ЦОЙ Виктор Робертович

Поговорим о театре, кино, ТВ и других любимых нами артистах

Moderator: Модераторы

User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18442
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Анита »

Ну, что же, если комиксы будет делать Цой (вернее, вдохновлять других на их создание) - то, наверное, хорошо получится. :-)
И дай бог им создать что-нибудь равное "папиному кино" - не по образу мысли, ни в коем случае, не по тематике, не по мироощущению, у них будет всё другое - по степени явления. Не знаю, как объяснить лучше.
А вообще-то настораживает, что вот "строили-строили"... вернее, ломали-ломали... и опять никто "ни черта ни в чём не понимает"! Такое ощущение, что 20 лет потрачены зря. Вот что обидно. Но это уже разговор за рамками кино.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Нюша »

Елена, Наташа, спасибо за статьи. :rose:
Вторая гражданская жена Цоя, Наталья Разлогова, покинула страну, она вышла замуж и уехала в Америку. Из его близких друзей остался, пожалуй, лишь один – известный музыкальный критик Артемий Троицкий.
Из статьи в статью, из передачи в передачу одни и те же не проверенные данные и "рассказы друзей".
Наташа Рзлогова живёт много лет не за границей, а в Москве и как говорится, "широко известна в узких кругах" как независимый журналист, медиаидеолог, публицист, колумнист... Другое дело, что она никогда не даёт интервью о Викторе:
...в формат "Женских историй" (где, когда познакомились и т.д.) я не вписываюсь. У меня нет женской истории.
Дело тут не в частной жизни, и тема эта не так проста, как кажется. По уму, публичный человек не имеет права на частную жизнь, равно как и все его окружение, просто в рамках нашей этики этот пункт конфликтен и неразрешим, что, впрочем, является темой отдельной и долгой беседы.
Уже 21 год во всевозможных документальных фильмах, в книгах-воспоминаниях о Викторе в качестве близких друзей фигурируют люди, которые на самом деле таковыми не являлись. Как в песне Майка Науменко:
...И потом они говорят о тебе:
"Он мой лучший друг, я с ним пил",
А ты не помнишь имена этих "лучших друзей" -
Они ушли, и ты их забыл
В итоге вот этими "друзьями" (А Троицкий в определённой мере, из этой же категории) создалась целая легенда, ничего общего с действительностью не имевшая. :-(
Публично вспоминают о нём те люди, которых он в своей песне назвал "Дети минут". Это те люди, которые в последние 3 года жизни Цоя считали для себя хорошим тоном презрительно о нём отзываться - обвинять в звёздности и коммерциализации.
А те, кто действительно были ему близки, хранят молчание. Но не потому, что им нечего сказать. По этическим соображениям. Слишком неприятна была бы правда для многих нынешних мемуаристов Цоя. Некоторые из них уже ушли в мир иной и если сорвать с них маски, будет эффект намного сильнее того эффекта, который произвёл не так давно Марк Рудинштейн своими воспоминаниями "Убить звезду". Не случайно именно Наташа интервьюировала Рудинштейна после издания его нашумевшей книги. Для неё это очень животрепещущий вопрос. Потому что, заговори она, получится казус ещё покруче:

Code: Select all

http://www.newlookmedia.ru/?p=7265
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
namashkar
Posts: 235
Joined: Fri 25 Jun 2010, 22:37

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by namashkar »

Нюша, спасибо большое за ссылку

В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть, Одна лишь мысль о нем стесняет мукой грудь.
Кто знает, много ль дней тебе прожить осталось? Не трать их попусту, благоразумен будь.
Омар Хайам

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Jackdaw
Posts: 6940
Joined: Thu 06 Nov 2008, 13:33

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Jackdaw »

Спасибо за интересный материал! :obeisance:

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Нюша »

На самом деле, интересный материал был бы, если бы настоящие друзья Цоя написали свои воспоминания. Не то, в штанах какого цвета он ходил, а что его по-настоящему волновало, о чём и как он думал. Потому что, если судить по высказываниям Наташи, Виктор был не только талантливым человеком, но и интересной, глубокой личностью. А "друзья", которые вспоминают о нём публично, ничего подобного сказать не могут. Потому что для них он был закрытым, наблюдающим со стороны молчуном. Как личность они его оценить не могли и творчество его любят только раннее - питерского периода. Песни зрелого периода Цоя ими воспринимается не как его философия, а как зарисовки из боевиков, конъюнктура, попса. И, дескать изнуряющие гастроли по принуждению Айзеншписа вымотали Цоя. Всё, что было в московский период - это де не творчество, а чёс. Из чего напрашивается вывод, что к гибели он сам себя загнал.
Ну, естественно, когда такое вещают из года в год в СМИ, создаётся общественное мнение и поклонники на форумах так же мыслят. Они начинают сравнивать видеоматериалы с ленинградских рок-фестивалей и концертов последнего периода. Не в пользу последнего, естественно – на рок-фестивале он весёлый, танцует, а в поздний период видится уставшим.
И в словах песни:
"...Про то, что телефон звонил, хотел, чтобы я встал,
оделся и пошел, а точнее побежал,
но только я его послал..."
искался тайный смысл, что Виктор хотел расторгнуть отношения с Айзеншписом, чуть ли не втянувшим его в уголовный мир…
Hidden text:
Вот, что на всё это отвечала Наташа в одном из форумов:
В творчестве не может быть четких соответсвий, и не надо пытаться рассматривать творческий акт как реакцию на конкретные события. Это все же астральный процесс. Помянутая Вами песня никакого отношения к Айзеншпису не имела. Вы совершенно неправильно предстваляете себе Цоя: на него нельзя было надавить. Просто его восточная сдержанность, терпение в общении с людьми и полное самообладание порой неправильно интерпретировались.
… но хоть вы-то все должны понимать, что никаких бандитов не было в помине, что Юрик Айзеншпис был при Кино администратором, никакого влияния ни на кого не имел. Ему дали шанс, взяв его директором, и он им правильно воспользовался – сделал себе имя за счет Кино. За что был безмерно благодарен Цою и всячески старался ему угодить…
..."бандиты" в нашем понимании тоже появились позже. Равно как и деньги. Тот же самый Айзеншпис жил с мамой в маленькой квартирке на Речном вокзале и рассекал на юзанной девятке, чем безумно гордился... Конечно во все времена богема соседствовала с уголовным миром, только выглядело это совсем не так, как сейчас – уровень культуры был неизмеримо выше, и пацаны в спортивных костюмах пейзаж не портили.
И на любую точку зрения каждый имеет право. Только из этого, увы, плавно вытекает право на ложь…
... Вы явно не имеете представления об образе жизни и графике работы профессиональных музыкантов. Денис Мацуев, Николай Петров или Спиваков "чешут" так, как группе Кино и не снилось! У киношников ни в какие периоды жизни не было графика даже отдаленно приближающегося к уровню занятости классических музыкантов!
К тому же, по Вашей логике, выступление раз в год на капустнике автоматом ближе к искусству, чем ежедневный выход артиста на сцену.
Должна Вас огорчить: искусство – это в первую очередь труд. А нагрузки музыканта мало чем отличаются от спортивных или балетных. Искусства "на халяву" не бывает там, где публика отличает балаган от штучной работы. Именно поэтому никто из наших рокеров даже близко не смог подойти к западному шоубизу (за вычетом Градского – он настоящий профессионал и гениальный композитор). Помню как однажды Крис Кельми, на замечание своего товарища о том, что профессия музыканта конвертируется в любой стране, грустно ответил, что самый высокий уровень нашей рок тусовки не выдержит в западном мире конкуренции даже в подземном переходе...
Так что последние концерты Кино были круче ранних в десятки раз. По уровню исполнения, по композиции, по драйву и по отдаче аудитории. Хотя по-настоящему, как это делается в профессиональной музыкальной среде, они не работали вообще никогда. Да и не смогли бы...
Ваш взгляд на вещи мне категорически не нравится и тем, что отображает наше национальное неуважение к труду вообще, к профессионализму в частности, ну и конечно выдает полное отсутствие представления о том, какой ценой "делается" искусство в этом мире.
Вы мыслите штампами и судите о том, что не видели. Это неправильно. И напоминает мне анекдот моего детства: "Хреново поет твой Паваротти..." "Ты был на его концерте???!!!!", "Нет, мне сосед напел...".
Нельзя по плохой VHS записи судить об атмосфере в зале.
…могу сказать, что "проблемы", "усталось", "переутомление" Цоя Вы придумали, потому что на старте спутали художественный образ, проступающий в песнях, с реальным человеком их написавшим. А сбили всех вас с толку не только сами тексты, в которых много мистики и экзистенциальной тоски, но и показания "уборщиц". И что с этим делать я не знаю. Впрочем, может все и к лучшему, ведь правда никому не нужна – она не дает простора фантазии.
Термин "показания уборщиц" появился спонтанно в дискуссии о том, почему в своей статье "Истёкший срок рока"
Наташа причислила Жоэля Бастенера к ближнему кругу Цоя, мол по такому критерию близким можно назвать даже уборщицу, которая мыла пол, где писался тот или иной альбом...
Вы не правы, сравнивая человека высокой внутренней культуры и случайного свидетеля событий. С одной стороны у нас иностранец, который сумел понять, оценить и полюбить то, что не было ему адресовано, а с другой – "уборщица", которая моет пол и думает о своем.
Это смешение и лежит в основе мемуарного искажения истории – высказываются в основном "уборщицы", с которыми никто о жизни не разговаривал и мыслями не делился, но которые по случайности оказывались рядом, о чем впоследствии всю жизнь и вспоминали.
Итак "ближний круг" – это люди, с которыми Цой охотно проводил время, те, с кем ему было интересно общаться. Таких за последние три с половиной года его жизни и десятка не наберется, но Жоэль – один из них. Это умный, ироничный человек, который оценил Цоя не только как поэта, но и как личность, масштабную и вневременную, одним словом увидел то, что "уборщица", при всем своем желании за целую жизнь не заметит...
и ещё про "уборщиц":
... Компания, в которую человек попадает после смерти и которую не может покинуть по своей воле. У каждого есть риск оказаться впоследствии среди "уборщиц", а не близких людей или поклонников таланта.
Контекст и при жизни важен – "с кем был, куда меня закинула судьба!", "Скажи мне кто твой друг", ну и так далее. Вот за чем надо следить и быть осторожным...
...люди редко бывают готовы признать, что стали просто неинтересны, скучны, что перестали быть близки и приятны, что развиваются в другом направлении, и, когда с ними перестают общаться, склонны интерпретировать это как звездную болезнь, манию величия, имевшую место корысть и тд, ибо моделируют мир по себе. Завистливые во всем видят зависть, меркантильные – деньги, корыстные – интерес и так далее, а потому и задним числом приписывают другим лишь те мотивации, которые способны понять.
Мне всегда было интересно узнать о Цое именно из уст Наташи - дочери дипломата, выросшей и воспитанной в атмосфере противоположной атмосфере той, в которой рос Виктор. Всегда подспудно были мысли, что такая девушка и не взглянула бы в сторону того закомплексованного молодого человека, которого описывают в своих воспоминаниях "уборщицы". Тем более, познакомились Наташа и Виктор в тот период, когда Цой не был ещё так широко известен и на тот момент работал кочегаром. Вот эта фотография сделана в период съёмок Ассы, где Наташа работала ассистентом режиссёра:

Image

За три с половиной года их знакомства чувства друг к другу не уменьшились, Наташа по возможности не расставалась с Виктором, очень часто ездила с ним на гастроли, они собирались вот-вот пожениться... Всё это давало повод думать, что Цой не был заурядным человеком. По воспоминаниям того же Кирилла Разлогова - брата Наташи, известного кинокритика, Виктор был очень хорошим собеседником, поскольку был разносторонним человеком и на любую тему ему было, что сказать. Мне, разумеется, было очень интересно узнать подробнее о таком, до этого не известном мне Цое. В Наталье по ответам на форуме, по её статьям угадывается незаурядный ум, эрудиция, собственная зачастую, отличная от мнения большинства, точка зрения на многие вещи. Чувствовалось, что она тот человек, который в состоянии рассказать о Цое больше, чем до сих пор о нём сказано. Но в тех дискуссиях очень мало она говорила о Викторе. В основном речь шла о штампах, которые навязываются много лет одними и теми же "друзьями"...

...Цой же вообще не знал слова компромисс. Он был очень цельным человеком и никакие радужные перспективы не могли его заставить хоть на шаг отступить от того, что он считал правильным. При любых профессиональных контактах, он ставил условия или отказывался от сотрудничества. Так было и во Франции, так было бы и в Японии. Его нельзя было "соблазнить" ничем. Думаю именно эта его черта очень раздражала окружение.
Но, как говорится, кто ищет, тот всегда найдёт. В одной из передач своего брата она поделилась некоторыми мыслями о Викторе:
Hidden text:
...вот теперь, когда прошло много лет и все, кто мог, написали уже свои воспоминания, поделились своими впечатлениями, и все эти впечатления сводятся к одному, что Цой точно также ел и пил, как все остальные, у него была такая же жизнь, как у всех, и, в общем, он был нормальный простой советский парень... А это было совершенно неверно, потому что как говорил Лев Гумилёв, существует такое понятие, как «обирация близости». Что когда явление слишком близко, человек не в состоянии его оценить. То есть, в основном люди, которые близко общались с Цоем, они даже не могли понять вот этот масштаб его фигуры.
Он обладал колоссальным интеллектом, он всё схватывал на лету. Он очень много знал, хотя не имел никакого высшего образования... Родом был из семьи простой, которая ничего не могла ему дать. Поэтому он отличался такими незаурядными способностями, которые вызывали у представителей творческих профессий желание показать его в полном объёме.
Сергей Соловьёв был первым человеком, который уловил то, что в фигуре Цоя было на самом деле главным. Что Цой как личность, по масштабам личности значительно превосходил всё то, что он делал. Как бы взаимоотношение творца и творчества могут быть разными. Вот сам творец может быть гораздо меньше того, что он делает, мельче. Это феномен, который описал в своём фильме Амадей Форман. Может быть ровно наоборот, когда творчество меркнет, когда ты видишь человека таким, какой он есть. Когда масштаб личности на самом деле полностью затеняет это творчество. Вот это то, что произошло с фигурой Цоя, когда Цоя увидели в натуральную величину. И первым его показал как раз Соловьёв. До того музыка Цоя была широко известна в узких кругах. И зрительно его фактически никто не мог себе представить. Все слушали кассеты, но тогда не было ещё ни телевидения, ни концертов, ни промоушена, вообще ничего. А Соловьёв вот он уловил в Цое вот этот персонаж и понял, что показывать надо весь продукт целиком, что фонограммы не достаточно. Надо показать Цоя таким, какой он есть, потому что именно он является носителем того, что можно назвать словом мессидж. Вот не непосредственно его песни – текст и музыка, а то, каков он есть. И в быту это выражалось в том, что где бы Цой не появлялся, он немедленно привлекал к себе внимание, хотя держался он очень скромно. Он не отличался экстравагантной манерой поведения. Говорил он мало и никак внимание вроде как к себе поведением не привлекал. И тем ни менее, где бы он не появился, внимание моментально на нём фиксировалось. Это можно было наблюдать как в России, так и за Рубежом. Даже в толпе люди сразу его выхватывали, обращали на него внимание. Поэтому впоследствии Рашид Нугманов тоже как профессионал решил построить всю свою картину «Игла» как бы на персонаже Цоя. Вот характер главного героя он списывал с него потому что ему в Цое казалось особенным то, что он как бы человек из ни от куда. Вот он не является продуктом своей среды, он не является сыном своих родителей, он не дитя своего времени. Он как бы человек из будущего. Очень цельный, очень яркий, который прислушиваясь к окружающим, никогда ни на кого не ориентировался, который точно знал, что правильно, что не правильно и что хорошо, а что плохо.
Last edited by Нюша on Mon 17 Aug 2015, 01:23, edited 2 times in total.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Natasha Suvorina
Posts: 3713
Joined: Tue 24 May 2005, 11:15
Location: Yaroslavl

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Natasha Suvorina »

Нюша, огромное тебе спасибо за такой великолепный рассказ. Я впервые встречаюсь с воспоминаниями Наташи. Я глубже узнала Цоя. Спасибо! :daisy:

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18442
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Анита »

Спасибо, Нюша! :rose:
Я очень уважаю Наталью Разлогову за то, что она не даёт интервью.
Имеет ли право публичный человек на частню жизнь - вопрос открытый, и вряд ли люди когда-нибудь придут к соглашению. Я только думаю, что откровенность откровенности рознь, и если, скажем, книгу Татьяны Егоровой я принимаю, то книгу того же Рудинштейна нет. Не потому, что он сказал там что-то "такое", чем бы мог здорово меня удивить, а просто посыл у этих двух "откровений" разный. Вот разный, я это чувствую. В одном случае - всё же любовь, пусть наполовину (со стороны Миронова) додуманная рассказчицей, но там в глубине пульсирует живая боль. В другом... ощущение "а дай расскажу, вот вы попляшете!" - может, от обиды, что масштабом личности всё равно с этими людьми не совпадаешь, сколько про них ни пиши... Я не вижу ничего кощунственного в воспоминаниях Мариенгофа о Есенине. В них Есенин - живой. Так же, как Миронов у Егоровой, и Высоцкий у Марины Влади. А есть просто "нате, хавайте про ваших любимчиков. Что, вкусно? Нате вам ещё!" При этом тот, о ком пишут, что бы он ни натворил, вызывает у меня значительно большую приязнь, чем тот, кто пишет.
Я уважаю Наталью Разлогову. И одновременно жалею, что не она пишет воспоминания о Викторе. Настоящие, полноценные воспоминания.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Нюша »

Да, Анита, ты права, причина написания воспоминаний у Егоровой и Рудинштейна разные. В одном случае любовь, а в другом совсем другое чувство... Хотя оппоненты Егоровой тоже обвиняли её в чувстве обиды и личной творческой несостоятельности... Ну да Бог им судья, как говорится.

Не знаю почему, но есть у меня ощущение, что Наташа всё-таки скажет своё слово, когда время придёт. Вот и Рашид Нугманов говорил на форуме своего сайта (надо отметить, что все высказывания взяты мной именно из этого сайта):
Рашид Нугманов wrote:О мемуарах речи не заходило, но, разумеется, она могла бы написать блестяще - пожалуй, лучше, чем кто-либо другой на этом свете. Она давно вынашивает планы о телевизионном фильме, связанным с архивом Виктора. Будем надеяться, что однажды эта затея увидит свет.
Вот ещё несколько высказываний людей, которых в документальных фильмах о Викторе не увидеть:
Hidden text:
Рашид Нугманов wrote:Виктор в жизни был очень притягательным человеком для близких: открытым и веселым. Сдержан и вежлив с малознакомыми. И полностью закрыт с теми, кто был ему неприятен. При этом в нем начисто отсутствовала агрессия.
Юрий Айзеншпис wrote:...что касается Цоя, то все звезды России по человеческим качествам его не перевесят. Он был очень добрым человеком и контролировал себя всегда и везде. Если Он кем-то из группы недоволен, он с этим музыкантом мог поговорить не повышая голоса, но в то же время очень убедительно. Это большое мастерство, за что его все уважали. Он не ругался, никогда не кричал, никогда не повышал голоса.
Кирилл Разлогов wrote:...я устроил свою сестру Наташу работать к Соловьеву ассистенткой режиссера на фильм «Асса», она там познакомилась с Цоем, и так Виктор попал в наш дом. Мы стали общаться… Не скажу, что особенно часто, потому что они как-то особо существовали с Наташей. Тем не менее, мы уже были достаточно знакомы. Тогда меня тронул тот момент, что несмотря на то, что он уже был звездой, никаких сложностей в общении с ним не было вообще. Мы были представителями разных поколений, я был значительно его старше, и мы обменивались впечатлениями по поводу того, что происходило вокруг нас, по мере того, как встречались за столом. Думаю, что нас связывала общая симпатия к Джеймсу Дину… Вообще, с ним было интересно говорить на самые разные темы – он всем интересовался. Он был человеком достаточно образованным. И, тем не менее, многие вещи, которые он не в полной мере представлял, я ему объяснял, а он мне объяснял что-нибудь про наше житье-бытье в советское время.
А вот этот вопрос форумчанина, заданный Рашиду Нугманову очень перекликается со словами Наташи о том, что Цой "не является продуктом своей среды, он не является сыном своих родителей, он не дитя своего времени":
Hidden text:
Здравствуйте, уважаемый Рашид! У меня есть один практический вопрос, ответа на который нигде не находил.
Я, до сих пор, слушая записи Виктора Цоя, нахожу в строчках (которые слышал много раз) что-то новое, которое в точности определяет современную действительность. И это "новое" было написано четверть века назад в сущности молодым парнем! Это просто поразительно!
Итак, если убрать излишнюю мистику, то Виктор Цой, с точки зрения законов физики и т.д. - это
обычный человек, каких миллионы. Его отличие от других определяется его мыслями и убеждениями. Но мысли и убеждения, по этим же научным законам не могут возникать ниоткуда. Они формируются у человека годами родителями, друзьями, школой и т.д. Сам Виктор, в одном из интервью, говорил, что родители вообще не могут влиять на ребенка, кроме как дать ему образование, т.к. это самостоятельная личность. Наша совковая среда обитания тоже не предрасполагает к особому мыслительству. Так откуда же взялся этот феномен под именем Виктор Цой? Известно, что Цоя привлекало творчество Михаила Боярского, а также фильмы с Брюсом Ли. Но здесь, мне кажется, все-таки больше эпатажа. Еще известно, что Виктор увлекался восточной философией. Может быть в этом секрет? Тогда хотелось бы знать, какие именно книги ему довелось прочесть? Что-то же должно было дать толчок в его уникальном пути?
Если у Вас с ним не заходил разговор на эти темы, то был бы благодарен, если бы Вы поинтересовались у других, близко знавших его людей. Просто, очень интересно! Спасибо. Михаил.
Рашид Нугманов wrote:Толчки в жизни дает не какая-то прочитанная книга, а такое совокупное множество разных факторов, включая врожденные, что любой их анализ будет профанацией. Извините, Михаил, что не могу вам дать того простого ответа, который вы, вероятно, ждете. Но его нет.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Нюша »

Ещё выдержки высказываний о Цое, но уже как о вневременной личности.
Это уже к обсуждениям статьи Жоэля Бастенера "Истёкший срок рока", которую перевела и выложила Наталья/Марина Леско. Собственно, именно она и была инициатором идеи этой статьи:
Кстати, идея этой статьи родилась из нашего с ним разговора о том, что в Тбилиси (где Жоэль сейчас работает атташе по культуре) до сих пор поют песни Цоя. Мы поразмышляли о том, как замысловато распорядилась судьба героями восьмидесятых, и я попросила его рассказать мне о том времени. И он выполнил мою просьбу. А я перевела, потому что мне это показалось интересным.
В целом, читателям понравилась статья. Возникли только два вопроса: чем плоха идея открытия памятника и почему Жоэль остановил свой выбор именно на тех группах, а не на БГ, Кинчеве или Науменко?
Hidden text:
Жоэль Бастенер wrote:По поводу памятника.
Я не владею полной информацией о проекте госпожи Матвиенко, но при виде ужасного московского мотоциклиста, равно как и уродливой доски на здании Камчатки, не без веских на то оснований, готовлюсь к худшему. И мне нечего добавить к словам Наташи: «Вы как поклонники можете проявить какую угодно инициативу, и эта инициатива будет честной и осмысленной. Но чиновники, "поддерживающие" вас, и иные люди, которые примажутся к этому движению, используют впоследствии ваши добрые намерения в своих совсем порой нечестных и уж точно не осмысленных с точки зрения нормальных людей целях. Поэтому результат может получится жалким. О вас потом никто не вспомнит, зато вспомнят о тех других. Окажется, что монумент воздвигли "наши" или что-нибудь в этом роде. Они и станут "истинными" поклонниками творчества Цоя, что едва ли украсит его образ. Мы старше и информированнее. В этом наша беда, а не вина. Все явное станет тайным. А не наоборот. Вот о чем речь.»
Я готов под этим подписаться...
...По поводу БГ, Кости, Майка и других.
Они были, вероятно, хорошими артистами, яркими людьми, обладали выраженной интуицией, и в этом своем качестве они безусловно будут представлены в моей книге. Но это были герои второго плана, а потому не произвели впечатления на тех, кто знаком с процессом творчества и может компетентно судить о нем. История скоро забудет их имена, а ядовитые замечания по поводу несуществовавших телохранителей говорят лишь о неутоленной жажде популярности. Когда я говорю, что «музыканты того поколения, отпускавшие некогда ироничные комментарии в его адрес, поют сегодня как минимум две его песни на каждом своем концерте», я имею в виду не только Кинчева, но и других, порой совсем неожиданных поклонников таланта.
Я познакомился с Костей раньше, чем с Виктором, и знал лично многих известных людей той эпохи, но остановил свой выбор лишь на некоторых из них. Многих шокировала моя строгость по отношению к десяткам отважных мальчиковых групп, которых мне постоянно предлагали, но которые не могли по моему мнению достойно представлять вашу страну во Франции.
Я не могу утверждать, что был прав на 100%, но одно очевидно – мой отказ работать с БГ, Кинчевым, Шевчуком и другими звездами той поры не было ошибкой. Кстати, в 1990 году в авангардистской тусовке считалось хорошим тоном презирать Цоя, и меня постоянно упрекали в том, что я поднял «коммерциализировавшегося Виктора» до уровня лучших представителей своего времени. Любопытно, что никто из тех «умников», с которыми я дружу и по сей день, не упрекает меня более в том, что я не отказался тогда от Кино...
...И наконец, я полностью подписываюсь под тем, что Наташа говорит о компромиссе и об удивительной неспособности Цоя прогибаться, если он чувствовал, что его образ или message могут пострадать...
...Можно еще добавить цитату из «Племянника Рамо» Дидро (1770 год):
«Думающие люди, те, что с ранних лет несли в себе энергию, отличающую разумное существо от скота, должны быть свободными и могут продавать себя обществу лишь в том случае, если им предлагают адекватную цену. А до того, они должны жить для себя, ибо являются цветами рода людского. Чем красивее эти цветы, тем более их право быть бесполезными. Ибо красота и есть их польза – своим существованием они делают честь человечеству, которое снимает с них за это все социальные обязательства».
Это рассуждение помогло мне тогда, в восьмидесятые, избежать многих компромиссов. Но я ничего не изобрел, равно как и «новые будетляне» из Питера. Мы просто были мальчишками, унесенными ветром, вот и все…
Этот его ответ породил новые недоумения:
По поводу БГ, Кости, Майка и других. Ну российская реальность такова, что в истории русского рока 1980-х уже написаны именно эти имена (+Башлачев). Для того, чтобы их забыли, нужно будет переписать историю. На мой взгляд, из Франции это сделать довольно сложно. :)...
...Резануло замечание Жоэля Бастенера про Кинчева и Шевчука - люди второго плана. Думаю, Виктор в лучшем случае посмеялся бы над таким "делением".
Каждый из этих людей сказали свое СЛОВО. Без них не представить то время - рубеж 80-90-х годов.
Просто Виктора сейчас нет с нами.
Не хочется с этим соглашаться, но приходишь к старому как мир "российскому" выводу - чтобы о тебе говорили хорошо, надо умереть, блин...
На что Наташа ответила:
Смеяться будет тот, кто прочтет эту переписку лет через сто, когда все уже будет ясно. Если бы Вы занимались историей культуры, то знали бы, что лишь единицы из тех, кому при жизни случилось стать "классиками", "звездами" и "героями" остаются в истории, и любовь народная тут ничего не решает.
Жоэль – культуролог, рассуждает как профессионал, поэтому мысль его от Вас и ускользает. Вы просто говорите о разных вещах.
И снова Жоэль
Жоэль Бастенер wrote:Вы справедливо заметили, что заслуги при жизни и актуальность после смерти слабо соотносятся друг с другом. И в каждой стране есть поговорка на эту тему. Но касательно приключений рока в России не так уж трудно отличить зерна от плевел, особенно если интересоваться, как в моем случае, именно литературной составляющей творчества. Позволю себе напомнить – я тоже лингвист и востоковед, что и позволяет мне расшифровывать малопонятные тексты, а заодно отмечать ваше их недопонимание, несмотря на то, что между нами дистанция в поколение. Моя статья не безупречна, и конечно я кое-что упустил: безусловно следовало упомянуть таких текстовиков как Егор Летов, Дмитрий Озерский, Саша Башлачев. И Вы справедливо подметили это. Вероятно я должен был проговорить, что Бутусов, Чернецкий и Скрипка тоже были в свое время достаточно убедительны. Можете на досуге навести справки и удостовериться, что со всеми этими людьми мне случилось пересечься. Я даже могу выразить глубокое дружеское расположение некоторым их них, но зачем касаться вопросов частной жизни? Я очень уважительно отношусь к персонажам масштаба Скляра, с которым, кстати, потому и дискутирую, что он талантливый человек, и способен осмыслить то, в чем я его упрекаю (полемизировать с глупцами артель напрасный труд).
Но зачем эти подробности? Они будут вне темы исследования, ибо перечитывая сегодня авторов, которые некогда забавляли меня как, например, Сергей Довлатов, или очаровывали как Юрий Домбровский, я уже вижу дистанцию огромного размера между сегодняшним днем и советским прошлым. Со временем она превратится в неодолимую пропасть, которая отсечет этих писателей от грядущих поколений, не живших той мучительной жизнью. Молодым понятнее и ближе будут пелевины, с которыми их объединяют реалии Новой России. Поэтому повторюсь: именно в этом смысле Летов и Башлачев, какими бы подлинными и трогательными они ни были, исчезнут с горизонта читателей будущего. Я не утверждаю, что Цоя не ждет забвение – этого никто знать не может, я просто говорю, что это произойдет позже, потому что вещи, о которых он говорит, не так подвластны времени и насквозь пронизаны экзистенциальными мотивами.
Natasha wrote:Я тоже лингвист. И хорошо знакома с процессом художественного творчества. А потому полностью согласна с Жоэлем...
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18442
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Анита »

Да, пожалуй, с этим можно согласиться.
Конечно, Жоэль не пророк, и в истории случаются самые неожиданные вещи. Возможно, о ком-то будут помнить дольше, чем он полагает. А возможно, забудут всех разом, без исключения. А то же "Generation П" Пелевина на меня произвело впечатление чего-то вторичного, что я и так давно знаю (как впрочем, и многие фильмы, идущие в "Закрытом показе").
Но в отношении Виктора я совершенно согласна с тем, что он - явление. Не в затёртом смысле слова, а настоящее явление. Имевшее облик обычного человека - но ведь так всегда и бывает. В этом даже нет мистики, которую охотно ищут в истории Цоя. Это Дух, Путь, искание души, которые нам были явлены. И пытаться "вычислить" его путём прочтения тех же книг, просмотра тех же фильмов, что и он - занятие неблагодарное.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Нюша
Posts: 6038
Joined: Fri 06 Jan 2006, 15:59
Location: г. Севастополь

Re: КИНO и TЕЛЕВИДЕНИЕ

Unread post by Нюша »

Да, Аниточка, я с тобой согласна по всем пунктам.
"Во всём мне хочется дойти до самой сути:
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте..."
Б.Пастернак

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Ирина
Posts: 1470
Joined: Wed 16 Nov 2011, 14:43
Location: г. Омск, Россия

Re: O музыке, песнях, мелодиях...

Unread post by Ирина »

Уж не знаю, есть ли среди нас любители такой музыки, но мне когда-то очень нравилась группа "Кино" и Виктор Цой, конечно же, потому что группа "Кино" - это Виктор Цой. Я не поклонница рок-музыки и никогда в ней не разбиралась, во всех ее течениях и направлениях, а вот это нравилось, да и сейчас нравится, очень. Есть в песнях Виктора Цоя и его текстах что-то такое необъяснимое, что притягивает, а вот что - объяснить не могу. Эти две песни - мои самые любимые у Виктора.
Кстати, в одном из своих интервью, непомню, правда, в каком и кому, Даниил говорил, что ему очень нравились в юности группа "Кино", а еще Вячеслав Бутусов и "Наутилус Помпилиус". Но это так, к слову...


"Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда, и что иногда даётся в руки, и это нечто - человеческая нежность."
А.Камю

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
vak
Site Admin
Posts: 18427
Joined: Tue 06 Sep 2011, 23:32
Location: небольшой европейский город

Re: O музыке, песнях, мелодиях...

Unread post by vak »

Я тоже не считаю себя поклонницей рок-музыки, но очень многие вещи мне нравятся. А понятие рок-музыки я для себя определяю вот так: Рок-музыка - это отражения в зеркале нашей жизни, видимые глазами молодых, ищущих свой путь и правду. К сожалению, опытные взрослые видят в нем чаще искаженные, ненастоящие и уродливые изображения.

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Ирина
Posts: 1470
Joined: Wed 16 Nov 2011, 14:43
Location: г. Омск, Россия

Re: O музыке, песнях, мелодиях...

Unread post by Ирина »

Vak, спасибо за такое определение, я с тобой согласна.
А вообще, музыка и симпатии в ней - это такая необъяснимая вещь. Ведь что-то цепляет так, что дыхание перехватывает, а что-то оставляет совершенно равнодушным, причем, бывает, у одних и тех же авторов.
"Существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда, и что иногда даётся в руки, и это нечто - человеческая нежность."
А.Камю

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links
User avatar
Анита
Мoderator
Posts: 18442
Joined: Sun 02 Apr 2006, 17:27
Location: Санкт-Петербург

Re: O музыке, песнях, мелодиях...

Unread post by Анита »

Ирина wrote:Уж не знаю, есть ли среди нас любители такой музыки
А как же! :-)
Ирина wrote:мне когда-то очень нравилась группа "Кино" и Виктор Цой, конечно же, потому что группа "Кино" - это Виктор Цой. Я не поклонница рок-музыки и никогда в ней не разбиралась, во всех ее течениях и направлениях, а вот это нравилось, да и сейчас нравится, очень. Есть в песнях Виктора Цоя и его текстах что-то такое необъяснимое, что притягивает, а вот что - объяснить не могу. Эти две песни - мои самые любимые у Виктора.
Солидарна. Спасибо, Ирина! :rose:

Link:
BBcode:
HTML:
Hide post links
Show post links