Диана писал(а):...очень хотелось почитать о твоих впечатлениях. Я чувствую хорошее кино, всей душой всегда чувствую.
Диана, я увидела так:
К ЧЕМУ-ТО ПРЕКРАСНОМУ
или
«Я не такая, он не такой»
(фильм Лизы Лангсет)
Катарина покидает прежнюю жизнь, где, по сути, для неё давно уж нет жизни. В том прежнем – мать, доведенная почти что до безумия (причём самою собою). А ещё парень, с кем банально можно жить, но по свойственности своей для Катарины он вычерпан. И нет виноватых, просто эти двое очень разные. Оттуда, где не живут, а существуют, Катарина бежит. Музыка, что звучит в ней, приводит Катарину в концертный зал. И её, казалось бы, скромная работа становится для девушки всем.
«То, что подлинное, всегда прекрасно» - так говорит ей ОН – дирижер, чьи обаяние и талант для юной Катарины как дверь в новую жизнь. С придыханием сперва, а потом осмелев, она распахивает дверь с пылом, присущим юности. Некогда думать, не о чем сожалеть. Позади нет жизни.
То, что дирижёра (Адама) сыграл Самуэль Фрёлер – фильму большой плюс. Ему тогда было пятьдесят три, а хорошего артиста жизненный опыт вкупе с творческим – украшает. Жаль, что в нашем кино многие актёры этой возрастной категории зачастую лишены полноценных больших ролей. Очень жаль. Ведь пятьдесят – это возраст на самом деле не экранных дедушек, а мужчин в расцвете. Фрёлер хорошо показал, что сексуальность – не только лишь обёртка, а внутренняя свойственность. И здесь, в фильме, эмоционально точная сцена сближения. Не пустая, это очень существенный момент. Звягинцев в одном из интервью сказал, что сама по себе материя предельна, и я согласна с ним. В кино сближение тел и душ если не становится откровением, то неминуемо делается пошлостью. И суть-то не в форме, а в способности состояние передать. Здесь с этим полный порядок.
Из прежней НЕ жизни Катарине твердят, что у неё проблемы с реальностью и вообще, мозги набекрень. А дирижер даёт надежду на другое. Дело ведь не только в опыте, он действует, говорит так, будто готов душевный голод если не утолить, то ослабить.
Не буду обо всех деталях сюжета. Если выразить одной фразой - их связь доходит до логического финала. У Адама всё определено (дом, семья, любимое дело, система ценностей). У девушки же ничего нет, разве что горячее желание жить иначе. Адам ничего не обещал, и он не тот человек, который устроил бы её повседневность. И тут, как и в ситуации с парнем, виноватых тоже нет. В стремлении иначе быть Катарина открывает дверь, за которой будет больно. Дирижер сказал: «Настоящая боль лежит в основе развития человечества», и в чём-то он прав. Как прав по-своему и тогда, когда советует «забыть про философию». Кому-то он может показаться человеком жестоким, но я убеждена, что не всё так просто.
О чём для меня этот фильм. Даже если открылась не та дверь, необходимо беречь в себе человека. И в фильме, кроме этих двоих, главным действующим лицом является Музыка. Она будит, врачует души, которые люди друг другу калечат и бьют. Героиня жива, пока в ней звучит Моцарт. Я люблю такое кино за его неоднозначие, за правду, за эти все тонкие вещи, которые сложно объяснить, но без них нет ни истории, ни замысла, ни состояний. И это всегда радость – когда не только «о чём», но и «как». Второе лично для меня имеет определяющее значение.