ЦОЙ Виктор Робертович

Поговорим о театре, кино, ТВ и других любимых нами артистах

Moderator: Модераторы

User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: Русская культура

Unread post by Нюша »

У нас в городе "Кино" выступало 10 мая 1990г. и тоже на стадионе. Желающих оказалось больше, чем предполагали и предприимчивые местные организаторы стали распространять билеты и на другой сеанс - на 2 часа раньше договорённого с Айзеншписом. Ну и в итоге, пришедшие, согласно купленным билетам, на 17 часов, прождали начала концерта 2 часа. В итоге, к начал концерта толпа людей была очень огромная. Я, как и Jackdaw наблюдала за действом не в толпе, а со стороны, сидя, и глядя в бинокль. Одета группа была стандартно - в чёрное. Но мне запомнилось, что у музыкантов (у Гурьянова точно, но возможно и у Каспаряна с Титовым) на футболках сзади кислотными светло-зелёными буквами были написаны города и числа выступлений группы на май.
Ну что сказать, то ощущение праздника и единства, которое все испытали на концерте, осталось в памяти до сих пор. Я много всяких рассказов потом слышала о пребывании Цоя в городе, в гостинице, но на сколько они правдивы даже не знаю.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: Русская культура

Unread post by Нюша »

Айви wrote:Вот, девчоночки, не то чтобы перевожу разговор в "другое русло" :-)Я вообще не уверена, что это сюда, а не в "Кино.." Просто днем внезапно мне вспомнился Сергей Бодров и его ужасная гибель. Не знаю почему. Вот есть у нас "Брат" и "Брат -2" и "Сестры" и "Война". И нет у нас Бодрова. Он тоже погиб молодым и не все успел сделать и сказать. Вот как вы думаете, как оказал бы влияние на наш кинематограф и культуру Сергей, если был бы жив? А что вы думаете, о том, что он сделал? (Сама сегодня по этому поводу уже ничего не напишу, спать хочу :sleep: завтра тогда)
У меня какое-то двоякое отношение к Сергею. Он, безусловно, талантливый человек. В реалиях того времени (бандитских разборок, передела собственности) он занял свою нишу в сознании молодёжи. И даже писали, что он как бы продолжил то, что начал Цой - его герой молчалив и одинок. Но ведь Цой ни в своих песнях, ни в фильме никого никогда не убивал. Он вообще не брался за оружие. Все его драки - это не цель жизни, а только самооборона. Не знаю, как бы трансформировался герой Цоя, задержись она на Земле ещё лет 5, когда все те постперестроечные разборки набрали силу, но что-то меня заставляет быть уверенной, что он и тогда бы не взялся бы за оружие.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18443
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: Русская культура

Unread post by Анита »

А я, Айви, Виктора на концерте, "вживую", к сожалению, не видела. Ко мне вообще осознание того, какие песни он пел, пришло после его ухода, хотя "Группа крови" нравилась и раньше. Я понимаю, это выглядит так: конечно, как был человек жив, так тебе было неинтересно, а как умер - ну, тут началось... (см. "Тот самый Мюнхгаузен") Но со мной действительно вот такое озарение случилось за несколько дней - с его гибели до той моей записи в дневнике. Я как-то вечером послушала по нашему местному радио программу памяти Виктора, которую вёл Анатолий Гуницкий, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1% ... 0%B8%D0%B9 "Старый Рокер". Это было поздно вечером, все спали, и я тихо "прислонилась ухом к приёмнику". И тут пошли песни. Больше всего поразила "Легенда". Да всё вообще. Ночь, тишина, никто не мешает, и я слушаю песни... Как-то прямо в душу они мне и попали.
А вот моя подруга видела Виктора просто так, в жизни, на проспекте Ветеранов, на остановке. Я её потом спрашиваю: "Ну и какой он?" А она говорит: "Да обыкновенный такой, симпатичный молодой человек, тихо стоял, ждал автобуса". На него смотрели, он не то чтобы пытался отвернуться, но как-то так спокойно и просто себя вёл, что люди к нему не лезли.

Долго не могу сейчас разговаривать - вот насчёт Сергея Бодрова. Он был очень талантливый человек. Но я принимаю "Брата" - и не принимаю "Брата-2". Хотя это, конечно, не к Сергею, а к режиссёру-постановщику. Если в "Брате" у зрителя невольно застревает в голове вопрос: почему Немец, которого играл Юрий Кузнецов, находясь на самом дне, всё-таки не взял денег, которые ему предложил Данила? Почему любящая женщина, готовая умереть за него, всё-таки с ним не пошла?
А в "Брате-2" (который снят супер-профессионально, с этим не поспоришь) никаких таких вопросов уже нет. А без вопросов - мочи того, кого считаешь неправым, и будешь молодец. Вот это опасный посыл. Именно для ребят, которые смотрят кино, опасный. Так мне кажется. Особенно если они этого героя любят и ему верят.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Айви
Posts: 190
Joined: Sat 31 Jul 2010, 15:40
Location: Столица ВДВ)))))))))

Re: Русская культура

Unread post by Айви »

Ой, девчонки вы столько всего написали и про концерты Цоя и про Бодрова, :obeisance: но у меня нету никакой возможности тоже сказать об этом, настолько я валюсь с ног сегодня. Простите! :oops: Спасибо! :daisy: Может быть завтра :dissent:
Жить на свете много лет - это дело третье,
Головешкой тлеть всю жизнь - дикая тоска.
Но бывает день один больше чем столетье,
Хорошо бы этот день в жизни отыскать
(В. Малежик "Двести лет")

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
namashkar
Posts: 235
Joined: Fri 25 Jun 2010, 22:37

Re: Русская культура

Unread post by namashkar »

Анита wrote:Долго не могу сейчас разговаривать - вот насчёт Сергея Бодрова. Он был очень талантливый человек. Но я принимаю "Брата" - и не принимаю "Брата-2". Хотя это, конечно, не к Сергею, а к режиссёру-
у меня примерно такое же отношение, и по тем же причинам.. а вообще я помню Сергея больше по передаче на 1м канале, мне он всегда казался ни бунтарем, и не философом (хотя, думаю, как в любом другом человеке, в нем присутствовало и то и другое), а человеком действия.

В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть, Одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.
Кто знает, много ль дней тебе прожить осталось? Не трать их попусту, благоразумен будь.
Омар Хайам

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: Русская культура

Unread post by Нюша »

Вот для молодёжи книга Алексея Рыбина "Кино с самого начала", в которой очень осязаемо, с чувством юмора описана жизнь андеграундных музыкантов. И, хотя Цой разочаровался в Алексее спустя какое-то время - ещё недавние друзья разошлись и больше не общались, тем ни менее, Виктор у него в книге таким живым, реальным получился. В сборнике, ссылку на который я выкладывала раньше, только маленькая часть из этой книги опубликована. Много всяких подробностей и о Цое, и о той атмосфере, в которой он жил, пропущена. Для молодёжи это всё наверное очень экзотическим покажется - нелепые требования от милиции по мегафону в толпу молодёжи, облавы и т.п. Но ведь всё это было. А я, читая всё это, всё-таки с теплом вспоминала те времена. Не было тогда того прагматизма с цинизмом, которые сейчас как норма жизни.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Айви
Posts: 190
Joined: Sat 31 Jul 2010, 15:40
Location: Столица ВДВ)))))))))

Re: Русская культура

Unread post by Айви »

Спасибо, девчонки за воспоминания о концертах Цоя. На самом деле здоров было все это читать. Мне кажется о таком явлении как Цой можно говорить бесконечно. Вот мы уже неделю обсуждаем его творчество, жизнь, влияние на русскую культуру. По-моему, это замечательно.
Теперь о Сергее Бодрове.
namashkar wrote:мне он всегда казался ни бунтарем, и не философом (хотя, думаю, как в любом другом человеке, в нем присутствовало и то и другое), а человеком действия.
Точно также казалось и мне. И почему то я его сейчас воспринимаю как "человека войны" Мне кажется именно военная тема занимала первое место в творчестве Сергея, интересовала его больше всего Может быть мне так только кажется. Если сравнивать его с Цоем, то да, Сергей (его герои?) в отличии от Виктора пропагандировал разговор с позиции силы. Но смысл был не в том "Прав тот кто сильнее", а "На силу всегда найдется другая сила". По мне неплохой вариант. "Брат" и "Брат-2" это девиз "Зло должно быть наказано" А как же жить тогда если нет веры в победу добра над злом? Цой не выступал за силовые методы, но и человеком он был другим. Да и время другое.
и я не в коем случае не считаю, что Бодров призывал взять в руки ружье и пойти всех стрелять. Нет, он наверное хотел всего лишь показать, что за себя надо бороться. Цой тоже был за это, по-моему, только на другой лад
Вы тут писали о прямолинейности и однозначности Брата-2. Согласна, в этом фильме вообще много отрицательных моментов, но в целом он неплохой как любой нормально сделанный боевик. Я помню, что незадолго до гибели Сергей стал очень популярен и вот я думаю, стал популярен он или его герой Данила?
И вот интересно, остванься Сергей живым нас ждал бы Брат -10 или нет?
А я еще очень люблю "Сестры" особенно момент когда героиня Акиньшиной покупает младшей сестре на последние деньги пирожок в электричке, потому что ребенка надо кормить, а сама сидит голодная. Вообще этот фильм у Бодрова люблю больше всех, он какой-то пронзительный, лирический и тоскливый, особенно в конце :-(
Свой след Бодров оставил в нашей культуре без сомнения и наверное здорово повлиял бы на наш кинематограф, если бы был жив. Он как то привлекал, увлекал, звал за собой людей, ему верили. Тоже своего рода "последний герой. Вот какие-то такие мысли бродят сейчас в голове.
Жить на свете много лет - это дело третье,
Головешкой тлеть всю жизнь - дикая тоска.
Но бывает день один больше чем столетье,
Хорошо бы этот день в жизни отыскать
(В. Малежик "Двести лет")

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18443
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Анита »

Буквально через несколько минут в "Закрытом показе" начнётся фильм Рашида Нугманова "Игла"-ремикс". Намереваюсь посмотреть...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18443
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Анита »

И посмотрела-таки. :-)

Как говорится, "что сказать?". В искренности создателей фильма я не сомневаюсь ни на секунду, и очень уважаю их за любовь к Виктору Цою, за память, и благодарна им за это. Хотя за это, на самом деле, не благодарят...
О фильме... Все в один голос говорили о наконец-то хорошей "картинке", замечательном изображении, пропущенном через компьютер, и заставившем краски в кадре заиграть по-новому. Наверное, так и есть. Только я, к сожалению, этого не заметила. Просто не обратила внимания на высокое качество изображения, так же как раньше, в первом фильме, не обращала на низкое. Как-то для меня дело было не в этом, хотя смотреть кино в хорошем качестве - это хорошо, кто же спорит.
Для меня в этой новой "Игле" - вернее, ремиксе "Иглы" - странным образом исчезли воздух, объём, пространство. Может, так и было задумано, не знаю. Говорил же Баширов, что хотели показать, что у нашего времени героев нет, изменился взгляд на мир, и т. д. Согласна, только всё это, в принципе, уже было сказано в замечательной песне "Дети минут", фоном прозвучавшей в фильме. Мы о ней, помнится, год назад много говорили - кажется, в теме "Культура". После неё, окончательно "подбившей итог", зачем выпускать ещё целую полнометражную картину? Если, как говорил опять же Александр Баширов, фильм чисто для себя, для друзей, и абсолютно не важно, будут ли его смотреть зрители, то зачем же его выпустили на экран, пусть даже в "Закрытом показе"? Нет, ничего плохого в нём нет. Но мне показалось, что в нём и почти ничего, собственно, нет.
Вставили рисованные и мультяшные кусочки и подсняли эпизодики, ранее оставшиеся за кадром, чтобы объяснить подробно, что именно произошло тогда, в той "Игле". Ну и что? Признаюсь, для меня трогательно прозвучало заочное общение Моро и его маленькой сестрёнки, ведь действительно "мурашки пробегают", когда понимаешь, что этот разговор по телефону - он говорит в телефонной будке, она отвечает дома - это разговор через время, давно ушедшего человека с девочкой, с которой он никогда не жил одновременно на этой Земле, потому что она родилась много лет спустя после его ухода. Но это и всё, что меня как-то задело. Один из старинных поклонников Цоя на "Закрытом показе" радовался, что теперь мы знаем, кто такой Эпштейн, и кому был должен Спартак. Честно говоря, мне и раньше это было не важно. Ну, кто такой Эпштейн? Да бандит, неужели непонятно? Какая разница, чем конкретно он занимался? Какая разница, кому, за что и сколько был должен Спартак, дело ведь не в подробностях. В "Игле" эта недоговорённость создавала какую-то свою неповторимую атмосферу, дыхание, пространство. Было в ней что-то сновидческое, "на грани" - то ли есть, то ли нет, то ли здесь и сейчас, то ли было, то ли будет, то ли вот-вот исчезнет, как кружок от дыхания на стекле. Кому он звонит? Что говорит ему по-казахски старик в домике у моря? Кто тот странный тип, собиравший "дурь", и почему он спросил, узнаёт ли его Моро? А может, не надо было отвечать? И это существование "на грани" и делало тот непричёсанный, нахальный, может, в чём-то дилетантский ( я об этом не сужу) фильм явлением?
Да, я понимаю, "Игла" -ремикс" явлением быть и не может, и никто на это не рассчитывал. А на что - рассчитывал? На дружеский междусобой? Он получился. А дальше? Ну, поклонники узнали, чем занимался Эпштейн, и что произошло за 15 суток до начала этой истории. Но это наши домашние радости. Юную зрительницу Гордон спросил, понравился ли ей фильм, и она ответила, что понравился, потому что "картинка качественная", смотрибельно. Я не собираюсь падать в обморок от того, что новые зрители судят о качестве фильма по качеству картинки. Значит, теперь так будет, и это надо принять как данность. Но зачем тогда возвращаться Цою (а по мысли авторов картины он вернулся)? Для одних он, собственно, и не уходил, а другим и без него неплохо...

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Natasha Suvorina »

Анита, спасибо тебе за размышления и впечатления. Вот честное слово, сомневаюсь я, что нужность давно снятого фильма для последующих поколений можно достичь "качественной картинкой". Для нашего поколения Цой был кумир, и,наверное, мы смотрели не столько историю Моро,сколько Цоя -романтического героя русского рока- в предлагаемых обстоятельствах. Все равно это был Цой, только без гитары. А у сегодняшних маленьких - другие кумиры, не связанные с переломом сознания в общественной жизни.Для них,наверное,это просто кино про парня,который хотел избавить от наркозависимости свою девушку. Не более. Тут на картинку и смотрят, потому как качество одного "зрелищного продукта" сравнивают с другими "продуктами" ,как на прилавке йогурты - у кого этикетка красивее.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Нюша »

Дааа. Родная для меня тема. :-)
Девочки, формат программы Гордона не дал возможности Нугманову высказаться в полной мере. Там только вскользь было упомянуто, что будь воля самого Рашида, то ограничилось бы всё только реставрацией "Иглы" - чистка от зёрен, придание сочности красок и формат записи исправить - чтобы была возможность смотреть фильм на широком экране. Но инвесторы захотели, чтобы фильм вышел вновь на большом экране и в обновлённом виде. Так пришла идея сделать фильм в той форме, в которой бы был интереснее его смотреть молодёжи. Гордон не дал Мишенину договорить о том, что несмотря на то, что мы не хотим замечать прихода нового вида киноискусства, оно существует и быстрыми темпами развивается. Как бы мы к комиксам не относились, новое поколение воспринимает лучше именно эту эстетику компьютерных героев. Кто видел фильм с Аль Пачино "Симона", там в какой-то мере об этой революции киноиндурстрии говорится.
Вы загляните на Ютуб. Там же молодёжь клипы делает по японским мультикам. 8-/
В общем, Рашид Нугманов сразу двух зайцев убил - реставрировал прежнюю "Иглу" и выпустил для молодёжи новую. Кого из молодёжи зацепит личность самого Цоя, тот обязательно посмотрит и классическую "Иглу".
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18443
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Анита »

Нюш, так я не сомневаюсь, что всё это для молодёжи. Если кто-то заинтересуется творчеством Цоя (а не только "сглотнёт" качественную картинку), посмотрев новый фильм - слава Богу. Мне трудно об этом судить, я только выразила свои личные ощущения.
Мне в своё время оказался "не ко двору" обновлённый "Шерлок Холмс" Масленникова, которого порезали, перемонтировали серии по 52 минуты и подсняли эпизоды про самого Конан-Дойла. Это было сделано, кажется, для Запада. Не знаю, понравилось ли Западу, а мне вполне достаточно оказалось просто хорошо отреставрированного, без "зёрен", с чистыми красками, старого доброго Шерлока.
Грешна, признаюсь, не люблю я комиксы, будь они трижды новым искусстовом - кстати, не такое уж оно новое, комиксы были популярны в Европе ещё до войны. Сын Марины Цветаевой "фанател", как мы бы сказали, по комиксным героям Зигу и Пюсу, и даже словечко придумал - "зигэпюсно", круто, значит. И что же? Посмотрела я в Яндексе - оные Зиг и Пюс, оказывается, до сих пор на коне, и полнометражные мультики про них снимают. Но мультики - это другое дело. Это жанр для всех. И девяностолетняяя прабабушка может взахлёб смотреть какого-нибудь Чебурашку рядом с правнуком.
А статичные картинки, одна за другой - по моему, чисто по моему ощущению -это "для маленьких" (я сама листала детские комиксы в "Науке и жизни" и в "Весёлых Картинках"). И когда взрослые люди всерьёз читают комиксы - мне кажется, это довольно инфантильно. Я знаю, что сейчас повально увлекаются аниме. Вот и Яна выкладывала короткий мультфильм, посвящённый её родному городу, в теме "Наши любимые города и места". Дивно красивый фильм, сделанный с любовью - для меня минусом было лишь то, что двое его героев, молодой человек и девушка, нарисованы опять-таки в стиле аниме, с детскими личиками и глазами на пол-лица. Для кукол это нормально. Для специфически детских мультиков тоже. Но когда люди начинают думать, что аниме все жанры по плечу... Не знаю. Нет, ему по плечу многое, я даже видела совершенно серьёзный аниме-фильм про бомбёжку Хиросимы. Но, положим, Мастера и Маргариту, или Наташу Ростову, или Раскольникова я почему-то видеть в таком образе не хочу. И в комиксах тоже...
Может быть, я глубоко ошибаюсь, но в повальном и чрезмерном увлечении всем, что связано с аниме и мангой, я чувствую что-то очень инфантильное. Ну не могу я больше слышать "ня" по каждому поводу - а уже от многих слышу. Это от японского "ня-я" - "мяу". "Няшка такой!", "Я вчера такую няку купила!" (о какой-нибудь хорошенькой вещице). "Ня-я-я..." (просительно) "Ня!" (утвердительно или протестующе, смотря по интонации). "Ня!!" (отрицательно). "Ня?" (вопросительно, типа "да? Ты согласен?")
Вроде "ку" в фильме Данелии. Дожили. И ещё "кавайно" - мило, значит. "Кавайка моя!", "кавайный такой няшечка", "каваюсь"... Ну, пошутили, и, как говорится, будет. Так нет, эти "кавайные няшки" уже врезались не только в детский и молодёжный лексикон. И странно как-то, когда вполне взрослые люди мяукают по-кошачьи...
В общем, завязываю брюзжать, может, это новое искусство откроет для нас неведомые прекрасные горизонты. И я говорю совершенно серьёзно. "Нам не дано предугадать..." Может, когда-нибудь перестанут мяукать, а создадут что-нибудь новое и прекрасное.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Нюша »

Это понятно, что всем нам не близка эта эстетика комиксов. Ну что ж, застряли мы в "папином кино". Как там в показе говорилось, что время пришло, когда мельчает всё. Но мне и мысль Бутусова пришлась по душе о том, что всё в итоге измельчится до муки, но и из этой муки в итоге будет сделан замес...
Но я уверена, что и Ремикс не просто так возник и найдёт неожиданное развитие. Будущее это покажет. Просто, всё что связано с Цоем, оно, как правило, не кратковременно. Есть у него и такая загадка. :unknowing:
Вот даже корейская группа вопрошает, почему до сих пор актуальна песня Виктора?

"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Елена
Мoderator
Posts: 11574
Joined: Thu 31 May 2007, 07:04
Location: Россия, Сибирь

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Елена »

Девочки, я по поводу Цоя абсолютно, как говорят, не в теме. Но вот сейчас наткнулась случайно на такой заголовок и просто поразилась, как он перекликается с тем, о чём вы пишете. Не знаю, будет ли вам интересно, но на всякий случай дам ссылку: "Артемий Троицкий: Сегодня Цой занялся бы комиксами" http://www.vmdaily.ru/article/123049.html

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Natasha Suvorina »

Персона: Виктор Цой

На фоне невыразительного августовского репертуара трудно не обратить внимания на два телевизионных артефакта. Один - "Закрытый показ", на коем обсуждался фильм Рашида Нугманова "Игла. Remix" (Первый). Другой - тоже в каком-то смысле remix: "Исторический процесс" ("Россия 1").

Виктор Цой. Remix

Спустя год ТВ решило вспомнить о 20-летии со дня гибели Виктора Цоя. Отчего так вышло, трудно сказать. Может, это дело случая, что на "России" прошел документальный фильм "Виктор Цой. Легенда о последнем герое", а на Первом "последнего героя" попомнили в "Закрытом показе" в связи с фильмом "Игла. Remix", снятом и прокатанном для неглубокого зрителя, между прочим, год назад?..

А может, просто вновь пришло время этого парня - человека в черном с угрюмой отчужденностью и требовательной романтикой? К тому же романтикой, востребованной новым поколением детей?

"Глубокий и широкий" телеведущий Александр Гордон вроде бы и задался этими вопросами в своем глубоком и широком ток-шоу, но ответа не получил. Обсуждение шло по касательной к явлению по имени "Цой".

Обрывочные суждения участников о первой и о второй версиях "Иглы" перемежались с воспоминаниями о том, каким он, Виктор Цой, ушедший из жизни в 28 лет, парнем был в жизни (тусовщиком, по версии Артемия Троицкого), перебивались соображениями о характере его музыки, о контекстах того и этого времени...

Что-то глубокомысленное говорил широкий и глубокий киноартист Александр Баширов про онтологию поэтического вибрирования.

Про свою больную мозоль ("тоска по империи"), хотя на нее никто не наступил, говорил писатель среднего возраста Михаил Елизаров. Он говорил о разрушенной империи, о поруганных имперских чувствах. Он сознался, что сам, будучи из тех, кого называют "понаехавшими", "дико не любит понаехавших" и не воспринимает людей, "выглядящих не совсем в контексте славянского мира".

Это так русский писатель аккуратно и косноязычно выразил ксенофобские эмоции, идущие от сердца. Говорит, как чувствует. Тогда казахские лица, мелькавшие в кадре, были славянскими в имперском контексте. Теперь... они - чужие. А хочется единения, которого нет и быть не может. Писатель Елизаров душевно изнемог не только потому, что империя кончилась, но и потому, что оборвалась традиция советского героизма. Виной тому российский капитализм.
Двадцать лет остались за поворотом, и дети тех детей, что требовали перемен, опять ничего не понимают

Гордон подхватывает мысль: значит ли это, что Цой был последним героем?

Тут же кто-то встревает: "Предпоследним". Последним оказался Данила Багров. И следом разговор перескакивает на особенности такого жанрового образования, как remix. Хорош он или плох? Нужен он или ни к чему? Это уж совсем был пустой спор.

Разве что только киновед Александр Шпагин зацепил нерв коллизии, связанной с явлением народу Виктора Цоя в конце 80-х годов прошлого века. Мысль о том, что Цой был одним из первых, кто в своей рок-кочегарке кожей учуял народившийся ветер перемен, кто первым вдохновился им и поплыл по течению тотальной свободы, так и осталась в шоу брошенной, а затем и заболтанной.

Между тем цоевская романтика абсурда: "Три чукотских мудреца

Твердят, твердят мне без конца: "Металл не принесет плода,

Игра не стоит свеч, а результат - труда", Но я Сажаю алюминиевые огурцы, а-а На брезентовом поле", предвещала бунт. По крайней мере, на молодежном уровне. А финал "Ассы" с ритмизированной кричалкой: "Мы ждем перемен" и "Перемен требуют наши сердца", являл эту накопившуюся энергию в потенциальном действии.

К слову, можно и согласиться с недоумевавшими по поводу "remix": зачем и кому сегодня Цой? Бард стал после обрыва жизни легендой. И пусть дальше живет в легенде. И я бы согласился с такой установкой. Да вот, посмотрев на Выборгском кинофестивале картину "Бездельники", в которой звучат ранние песни Цоя (хотя время ее действия - наши дни, хотя ее герои - сверстники сегодняшних молодых героев), передумал.

Вот из этой картины понятно, отчего сегодня Цой отнюдь не объект ностальгии, но субъект, заново и столь же остро чувствующий тупики абсурда нашего времени. Снова пора сажать "алюминиевые огурцы на брезентовом поле". Просто тот Цой пришел дать волю нашим инстинктам в пору единения людских масс. Этот Цой живет и сострадает нам на фоне их разобщения. И оттого теперь, как никогда, актуальны именно его ранние песни о бездельниках. "Нет меня дома целыми днями: Занят бездельем, играю словами Каждое утро снова жизнь свою начинаю И ни черта ни в чем не понимаю". Двадцать лет остались за поворотом, и дети тех детей, что требовали перемен, опять ничего не понимают. Может, им что-то объяснят Николай Сванидзе и Сергей Кургинян в проекте "Исторический процесс".

Сванидзе и Кургинян. Remix

"Исторический процесс", стартовавший на минувшей неделе на канале "Россия" и нов, и вместе с тем недостаточно хорошо забыт. Я имею в виду его первую версию "Суд времени", что шла на Пятом канале еще осенью этого года.

Не стану пока спешить с оценкой этого remix. Пока скажу лишь о направленности и надобности этого шоу. Опыт показал, что история страны - это едва ли не самая востребованная тема широким, но, увы, неглубоким телезрителем. Так мне кажется.

Еще мне кажется, что история - это поле битвы заинтересованных политических сил. Особенно в ситуации предвыборной страды. Только, основываясь на этих двух факторах, можно сделать догадку, что проекту "Исторический процесс" будет обеспечен довольно устойчивый зрительский успех.

Есть еще третий фактор; это процессуальные противники - Николай Сванидзе и Сергей Кургинян. Они получили определенный опыт в проекте "Суд времени" и наверняка преумножат его в новой версии проекта.

Уже "первый блин" подтвердил ожидание того, как станет развертываться дискуссия, независимо от обсуждаемого предмета. В этот раз речь шла о беззаконии в сталинские времена и о "деле Магнитского".

Схема такая: Кургинян готов признать преступления Сталина и не может их не оправдать. Сванидзе не готов их оправдать ни с моральной, ни с исторической точек зрения. Дальше - аргументы.

У Кургиняна главный резон - страна с ракетами и атомными бомбами.

У Сванидзе - миллионы человеческих жизней, перемолотых в репрессиях.

У Кургиняна: а в других странах бывали тоже репрессии и случалось такое же беззаконие.

Тропинки грядущих споров протоптаны, и, возможно, весь наш интерес будет фокусироваться не на публицистических декларациях, а на конкретных документах. Но и они, думаю, не станут истинами в последней дистанции. Ну хотя бы потому, что в телевизоре невозможно убедиться в их достоверности. И тогда опять на первый план выступают харизмы оппонентов и их риторические дарования.

С самого начала надо понять, в чем своеобразие этого противостояния. Оно не между истиной и ложью в первую очередь. Оно - между Мифом и Историей. Это подоплека. А на поверхности будут биться идеологические концепции и политические интересы.

Юрий Богомолов
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5555 (179)
16.08.2011


http://www.rg.ru/2011/08/16/tv.html

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links