Сегодня случайно увидела несколько последних сцен из фильма «Транзит» по пьесе Леонида Зорина в постановке Валерия Фокина. Играют Неёлова и Ульянов. Это старый фильм, 1982 года. Я никогда не видела его целиком, несколько лет назад тоже «попала» на несколько эпизодов, и всё. ОЧЕНЬ жаль, что так мало. Но даже по нескольким сценам как много можно увидеть! Московский архитектор приезжает на один день в Томск и встречает женщину. И – любовь. Разрушенная привычная жизнь у неё, и внешне сохранившаяся, но отныне утратившая смысл – у него. А быть вместе?.. Не получится. Почему же, ну, почему?! Да вот так как-то, всё какие-то оковы, вериги. Дела. Жизнь, короче. «Беличье колесо», с которого не хватает мужества соскочить. Всё тот же зоринский мотив неотвратимой разлуки, невозможности счастья, человеческой слабости – силы. «Ты сильный… Ты даже слишком сильный». «Я сейчас поняла, что мне ничего уже не страшно: ни расстояние, ни время… Ну, что нам может сделать время?» «Пустил ты под откос мою жизнь, гость московский. Что делать – значит, судьба». Но надо видеть глаза, которыми она смотрит вслед ему! И то ли вздох, то ли стон… Так не играют. Так даже не всегда живут. КАКИЕ же они оба!..
Я всё никак не пойму: ну, почему я не люблю современные «задушевные», как я их называю, фильмы? Даже не длинные сериалы, нет, а вот эти, полнометражные, или «несколькосерийные». Вроде бы «про жизнь». Но меня почему-то отворачивает от них уже на стадии анонса. Вот как увижу: «успешная-бизнес-леди-имеет-всё-кроме-личной-жизни-и-однажды-под-Новый-Год…», «маленький-мальчик-просит-Деда-Мороза-подарить-ему-папу», «две-сестры-мечтают-выйти-замуж-за-однокурсника-он-женится-на-одной-а-у-другой-рождается-ребёнок», «история-семьи-Ивановых-Петровых-Сидоровых-на-протяжении-трёхсот-лет»… и бла-бла-бла. И семейные саги, и больные лейкемией (Боже упаси!) дети (которые потом, к всеобщему счастью, излечиваются), и всё что угодно. А я смотрю – и ноль эмоций. Даже актёры хорошие играют, а всё равно. Скажу откровенно, я бы и ВГВ вряд ли стала смотреть, если бы не «особые обстоятельства».
Так что же я, ущербный человек, или зверь какой, прости, Господи? Почему меня это не трогает? Ну, хорошо, пусть я ущербная. Но почему же тогда я сто раз могу пересматривать какие-нибудь «Здравствуй и прощай» или «Мачеху»? Ведь и там, и там «про любовь», и про разлуки, и про встречи. Но то люблю, а это – нет. Вот, правда, «Любовь на острие ножа» меня затронула – и не только (уж хотите, верьте, хотите, нет) участием Даниила. Сама история затронула, при всех претензиях, которые к ней, может быть, можно предъявить. Это не «задушевная» история. Это драма. Это серьёзно. Это, по крайней мере, попытка чего-то другого. Хотя сравниться с теми фильмами для меня пока ничто не может. И, когда видишь даже несколько сцен из того кино, просто кожей чувствуешь разницу.