Нюша, для меня Леонид Федорович тоже не просто актёр и режиссёр. Это как-то само собой получилось. В детстве я была в Закарпатье, в городе Мукачево, и каждый день, по дороге на городской пляж, мы проходили мимо кинотеатра. Рядом на щитах висели афиши - что идёт сегодня, что будет идти в ближайшее время. И вот почему-то я обратила внимание на странную, как мне показалось, афишу. Там по-украински было написано: "В бiй идут тiльки "старики". Меня это как заворожило. Я всё думала, какие это старики и почему они "идут в бiй"? И почему тогда на афише нарисованы молодой человек и девушка в военной форме? Мне очень захотелось посмотреть это кино, но, судя по числам, оно должно было пойти тогда, когда мы уедем. А в то время "Старики" уже были известны зрителю, но мимо нас они как-то прошли, и родители тоже не знали, что это такое. Каждый раз, проходя мимо кинотеатра, я здоровалась с молодыми "стариками" на афише. Наверное, это было предчувствие. Я всё боялась, что, если это украинский фильм, вдруг он у нас не пойдёт? (Хотя в те годы, слава Богу, такого не могло быть) И вот мы вернулись в Ленинград. Я пошла в школу. И как-то, в середине сентября, я спускаюсь после уроков вниз и вдруг вижу - мама ждёт меня. И говорит: "Пойдём скорее, я взяла билет в кино на "В бой идут одни "старики". А я так привыкла к украинскому названию, что сначала даже не поняла. "На что?" - спрашиваю. "Ну, на этот твой фильм!"Нюша писал(а):У меня к Леониду Фёдоровичу особое чувство - он асоциируется для меня с моим отцом, для которого Быков был самым любимым актёром.
И вот мы пришли в кино, в наш небольшой клуб в "спальном" районе. Я только помню, как погас свет, засветился экран, и - развернулась, выплеснулась, полетела с экрана прямо в зал "Смуглянка", замелькали стоп-кадры молодых прекрасных лиц... И вот это был тот случай, когда "на одном дыхании". Когда ты - там, а не здесь, когда не замечаешь, сидишь ли в мягком кресле или на жёсткой скамейке... (Какие там "мультиплексы"!) Когда тебя что-то приподнимает с земли и властно забирает себе. В общем, всё равно передать не смогу. И очнулась я только, когда на экране появились слова "Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается", а потом напись - "Конец". Ещё помню, что вышла из дверей кинотеатра, как будто по облакам. Не забуду этого чувства. Может быть, именно этого ощущения я невольно ищу в современном кино, и, если не нахожу, то падаю духом?
Действительно непонятно, как это у него получилось?! Мне кажется, что у другого режиссёра тот же сценарий мог превратиться во что-то многозначительно-декларативное. Но Леонид Быков был не только талантливым режиссёром и актёром, но обладал такой мерой искренности, так в полном смысле пропускал всё сквозь сердце, что это не могло не остаться там, на плёнке!
А вот "Вы не оставите меня" и "Наследниц" я, к сожалению, не видела. "Наследниц" как-то не пришлось, всё время были какие-то другие дела, а "Вы не оставите меня" хотелось посмотреть, я слышала, что Лиза Боярская играет там с отцом. Жаль, и в этот раз не удалось. А что она одарённая актриса, я почему-то поняла уже в "Грозовых воротах". Вот та сцена, где высокий армейский "чин" сообщает ей о Доронине: "Он вам - кто?" И она вдруг, сразу, падает как подкошенная. И как-то так это получилось... Как будто она впитала горький опыт всех солдаток. Как будто она это знает... Я ещё подумала, откуда это в ней, в такой благополучной по жизни девочке? Думаю, что Додин взял её на курс не зря, и уж точно не по "высокому родству"...