9 человек на сцене. 50 минут непередаваемого счастья и почти непереносимой боли. "Альпийская баллада" Василя Быкова, которую я читала очень давно - в юности. На сцене - Сургутский театр пластики и пантомимы "Гротеск", рожденный два десятилетия назад как любительский студенческий коллектив.
Когда несколько лет назад я случайно нашла в Ютубе запись одного из их спектаклей (смотреть все почему-то не стала, просто пролистала), мне и в голову не пришло, что я увижу этих ребят на тюменской сцене. И это произошло сегодня абсолютно случайно. Я знала, что в Тюмени в эти дни проходит всемирный фестиваль молодежных театров "Театральная революция". Знала, что наш театр - одна из площадок фестиваля. Но за афишей не следила и на спектакли идти не собиралась - и работы многовато, и бытовых проблем хватает. Да и театра теперь в моей жизни очень много (вспомнилось: "Не путать туризм с эмиграцией"). Но не знала, что в Тюмень приехал тот самый "Гротеск". И что он будет показывать свой спектакль в нашем театре, не знала тоже. Я вообще поняла, что это был именно "Гротеск" только, когда приехала вечером домой и стала искать информацию о том, кого же это я сегодня видела.
Половины нашего коллектива в театре не было - длинная рабочая неделя, включающая гастроли (кстати, по иронии судьбы, ребята приехали как-раз из Сургута) и "Ночь искусств" прямо с колес. Сегодня - долгожданный выходной день. На работе - только административно-художественный персонал, закопавшийся по самые уши в своих бумажках. Ну арендует кто-то там сегодня сцену. Ну и что? Обычное дело. Нам-то что.
Самой любопытной оказалась бутафор - она заранее посмотрела афишу и пришла на полуденный спектакль (целенаправленно пришла). И работа наша пошла прахом. От нее коллектив узнал, что на повторный показ, который состоится в 16.00, идти нужно обязательно, чтобы потом не пожалеть об упущенных возможностях. Никаких подробностей рассказано не было (ни как называется спектакль, ни какой театр выступает): "Они танцуют про войну, я пойду опять смотреть". Сомнения меня охватили сразу. Смотреть ничего про войну я настроена не была. Каюсь, эмоционально и душевно затрачиваться не хотелось. Думаю, что такое бывает время от времени с каждым человеком. Решила - посмотрю минут 15 и уйду. В итоге к концу спектакля в горле стоял ком, и я остро сожалела, что этот очень достойный спектакль не видело так много зрителей, потому что посередине рабочего дня никто по театрам не ходит кроме студентов (во время первого показа по словам контролеров в зале было всего 60 зрителей, во время второго - уже около трехсот). Зал аплодировал стоя и долго, даже тогда, когда уже включили полный свет, на поклон артисты выходили раз восемь, много раз им кричали: "Браво!".
Дома я нашла в Ютубе короткий фрагмент старой записи этого спектакля.
https://www.youtube.com/watch?v=ibREzd5z5KQ
Посмотрела. И в очередной раз удостоверилась, что никакая запись (а уж тем более всего лишь маленький кусочек) не может передать то, что чувствуешь, находясь в зале. Если бы я сначала увидела это видео, то на спектакль скорее всего не пошла бы - и аура не та, и движения танцоров отчего-то не "цепляют", почему-то кажутся искусственными, и финал другой и т.д. Но всё равно жалею, что нет в свободном доступе полной видеозаписи - для первого просмотра спектакля она не нужна, а вот для того, чтобы пересматривать потом, очень даже подойдет.
В зале встретила Заслуженного артиста России, дядьку в возрасте, который должен был отдыхать в это время дома. "А Вы почему пришли сегодня в театр?". "Чтобы расти", - говорит.
На работе все-таки пришлось немного задержаться - из-за спектакля не успела доделать все вовремя. Но не жалею. Театральные критики вряд ли назовут эту работу шедевром. Но сделана она отлично, вдумчиво, по-настоящему профессионально и самое для меня главное -
молодыми людьми, которые от той войны гораздо дальше нас - они не только (как и мы) её не видели, но и не застали скорее всего уже в живых её участников. А ведь взялись за эту тему. И у них все получилось.