - люблю, когда живое. Ничего поделать не могу. В историю, может быть, не войдёт, но вот здесь, сейчас происходит энергообмен между сценой и залом. (Я ещё и по тому замечаю, что зрители увлеклись, что в зале перестают кашлять. Ну, если только уж кто совсем простуженный пришёл.

Лёгкий спектакль, молодой. В программке сказано, что идёт аж с 2000 года - а не утратил "студийности", не "залоснился". Лёгкое дыхание - но не легковесность. Весёлое молодое нахальство - но не панибратство по отношению к классику. И - ещё один Чичиков.
Не случайно, ой, не случайно, видимо, то здесь, то там ставят "Мёртвые души". И трактуют по-разному. У Захарова в Ленкоме - сорокалетний человек (Певцов), не напрочь лишённый совести, да к тому же кризис у него "среднего возраста". В "Табакерке" история Павлуши Чичикова (Безруков) начинается с детства и под конец переплетается с сонным царством гончаровской Обломовки - дремлет Россия, а в ней тем временем такие дела творятся... В фильме Лунгина "Дело о мёртвых душах" Чичиков (Хабенский) попросту - бес. А здесь Чичиков (Илья Древнов) - откровенно молодой, птенец желторотый, пожелавший, однако, заявить о себе, доказать, что самый умный, ввязаться в драку за место под солнцем (да не просто за место, а за ЛУЧШЕЕ место!), показать всем этим "кувшинным рылам", кто пришёл!.. Эх, молодой человек! Кого объегорить вздумали? Вот эти-то прожжённые, даром что кувшинные, рыла?! Ведь здесь даже Манилов, вроде бы погружённый в свои мечтания, смотрит мнимо сонным взглядом крокодила: кажется, дремлет, а зазевайся - он тебя и ам!! Про остальных и речи нету. Только Коробочку и обошёл, так ведь она, как говорится, "бабочка крылышками бяк-бяк, бяк-бяк... а головка крохотная, безмозглая...". (Впрочем, в своей абсолютной безмозглости - прелестная и, уж конечно, совсем не старая!) И скушали обитатели N-ской губернии Пал-Иваныча Чичикова. Глупый, глупый Павел Иванович! За что душу-то погубили? Среди чужих мёртвых душ сами мертвецом стали. За что? За "место под солнцем", будь оно неладно? А ведь мёртвым-то быть - страшно...
И не коробит, что канонический текст Гоголя уживается то со знойным аргентинским танго, то с "жестоким" романсом. Пусть! Это не Мастер ставил, но молодой, обаятельный в своём "первооткрывании" мира человек. Может, даже ему кажется, что некоторые вещи - это он открыл. Может, их открыли до него. Но он искренен в своём ощущении: "Эврика!" - "Нашёл!". И вдруг почему-то понимаешь, что Гоголь-то ДЕЙСТВИТЕЛЬНО гениальный писатель. Не потому, что в школе говорили. То есть, ещё раз понимаешь. А кто-то, может быть, впервые? И за это - спасибо.
Да нет, не то чтобы спектакль был такой-сякой потрясающий, на "Золотую Маску" его... Но вот поделиться впечатлением о нём - хочется. А разве это мало?
Вот только дальнейшего развития режиссёра и актёра "Современника" Дмитрия Жамойды мы не увидим: он погиб в декабре прошлого года в автокатастрофе. Страшно, что не стало совсем молодого, тридцатилетнего человека. Невыразимо жаль, что ушёл человек, к тому же, и одарённый...