Йес, наконец-то я таки не заснула и села, чтобы написать это! Итак, как обещала, в тему того, куда и на что надо будет сходить в Москве, если во Дворце на Яузе будет делать нечего (ну кроме Макбета, Мелодии и Ревизора конечно).
А так как советовать надо по тому, что видел.. вот хочу рассказать что я видела на прошлой неделе. Волонтерство на "Звезде Театрала", конечно, прибавило театра в моей нынешней жизни (если есть места в зале, нам после наших акций дают контрамарки, причем на очень приличные места! Не на галерку!), а плюс это наложилось на самостоятельные походы.. в общем на прошлой неделе я была три раза в разных театрах на разных спектаклях, возвращалась последней маршруткой и заслужила мамин осуждающий взгляд "у нас опять театр каждый день?!" И все три постановки, на которых я была, очень заслуживают вашего внимания, леди!
I. Нюрнберг, РАМТ
Этому спектаклю уже шестой год, он кажется даже получал "Звезду театрала" и название за него говорит. Но штука в том, что там не 1945, а уже 1947 год, и идет Нюрнбергский процесс не над основными соратниками Гитлера и главными военными преступниками, а уже над теми, кто носил судейские мантии и занимал кресло министра юстиций Третьего рейха. И все, кажется, по полочкам, они должны безоговорочно сесть на пожизненное, как того требует прокурор, да и как требует ситуация, другого варианта как-то не предвидится. Но неожиданно в зал легко, как ветер, врывается адвокат Рольфе в ярком исполнении Евгения Редько и начинает бойко и уверено защищать подсудимого Эрнста Янга, доказывая, что тот был вынужден выносить решения, которые по сути преступны - ведь он служил своей стране, которой давал священную присягу, он исполнял законы, придуманные не им, он способствовал отмене казни стольких человек, то есть он на своем посту имел мужество спасать хотя бы нескольких, но обреченных.. и судья в исполнении Александра Гришина колеблется, не спешит выносить приговор, да и подсудимый экс-министр в исполнении Ильи Исаева реагирует без всякого энтузиазма на упорство и бурную деятельность адвоката, который намерен во что бы то ни стало защитить его от этого трибунала, возглавляемого американскими судьями, ведь так окончательно растерзают Германию.. не третий Рейх, а именно Германию... тяжелым сомнениям судьи в правильности очевидного решения способствует и общение с загадочной вдовой казненного гитлеровского генерала (Нелли Уварова), которая в минуту сильного волнения выговаривается ему "мой муж командовал армией, мы не хотели, чтобы умирали неповинные женщины и дети, мы не знали, что они погибали в концлагерях! Мой муж не знал!". А решение приходится принимать.. и с каждой минутой все утяжеляется и усложняется, всякий раз вмешивается новое обстоятельство, новая правда, новый поступок, да еще и политика, курс которой так любит неожиданно меняться в противоположную сторону.. в этом спектакле перед ОЧЕНЬ тяжелым выбором стоят ВСЕ, не только судья, но и прокурор, который не может забыть того, что увидел в освобожденном Освенциме, но которому объясняют, какая политическая ситуация настала.. и сам Янг, который в итоге разражается сильной исповедью суду, в которой отвергает все доводы адвоката и яростно объясняет, почему он сам признает себя виновным.. но еще большее впечатление на меня лично произвел монолог адвоката, нервно усмехающегося и рассуждающего вслух: "Вы хотите осудить этих людей, которые выносили преступные приговоры невиновным людям, вы их судите как приспешников Гитлера.. а на кого вы еще возложите ответственность за то, что совершил фашизм по всему миру? На Советский Союз, за пакт Молотова и Риббентропа? Ведь он позволил Гитлеру развязать войну.. хорошо, призовем к ответственности русских! Но почему вы тогда ни слова не говорите о Ватикане? Об американских промышленниках? О Черчилле, который поместил в Таймс речь, где сказал, что если с Англией случится национальная катастрофа, то пусть Бог пошлет ей такого, как Гитлер! Так можно продолжать и дальше.. и что же.. получится, что все человечество виновато? Но вы посадите только их?"..
Спектакль производит настолько сильное впечатление и ставит вопросы так, что вслед за героем Александра Гришина мы сами не можем сказать со стопроцентной уверенностью, заслуживают ли тюрьмы до конца дней судьи и лично Эрнст Янг, должна ли Германия таким образом стать общей жертвой победителей даже после свержения Фашизма, кто и насколько виноват в самой ужасной катастрофе XX века.. а провинились, по строгому суду, выходит, что действительно все, и главы других государств, и судьи со свастиками, и генералы, и простые граждане.. "знали ли мы, что происходит в концлагерях? Конечно знали!" Но ничего не делали. Но вот вопрос что они могли сделать и к чему бы привели их действия, помогли бы они заключенным концлагерей, обреченным на смерть? Спектакль так силен, что мы остаемся опустошены и остается только сидеть в бельэтаже, аплодировать и думать, что ни дай Бог оказаться нам на месте кого-то из героев, а еще насколько история беспощадна и как мы не уверены, как поступим в той или иной ситуации.. вот я с таким чувством ушла. Нельзя быть без принципов, без нравственных идеалов, без чувства справедливости, но никогда не знаешь, как сам поступишь - ты же не знаешь, что будет дальше, как и герои в свое время не знали, во что выльется власть Гитлера, который ведь изначально поднял Германию из грязи и пепла...
В общем, кто его не видел, стоит сходить, чтобы испытать эти сильные чувства и попробовать понять каждого из героев, заметьте ни Гитлера, ни Геббельса, ни Геринга, а людей ниже рангом, что были слабее по власти.. ну а из задач попроще насладиться эмоциональной игрой (в этом спектакле сильны и прекрасны все! Без исключения!) ну и, для поклонников этой пары, с удовольствием созерцать драматический дуэт Александра Гришина и Нелли Уваровой (что не говори, а пара они
во всех смыслах!)
II. Рыцарь пламенеющего пестика, Театр имени Пушкина
В субботу было волонтерство, и вот как суббота легче среды, так этот просмотр был легче во всех смыслах, чем просмотр "Нюрнберга" - так у них и жанры разные, и все разное! Про этот спектакль я вот вам уже не скажу столько, сколько понаписала про Нюрнберг, и даже посоветую не читать аннотации к спектаклю, а просто взять, приехать, купить билет и сходить - это должен быть спектакль-сюрприз, вот совершенный сюрприз - и эффект будет еще сильнее! Итак, это комедия, с сатирой, с пародией, в некоторых местах с юморными перегибами, но кажется каждый из нас как зритель, увидит в этом спектакле себя ну или свои мысли, свои чувства.. и все это совершенно не в морализаторском, ни в психологическом ключе.. а в легкости, в юморе, в задоре, в хулиганстве я бы даже сказала! Да, это хулиганство, заводное и легкое, бесшабашное театральное хулиганство, которое поможет отключить голову и без продыху смеяться от увиденного, НО, в отличие от многих кинокомедий, которыми так эффектно отключаем мы уставшую голову в тяжелые моменты, это не ввергает нас ни в какую тупость, глупость, а просто.. в шалость!
Фотки тоже нет, как и таких пространных рассуждений. Зато есть новость, что буквально вот вчера спектакль получил театральную премию МК, а перед этим кажется аж Хрустальную Турандот. И что-то мне кажется, вот кто выиграет номинацию "Лучшая постановка иностранного режиссера" (да, ставил англичанин! но так по-нашему получилось!).
III. Путешествие с тетушкой, Театр имени Моссовета
А вот про это я, не скрываясь, не стесняясь, уже в голос закричу - НАДО ИДТИ!! Потому что.. потому что Ольга Михайловна Остроумова! Потому что острая криминальная комедия с блестящим юмором и еще большим хулиганским, авантюрным и непредсказуемым настроением! Если бы вы знали В КАКОМ восторге я вышла из зала! Кааак я тащилась от этой совершенно безбашенной и бесстрашной и вечно молодой тетушки, которая втягивает уже пожилого племянника-тюфяка в свои криминальные авантюры и тащит через весь мир за собой на опасности, но навстречу приключениям и лично тетушка к своему полумифическому любимому.. Эта тетушка - совершенная аморалка, но невероятно обаятельная и очаровательнейшая в своей лихости и душевной молодости! И если бы только она! Там и ее друг черный Шекспир (бомба а не исполнение от Валерия Яременко), и вездесущий полковник ЦРУ, и контрабандисты, и полицейские.. нет, это не чисто комедия, естественно драма тут есть и еще какая. Но она ТАК сыграна.. что только остается с замиранием дыхания следить за очередным витком приключений неутомимой и неунывающей преступницы тетушки Августы, вот такой шоковой терапией меняющей понемногу своего тихоню племянника, всю жизнь прожившему тихо и даже слишком..
Леди, вот на что я вас прям призываю сходить и даже предлагаю! Кто соберется в Москву, хоть на новогодние праздники, хоть просто так, давайте встретимся и пойдем на тетушку! Это надо видеть, надо! Надо, чтобы заразиться от Ольги Михайловны искрой, именно от нее, даже не столько от ее героини, потому что ее собственное я прорывается безудержно зрителю уже к концу спектакля и особенно на поклонах! Ну представьте себе она, босиком, в белом платье, с распущенными волосами, несколько раз прямо выбегает на поклон и зовет всех коллег с криком "Дети!! Идите все сюда! Вот они, мои!". Да, Михаил Левитин реально поставил для мамы бенефис, НО, там зажигают все! Просто она - чуть больше! Ведь тетушка Августа Бертран - это она и только она!
Так что, огонь и даже что называется АГОНЬ - как высшая степень эмоционального огня!
А вот такой букетик я Ольге Михайловне и подарила.. как вам, в стиле нашей неподражаемой Марьи Алексеевны из БН?
Ну, не так я этот пост себе рисовала, все как всегда..
но надеюсь, что советы мои пригодятся! И я таки умоляю кто будет в Москве - давайте встретимся и пойдем.. куда-нибудь
"Мне б куда-нибудь в атаку!
Аль на штурм куды-нибудь!"
"Мне б куда-нибудь в театр!
Аль в усадьбу.. чью-нибудь!"