Анита wrote: ↑Sat 02 Sep 2023, 23:01
Ната, спасибо!
Olyana wrote: ↑Sun 03 Sep 2023, 11:06
Natka, присоединяюсь к "предыдущим ораторам" , очень интересный материал!
пожалуйста
Анита wrote: ↑Sat 02 Sep 2023, 23:01Как ты нашла это чудо?
случайно. Хотя-я-я-я...неоднократно убеждалась, что любые случайности на диво закономерны
Анита wrote: ↑Sat 02 Sep 2023, 23:01
насчёт Фазы. Конечно, Вайс не понял его, не распознал, ну как же так, ведь он профессиональный разведчик! Да, но мы забываем, что Вайсу-Белову на самом деле ещё совсем не так много лет.... При столкновении с обитателями лагеря, которые вызывают у него омерзение, Вайс действительно мог поддаться чувствам и пропустить именно того, кто как раз и был бы ему нужен - именно потому, что тот слишком хорошо умел притворяться. Они стоили друг друга, и вот так трагически разошлись. Я бы не винила Вайса за это.
я бы тоже - они оба шли на этот риск абсолютно сознательно. И мы не знаем так подробно всё-всё-всё про "Фазу"-Басалыгу, как про Белова-Вайса чтобы судить о том, кто из них насколько "ближе к Небу " или дальше от него. имхо
Olyana wrote: ↑Sun 03 Sep 2023, 11:06
мой фаворит-СМВ(фильм), а Щит и меч-книга, возможно, потому что я прочитала её раньше...
"...
Поэт:
...Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран..."© 
помните, как в одном интервью Даниил мимоходом отметил, что "разведчик это всегда герой или с холодным , или с разбитым сердцем"
Анита wrote: ↑Sat 02 Sep 2023, 23:01
...Знаменитая сцена с телефонным звонком ("А ты мог бы пристрелить старого друга"). В книге это было как-то иначе, сейчас точно не скажу, но ситуация была не связана со спасением детей. Но в фильме... Если бы Вайс действительно застрелил Генриха, это был бы провал. Да, детей спасли бы, но существование самого Вайса было бы перечёркнуто. Арестовали бы, отдали под суд - даже если бы и не догадались, что это советский разведчик, всё равно его жизнь была бы кончена, а вместе с ней погибло всё, над чем Вайс работал....
да, в книге действительно было многое иначе, в том числе и это - там Вайс-Белов расчетливо "подстраховался", спровоцировав Генриха на откровенность и доведя до "вызова на дуэль" в шахматы, где проигравший должен был самоубиться, оставив предсмертную записку, обеспечивающую "алиби" выигравшему. Вайс играл в шахматы лучше и они оба это знали и были готовы к исходу поединка.
Оба.
Вообще, на мой взгляд, в книге Вайс-Белов гораздо более холодно-расчетливый и прагматичный.
В кино же Басов и Любшин "оставили ему сердце". Поэтому он и "срывается с резьбы" после казни "Фазы"- лично принимает участие в налете на тюрьму, чтобы освободить Эльзу, провоцирует Генриха на открытое проявление отторжения идей нацизма, а потом и так "неоправданно рискует", открывая ему себя.
И эта знаменитая сцена
тоже открывает героев по-иному, на мой взгляд: тут Вайс-Белов устраивает "краш-тест" не только Генриху, но и себе, в первую очередь себе , своему умению разбираться в людях, в котором он сильно усомнился после того, как так фатально ошибся с "Фазой". имхо
Так что, на мой взгляд, некоторые строчки из звучащей в финале песни Михаила Ножкина всё же имеют непосредственное отношение к тому, что мы смотрели :
"...Мы для победы ничего не пожалели.
Мы даже сердце, как HЗ не берегли.
Что пожелать тебе сегодня перед боем?
Ведь мы в огонь и дым идем не для наград.
Давай с тобою поменяемся судьбою -
Махнем, не глядя, как на фронте говорят...."
и ещё далее:
"...Покуда тучи над землей еще теснятся,
Для нас покоя нет и нет пути назад.
Так чем с тобой мне на прощанье обменяться?
Махнем, не глядя, как на фронте говорят."
Теперь попробую "закольцевать" всё и всех
В этом замечательном разборе автор вполне справедливо замечает, "что Максим Исаев сохранил «личность» и поставил на службу Максу Отто фон Штирлицу...
На месте Штирлица хотелось бы побывать, вот какая штука. На месте Вайса – ну разве только мальчишкам конца шестидесятых, и то потому, что они романтику черпали из самих себя. ", но всё дело в том, что Максим Исаев - это не Александр Белов, а Йоганн Вайс для Всеволода Владимирова. И его эмоциональное выгорание и наблюдаем в Исаеве. Причем, не известно кому морально и эмоционально сложнее Белову или Владимирову - потому, что первый "задыхается в огненном кольце на обитаемом острове третьего рейха", а второй проходит свои круги ада в горниле Гражданской войны. И на его место "массовому" зрителю тоже как-то не очень хочется - то, каким мы видим его в конце тоже не оставляет места для иллюзий имхо
"Я все равно паду на той, на той единственной Гражданской..." - вот такой эпиграф я бы взяла этому герою.
( хотя своей Песней его , к сожалению, "обделили"

)
Опять же позволю себе к месту процитировать Даниила:
"- Когда Вы прочли сценарий Исаева Вас что-то удивило?
- -Удивило как он смог выжить и стать Штирлицем."