Да нет, что о добре и зле - это понятно. Но
какие они сейчас, где одно и где другое? Наверное, я не могу объяснить удовлетворительно, но то, что сейчас мы стоим действительно на болотистой почве, я очень ощущаю. Я сама сомневаюсь в бесспорных, казалось бы, авторитетах, и в безусловных, казалось бы, вещах. Ведь не случайно
не получается ничего великого (не у меня,
у людей творческих). Хорошее - иногде ещё получается, настоящие прорывы, открытия - пока нет. А говорить одно и то же, что уже сто раз сказано, тоже на стотысячный раз перестанет восприниматься. Бывает, как в "Перегоне" говорил старый чукча: может, что-то надо тысячу раз повторить, чтобы на тысячу первый по-настоящему поняли. А бывает наоборот. Вот у нас как раз такая ситуация. Ну не случайно сейчас многие фильмы, снятые вроде бы и с добром, не трогают. Посмотришь - а, ну да, всё правильно. И всё. Забыл. Ну вот были всякие телевизионные фильмы, я даже со счёта сбилась: и про семьи, и про детей, и про почтальонов, и про медиков, и про интеллигенцию, и про рабочих,и про военных, даже про священника сериал был. А ни в голове, ни в сердце как-то не остаются. Это не потому, что режиссёры такие бяки и бездарные. Но есть какая-то мистическая связь времени и человека, котрый пытается о времени сказать. Старые фильмы смотреть можно, и очень даже. Но при этом я понимаю, что это
старые фильмы, и что если сейчас снять так же, уже смотреться не будет. Потому что время другое.
А потом, дело не только в том, что людям нужно зарабатывать. Дело в том, что режиссёры
должны снимать, а актёры
должны играть. Это их
дело. Иначе, если все в период безвременья уйдут в другие профессии, эта профессия будет утрачена. Прервётся последняя "связь времён". Они должны работать именно там, где работают. И пытаться что-то сказать, несмотря ни на что. Искать. А дальше уже как судьба.
Ты понимаешь, я ведь не про Стриженова с его фильмами говорю. Не могу судить про "Любовь-морковь", может быть, в ней что-то и есть, я не видела, но судя по "опусу", который мы посмотрели, может быть, это тот случай, когда режиссёром лучше не быть. Бог с ним.
Я говорю о тех, кто занимается творчеством вообще. Если бы было возможно вот так просто уйти в другие отрасли и переждать "безвременье"! Но тогда кто окажется на твоём месте? Ты-то, как честный художник, уйдёшь, и ничего пытаться сделать не будешь, а на твоё место радостно хлынет наглая бездарь. Это как мистер Фёст ушёл, опустив руки, и на его место тут же припёрся нахальный мистер Секонд (помнишь "Человека с бульвара Капуцинов"?).
Я как раз хочу сказать, что художники вообще сейчас в очень трудной ситуации. И преодолевают её каждый по-своему. Может, когда-нибудь что-то и получится.